Урок 29. ЦАРСТВОВАНИЕ ПАВЛА I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый вариант планирования
Игра «Исторические шляпы».
Историческая проблема. Почему «русский Гамлет» Павел I остался в исторической памяти как деспотичный и взбалмошный правитель? Соответствуют ли реальности эти представления о личности императора?
Ресурсы: учебник, § 9.
План урока. 1. Характеристика Павла I по историческим источникам. 2. Анализ достоверности исторических источников.
Ход урока
На уроке, посвященном Павлу I, учитель может показать, как различаются факты и мнения в исторической информации, как, изменяя слова и выражения, несущие оценочную информацию, мы создаем «другую историю». Уместно процитировать высказывание А. М. Пескова: «Император Павел I строил свою жизнь, имея в памяти великие примеры истории — Петра I и Фридриха II. Он сам об этом говорил, сам это демонстрировал. Он сам дал повод для того, чтобы в анекдотах и летописях его жизни и царствования поток уподоблений умножился, и ему стали подыскивать новые и новые прототипы: Петр III, Гамлет Датский, Дон-Кихот Ламанчский, Калигула, Нерон, Иван Грозный, Михаил Архангел... В итоге образовались мифы, в которых собственной персоне императора почти не осталось места: его облик растворился в его прообразах»8.
В начале урока учащимся предлагаются два источника (раздаточный материал).
Задание и вопрос. 1. Определите, о каком историческом деятеле повествует каждый источник. 2. Какой источник представляется вам более достоверным и почему?

Источник 1

Правительственная политика, проводимая в эти годы, вполне соответствовала личности императора — человека капризного, деспотичного, переменчивого в своих решениях и привязанностях, легко подчинявшегося необузданному гневу и столь же легко менявшего гнев на милость, сентиментальность у него соседствовала с жестокостью. Эти черты характера Павла проявлялись еще в годы, когда он был наследником престола. Два увлечения целиком поглощали его энергию: страсть к вину и страсть к муштре. <...> Не менее отчетливо прослеживается и мания преследования. Подозрительность Павла распространялась не только на придворных и вельмож, но и на членов собственной семьи. <...> Его притязания относительно сосредоточения всей полноты власти в собственных руках были беспредельны, но они далеко превосходили его способности.

Источник 2

Правительственная политика, проводимая в эти годы, вполне соответствовала личности императора — человека непредсказуемого, властного, неожиданного в своих решениях и привязанностях, легко увлекавшегося порывами негодования и столь же легко уступавшего движениям доброго сердца; сентиментальность у него соседствовала с твердостью. Эти черты характера проявлялись еще в юные годы, когда он был наследником престола. Два увлечения целиком поглощали его энергию: страсть к пирам и страсть к военному делу. <...> Не менее отчетливо прослеживается и чувство разочарования не только придворными, но и членами собственной семьи. <...> Его стремления относительно сосредоточения всей полноты власти в собственных руках были неколебимы, но они далеко превосходили возможности их осуществления.

Как правило, учащиеся догадываются, что второй источник возник на основании первого. Далее определяется историческая проблема урока.
Рекомендуется провести занятие в игровой форме, используя прием «Исторические шляпы». Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает от учителя шляпу (карточку) определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю. Если этот прием не использовался ранее, учитель объясняет смысл каждого цвета и особенности деятельности каждой группы (краткие рекомендации могут быть написаны на шляпе-карточке).
Белый цвет — шляпа объективного наблюдателя. Группа, получившая белую шляпу, должна собрать конкретные факты, не оценивая их. Желтый цвет — шляпа оптимиста. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в информации о деятельности Павла I. Черный цвет — шляпа пессимиста. Группа, получившая черную шляпу, должна выделить все неудачи в деятельности императора. Красный цвет — шляпа эмоционального участника. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали участники исторического процесса (Павел I, Екатерина II, Александр Павлович, представители дворянства, заговорщики) и как они могли повлиять на принятие исторических решений. Синий цвет — шляпа философа. Группа, получившая синюю шляпу, должна обсудить и высказать свою точку зрения о том, соответствуют ли реальности представления о личности императора.
Этапы работы
Первый этап. Обсуждение в группах (не более 10 мин).
Второй этап. Выступления представителей групп (до 5 мин, всего — 25 мин). Представители других групп имеют право после сообщения задать уточняющий вопрос.
Третий этап. Учащиеся получают возможность высказать свою точку зрения по вопросу, над которым работала группа «Синяя шляпа» (до 5 мин).
Домашнее задание: выполнить задание 6 к § 9 (письменно).
Второй вариант планирования
Самостоятельная работа с источниками.

Источник 1

А. Г. Бриннер10. История Павла I

(извлечение)

1801 г., ночь с 11 на 12 марта — дворцовый переворот: убийство императора Павла I. «Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно. Недовольный системой управления, он не мог найти вокруг себя талантливых людей, чтобы заменить ими прежнюю. Желая водворить порядок при дворе и администрации, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого» (С. Ф. Платонов).
Резкие колебания во внешнеполитическом курсе Павла I, его сумасбродные поступки восстановили против него общественное мнение. В атмосфере негативного отношения ко всем без исключения поступкам императора возник заговор в придворных и гвардейских кругах, ставивший целью возведение на престол старшего сына Павла I великого князя Александра Павловича, любимого внука покойной императрицы Екатерины II. В свое время Александр отказался стать наследником престола в обход отца. Павел I знал об этом и до поры до времени ценил лояльность сына. Однако в последний год жизни и царствования у него испортились отношения и с женой, императрицей Марией Федоровной, и с двумя старшими сыновьями — Александром и Константином. Они знали о возникшем у их отца плане назначить своим наследником принца Евгения Вюртембергского и не могли не действовать. Единственным условием Александра Павловича, посвященного в замысел заговорщиков, было сохранение свергнутому императору жизни.
Во главе заговора стоял петербургский генерал-губернатор П. А. Пален. Другими видными заговорщиками были братья Платон, Николай и Валерьян Зубовы, генерал Л. Л. Беннигсен и командир Преображенского полка генерал Талызин. Переворот свершился в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Перед самым выступлением П. А. Пален сказал своим единомышленникам зловещую фразу: «Помните, господа! Чтобы полакомиться яичницей, надо сначала разбить яйца». Судьба императора была предрешена. Караулы в Михайловском замке — резиденции Павла I — несли в ту ночь части, командиры которых были вовлечены в заговор. Единственный преданный императору караул полковника Саблукова был обманом удален из дворца.
Первый отряд заговорщиков, вступивший в Михайловский замок, насчитывал всего 12 человек, но все караулы расступились перед ним. Однако когда будущие цареубийцы ворвались в спальные покои государя, они обнаружили, что там пусто. Все растерялись, лишь генерал Беннигсен сохранил присутствие духа и, подойдя к постели Павла I, пощупал ее. Оказалось, что она еще хранит тепло человеческого тела, и генерал нашел императора, спрятавшегося за камином. Павлу I предложили подписать заготовленное заранее отречение. Он отказался, и тогда свершилось цареубийство. Первым нанес удар государю Николай Зубов, зять А. В. Суворова, физически очень сильный человек. Он был одним из тех, кто держал императора. Когда Павел попытался вырваться и толкнул Зубова рукой, тот ударил его золотой табакеркой в висок. Царственный пленник упал, и тогда на него обрушился целый град ударов. Затем уже чуть живого Павла генерал Чичерин и князь Яшвиль задушили гвардейским шарфом, снятым с офицера Скарятина.
Узнав о смерти отца, Александр Павлович заплакал, но Пален, сообщивший ему о случившемся, прикрикнул на нового государя: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать и покажитесь гвардии...» Мрачная эпоха Павла закончилась, начиналась блестящая эпоха Александра Благословенного, который прежде всего вернул всех сосланных своим отцом. Таких оказалось 12 тысяч человек.

Источник 2

Записки Н. А. Саблукова11 о перевороте 1 марта 1801 г.

(извлечение)

12 марта, между четырьмя и пятью часами утра, когда только что начинало светать, весь полк был выстроен в пешем строю, на дворе казарм. Отец Иван, наш полковой священник, вынес крест и евангелие на аналое и поставил его перед полком. Генерал Тормасов громко объявил о том, что случилось: что император Павел скончался от апоплексического удара и что Александр I вступил на престол. Затем он велел приступить к присяге. Речь эта произвела мало впечатления на солдат: они не ответили на нее криками «ура», как он того ожидал. Он затем пожелал, чтобы я, в качестве дежурного полковника, поговорил с солдатами. Я начал с лейб-эскадрона, в котором я служил столько лет, что знал в лицо каждого рядового. На правом фланге стоял рядовой Григорий Иванов, примерный солдат, статный и высокого роста. Я сказал ему:
— Ты слышал, что случилось?
— Точно так.
— Присягнете вы теперь Александру?
— Ваше высокоблагородие, — ответил он, — видели ли вы императора Павла действительно мертвым?
— Нет, — ответил я.
— Не чудно ли было бы, — сказал Григорий Иванов, — если бы мы присягнули Александру, пока Павел еще жив?
— Конечно, — ответил я...
Я скомандовал первому взводу сесть на лошадей и велел взводному командиру, корнету Филатьеву, непременно показать солдатам императора Павла, живого или мертвого... Два ряда были впущены и видели тело императора.
По прибытии штандартов, им были отданы обычные почести с соблюдением необходимого этикета. Их передали в соответствующие эскадроны и я приступил к присяге. Прежде всего я обратился к Григорию Иванову:
— Что ж, братец, видел ты государя Павла Петровича? Действительно он умер?
— Так точно, ваше высокоблагородие, крепко умер!
— Присягнешь ли ты теперь Александру?
— Точно так... хотя лучше покойного ему не быть... А, впрочем, все одно: кто ни поп, тот и батька.

Вопросы и задания
1. На основании источника 1 определите причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
2. Сравните информацию источника 2 и высказывание императрицы Елизаветы Алексеевны (жены Александра I): «Все тихо и спокойно, если не говорить о почти безумной радости, охватившей всех от последнего мужика до высших слоев общества...» Как вы объясните противоречия между высказыванием Елизаветы Алексеевны и информацией документа 2?
3. Дайте оценку извлечению из «Истории Павла I» как историческому источнику (см. урок 2).
4. Определите полезность источника 2.
5. Информацию какого источника вы считаете более достоверной? Аргументируйте свою точку зрения.
Домашнее задание: ответить на вопросы 1—3 к § 9 (устно).

1 При составлении таблицы использованы материалы: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. — М., 1992; Пушкарев Л. Н. История в общественном сознании России XVII в. // Вопросы истории. — 1997. — № 9.
2 См.: Анисимов Е. В. Петр I: Рождение империи // Вопросы истории. — 1989. — № 7.
3 Договор с Персией будет фактически денонсирован при преемниках Петра I. В 1733 г. по Рештскому договору Персия вернет все уступленные провинции, российские войска будут выведены из Дагестана.
4 См.: Волкова И. И., Курукин И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII—XX вв. // Вопросы истории. — 1995. — № 5—6.
5 См.: Курукин И. В., Волкова И. В., Леонов С. В. История Отечества. Пособие для школьников и поступающих в вузы. — М., 2003.
6 См.: История Отечества: новые подходы к содержанию предмета / Под ред. Е. П. Иванова. — Псков, 1994.
7 Нольте Г.-Г. Русские «крестьянские войны» как восстания окраин // Вопросы истории. — 1994. — № 11.
8 См.: Дьяков В. Обвал. Как исчезла с карты Речь Посполитая // Родина. — 1994. — № 12
9 См.: Песков А. М. Павел I. — М., 1999. — (Серия ЖЗЛ).
10 А. Г. Брикнер — профессор русской истории Дерптского университета. «История Павла I», изданная в 1897 г., стала первым историческим исследованием на ранее запретную тему.
11 Записки Н. А. Саблукова // Цареубийство 11 марта 1801 г. Записки участников и современников. — М., 1990.

 

     
         

 



















































Дата: 2018-12-21, просмотров: 713.