Урок 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческая проблема. Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени была самобытной русская культура этого периода?
Ресурсы: учебник, § 10; иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
План урока. 1. Какие изменения произошли в российской культуре к концу XVIII в.? Как соотносятся в развитии русской культуры традиционализм и модернизация? 2. Какими достижениями образования и культуры середины — второй половины XVIII в. может гордиться наш современник?
Ход урока
1. Для рассмотрения этого вопроса рекомендуется использовать прием «мозговой штурм». Класс делится на 7 групп: образование, книгоиздание, научные знания, общественная мысль, литература и театр, живопись и скульптура, архитектура. Каждая группа получает задание и необходимые материалы (лист бумаги, фломастеры).
Задание для мозгового штурма: дайте ответ на проблемный вопрос урока, используя информацию о вашей сфере культуры. Приготовьте постер для коллективной презентации. Время работы — 15 мин.
Готовые постеры закрепляются для всеобщего обозрения в классе. Представители всех групп получают возможность ознакомиться с мнением одноклассников и получить ответы на вопросы (члены каждой группы поочередно выполняют функции экспертов по проблеме, которые находятся рядом с постером группы). На ознакомление с презентациями отводится до 10 мин. Далее учащиеся занимают свои места и готовят краткий письменный ответ на проблемный вопрос. Время работы — до 10 мин.
2. Данный вопрос коллективно обсуждается в классе. Учащимся предлагается высказать свое мнение и аргументировать его.
В заключение урока учащиеся дают оценку степени самобытности русской культуры середины — второй половины XVIII в.
Домашнее задание: 1. Откорректировать и доработать записи, выполненные в ходе урока. 2. Выполнить задание 4 к § 10.

Задания для организации самостоятельной работы учащихся к § 10

1. На основании источника определите структуру Московского университета, его учебный план и формы проведения занятий. Какое значение для обучения в университете имела социальная принадлежность? С какими целями при университете учреждались гимназии? Какой факультет университета выбрали бы вы? Объясните, какими мотивами вы бы руководствовались.

Проект об учреждении Московского университета

§ 1. На содержание сего университета и при оном гимназии довольно 10 тысяч рублей в год.
§ 2. Чтоб сей корпус, кроме правительствующего сената, не подчинен был никакому присутственному месту...
§ 4. Хотя во всяком университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему синоду.
§ 5. Профессоров в университете будет в трех факультетах десять. В юридическом:
1. Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи.
2. Профессор юриспруденции российской.
3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою...
В медицинском:
1. Доктор и профессор химии...
2. Доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных.
3. Доктор и профессор анатомии...
В философском:
1. Профессор философии обучать должен логике, метафизике и нравоучению.
2. Профессор физики обучать должен физике экспериментальной и теоретической.
3. Профессор красноречия для обучения оратории и стихотворства.
4. Профессор истории для показания истории универсальной и российской, також древности и геральдики.
§ 9. Все публичные лекции должны быть предлагаемы либо на латинском, либо на русском языке...
§ 13. По окончании каждого месяца выбирать день субботний, в который... заставлять студентов приватно диспутоваться...
§ 14. Перед наступлением каждой ваканции иметь публичные диспуты...
§ 22. Каждый студент должен три года учиться в университете...
§ 23. Всяк желающий учиться должен явиться у директора, который прикажет профессорам его экзаменовать...
§ 26. Как в университет, так и в гимназию не принимать никаких крепостных и помещиковых людей. Однако ежели который дворянин, имея у себя крепостного человека сына, в котором усмотрит особливую остроту... оный должен наперед того молодого человека объявить вольным...
§ 28. Всяк желающий в университете слушать профессорских лекций должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук. Но понеже в Москве таких порядочно учрежденных вольных школ не находится... того ради... при Московском университете и под его ведомством учредить две гимназии: одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей.

2. Выделите в перечне факты, характеризующие политику государства в области образования в первой четверти XVIII в. — А, в середине XVIII в. — Б, в 60—90-е гг. XVIII в. — В:
1) появление светской профессиональной школы;
2) создание цифирных школ;
3) создание двухклассных и четырехклассных начальных народных училищ;
4) стремление подготовить грамотных людей для военной и государственной службы;
5) создание первых привилегированных учебных заведений для дворян;
6) появление учебных заведений для девочек-дворянок;
7) создание Академии наук;
8) открытие Московского университета;
9) стремление воспитать «новую породу людей»;
10) создание епархиальных училищ;
11) сословный характер образования.
3. В 1786 г. был издан первый законодательный акт в области образования — Устав народных училищ. На основании отрывков из источника определите принципы организации обучения в начальной школе. Сравните программу обучения в современной начальной школе и школе второй половины XVIII в. Что изменилось в обучении? Что сохранилось до наших дней и почему?












































Устав народных училищ

(извлечение)

...Учреждаются ныне такие заведения, где на основании общих предписаний преподавать будут оное юношеству на языке природном. Таковые заведения существовать должны во всех губерниях и наместничествах Российской империи, под именем народных училищ, кои разделяются на главные и на малые.
1. В каждом губернском городе быть одному главному народному училищу, состоящему из 4-х разрядов или классов, в коих обучать юношество следующим учебным предметам и наукам на языке природном. <...>
2. В 1 классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию. Начиная с познания букв обучать складывать, и потом читать «Букварь», «Правила для учащихся», «Сокращенный катехизис» и «Священную историю». <...>
4. Во 2 классе или разряде, наблюдая те же предметы христианского закона и добронравия, начинать читать «Пространный катехизис без доказательств из Священного Писания», первую часть «Арифметики»... В сем разряде начинать также обучать юношество и рисованию. <...>
6. В 3 классе следует продолжать рисовальное искусство... учение второй части «Арифметики» и первой части «Всеобщей истории». <...>
8. В 4 разряде повторять «Российскую географию», продолжать рисование, «Историю всеобщую». <...>
11. Во всех главных народных училищах кроме правил языка российского... должны еще преподаваться основания латинского для желающих учение свое продолжать в высших училищах, как-то: гимназиях или университетах, а сверх того, учение того иностранного языка, какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее, по употреблении его в общежитии. <...>
18. В главном народном училище быть 6 учителям и обучать наукам по расположению предметов и часов... занимаяся 23 часа в неделю. <...>
24. Малые училища суть те учреждения, в коих обучается юношество на природном языке учебным предметам, преподаваемым в 1 и 2 классе главного народного училища, выключая учение иностранных языков... Сии училища должны существовать как в губернских городах... так и в уездных городах.

4. Подтвердите или опровергните слова А. С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
5. Какими важными художественными принципами обогатили литературу классицизм и сентиментализм? В чем заключается противоположность этих литературных направлений? Назовите произведения второй половины XVIII в., принадлежащие каждому направлению.
6. Сравните изображения Зимнего дворца (архитектор В. В. Растрелли) и Михайловского дворца (архитектор К. И. Росси). Сформулируйте отличия архитектурных стилей барокко и классицизма.
7. Сравните изображения дома Пашкова (архитектор В. И. Баженов) и Таврического дворца (архитектор И. Е. Старов). Сформулируйте стилевые особенности классицизма.
8. Подтвердите или опровергните рассуждения автора источника, используя художественное наследие портретистов XVIII в. Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.
«Они никого не судят, художники XVIII века, и тем более не чинят расправы. Они вглядываются в свою модель — это медленное чтение человеческой души. Итоги, ими подведенные, не всегда были веселы, видели мы и печаль, и тревогу, но никогда не замечали ни гнева, ни сарказма — подобные чувства были не только не нужны, они были противопоказаны их искусству: в состоянии раздражения, насмешки и даже праведного гнева никак не разглядишь глубины человеческой души. А перед художником стояла именно эта задача»1.
9. Сравните воплощение человеческой личности средствами искусства в начале и в конце XVIII в. Какие изменения произошли? С чем они связаны?

Урок 31. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Историческая проблема. Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики?
Ресурсы: учебник, § 11; карта 11 на цветной вклейке в учебнике.
План урока. 1. Торговля, транспорт, города. 2. Специфика российской мануфактуры в первой половине ХIХ в. 3. Крепостное хозяйство.
Ход урока
Занятие целесообразно разделить на два этапа. В ходе первого этапа учащиеся самостоятельно работают с учебником и заполняют таблицу «Модернизация и традиционализм в экономике России конца XVIII — первой половины XIX в.». На втором этапе урока организуется фронтальная работа с тренировочными и познавательными заданиями к § 11 (учитель может выбрать задания из предложенных).

Модернизация и традиционализм в экономике России
конца XVIII — первой половины XIX в.

Линии сравнения Факты, свидетельствующие о модернизации экономики Факты, свидетельствующие о сохранении традиционного уклада в экономике
Общие факты Завершение формирования внутреннего рынка. Развитие рыночных отношений. Углубление специализации районов Сохранение крепостничества
Промышленность 40-е гг. XIX в. — начало промышленного переворота. Развитие вольнонаемных мануфактур Мануфактуры, основанные на крепостном труде, постепенно приходят в упадок
Торговля Появление магазинной торговли Развитие ярмарочной торговли. Активный внешнеторговый баланс. Протекционистская политика. Аграрный экспорт
Транспорт Начало строительства шоссейных дорог. Появление пароходов (1815). Начало железнодорожного строительства (1837 г. — Петербург — Царское Село; 1843—1851 гг. — Петербург — Москва) Гужевой транспорт. Продолжение строительства каналов
Город Рост удельного веса горожан, числа городов Сельское население значительно превышает городское
Крепостное хозяйство Рост эксплуатации крестьянства в связи с развитием рыночных отношений Продолжает существовать
Выводы

В первой половине XIX в. крепостнические отношения препятствуют развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства. Кризис крепостной системы не только подрывает экономику, но и ведет к обострению отношений между помещиками и крестьянами, влияет на государственную политику

Вопросы и задания
1. Используя данные историка А. А. Корнилова (1862—1925), составьте диаграмму (по возможности используйте компьютерные технологии) и определите тенденции в развитии промышленности в первой четверти XIX в.: «В 1804 г. число фабрик было 2423, в 1825 г. — 5261, число рабочих в 1804 г. — 95 202, из них вольных... — 45 625 (48%), в 1825 г. всех рабочих было 210 568, вольных из них — 114 515 (54%)».
2. О каких явлениях свидетельствует Н. А. Благовещенский (писатель середины XIX в.) в очерке «Ткацкая фабрика»? «Фабрика наша большая, прядильная и ткацкая вместе, так что материал к нам привозится в виде хлопка, а вывозится в кладовые уже в виде готовых кусков миткаля, которых при благоприятных обстоятельствах выделывается в месяц до десяти тысяч штук. Идет наша фабрика днем и ночью; работающих в ней, считая женщин и детей, около восьмисот человек, которые разделяются на четыре смены: две дневных и две ночных, причем каждому рабочему приходится работать на фабрике 6 часов ночью, а всего 12 часов».
3. В 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот. Почему, несмотря на это, российское промышленное производство в 30—40-е гг. XIX в. начинает заметно отставать от западного?
4. Подтвердите фактами или опровергните мнение «отца отечественной статистики» К. И. Арсеньева (1789—1865): «Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый источник величия и совершенства всех родов промышленности».
5. Объясните, почему стабильность крепостного хозяйства оборачивалась в начале XIX в. его застоем.
6. Сравните способы увеличения доходности помещичьих хозяйств и результаты этого процесса в черноземных и нечерноземных районах.
7. А. И. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» описывает встречу с крестьянином в ночь с субботы на воскресенье: «В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша... Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро. — Так ли ты работаешь на господина своего? — Нет, барин, грешно бы было так же работать». Какие проявления крепостнической системы хозяйства нашли отражение в этом отрывке?
8. Придумайте и разыграйте диалоги, участниками которых являются крестьяне — выходцы из черноземной и нечерноземной губерний; крепостной и государственный крестьяне.
Могли ли в действительности встретиться и поговорить ваши воображаемые персонажи?
Домашнее задание: § 11, выполнить задания к нему.































Дата: 2018-12-21, просмотров: 564.