Материализм
Диалектический Исторический
Общественно-экономические формации
(способ материального производства, форма эксплуатации, классы)
Первобытнообщинная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Коммунистическая (Социалистическая – I фаза)
Схема 2
Философия прагматизма
Схема 3
Схема человеческой психики (по З. Фрейду)
Сверх-Я Super-Ego (мораль и другие общественные установления)
Я Ego (чистое сознание)
Оно Id (бессознательное)
либидо
Эрос (инстинкт жизни)
и Танатос (инстинкт смерти)
Психоанализ
Схема 4
Разновидности экзистенциализма
Экзистенциализм
«атеистический», светский религиозный
Россия: Н.А. Бердяев, Л. Шестов,
Германия: М. Хайдеггер, К. Ясперс,
Франция: Ж.-П. Сартр, А. Камю Г. Марсель
Испания: Х. Ортега-и-Гассет
Тема 6. Русская философия
Наша страна далеко не сразу стала обладательницей собственной философии, отражающей ее своеобразие, особенности национального менталитета. Уже в XI-XII вв. появляются сочинения русских мыслителей, содержащих самостоятельное философское осмысление судеб страны, ее места среди христианских народов («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона). В философском развитии России большая роль принадлежит таким учебным заведениям как Киево-Могилянская академия (Киев) и Славяно-греко-латинская академия (Москва) (обе – XVII в.). Однако вплоть до XIX в. можно было говорить о философии в России (в виде идей, заимствованных из Византии и с Запада), но не о собственно русской философии. Первым самобытным философским направлением считается славянофильство.
Главные вопросы, всегда волновавшие русских мыслителей – смысл и цель истории, человек и его судьба, место и роль России в мировом процессе. Русская философия, в отличие от западной, характеризуется ориентацией на духовно-нравственные проблемы, преимущественно религиозной направленностью. Тем не менее развивалось и российское свободомыслие (социально-политические сочинения декабристов, творчество Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.Н. Писарева).
Предпосылками формирования уникальной отечественной философии являются: язычество, культ родной земли, коллективизм и общинность, принятие христианства, русская средневековая литература, феодальная раздробленность, процессы политического единения Древней Руси, приобщение Руси к мировой культуре через Византию, идея богоизбранничества Руси – «Москва – третий Рим», влияние западной философии.
Как уже отмечалось ранее, в XVIII в. в России, как и в Европе, наступило Просвещение. Основная заслуга в развитии отечественной науки и образования принадлежит М.В. Ломоносову – ученому-энциклопедисту, естествоиспытателю. Заслуги его перед российской культурой огромны. Что касается философии, Ломоносов был сторонником деизма, создал корпускулярную теорию (корпускула подобна молекуле). Необходимо назвать также А.Н. Радищева, выступившего с критикой самодержавия и крепостничества, и Н.И. Новикова – книгоиздателя и инициатора переводов трудов западных мыслителей.
Инициировал спор о месте России в мировом процессе П.Я Чаадаев («Философические письма»). Он придерживался религиозно-философской концепции сознания и человека, однако именно он начал говорить о необходимости единения России с другими народами, оторванности России от мирового процесса (что сначала рассматривалась им как недостаток, потом как преимущество). Идею самобытности России, наличия у нее собственного пути развития, отличного от западного – пагубного, утверждали славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.). Их философия была идеалистической. Знаменито утверждение славянофилов о том, что вера должна быть разумной, а разум – верующим.
Противниками славянофилов были западники, выступавшие за необходимость западного пути развития России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.). Необходимо помнить, что оба лагеря объединяла искренняя любовь к своей Родине и недовольство ее настоящим положением.
Большинство западников развивали материалистические идеи. Так же и представитель революционно-демократического направления – Н.Г. Чернышевский – понимал сознание как свойство высокоорганизованной материи – мозга и развивал теорию разумного эгоизма.
XIX в. заслуженно называют «золотым веком» русской философии. До сих пор на Западе популярно толстовство и его основатель – великий русский писатель Л.Н. Толстой. Он развивал идею нравственно-религиозного прогресса в сознании, выступал за создание «истинной религии» на этической основе. Главная же идея Толстого – непротивление злу силой, которая, с одной стороны, получила огромную популярность (стоит назвать М. Ганди)¸ а с другой – подверглась критике: Вл.С. Соловьев утверждал, что добро должно уметь защищаться, а И.А. Ильин пишет «о сопротивлении злу силой».
Ф.М. Достоевский был сторонником почвенничества (позднего варианта славянофильства с идеей мессианской роли русского народа как носителя высшей духовной истины). Писателя-философа волновали более всего этические проблемы личности, свободы, добра и зла. Истина, по Достоевскому, есть добро. Вспомните знаменитую фразу: «Красота спасет мир». Обращение к глубоко личностным вопросам сделало Достоевского предшественником одного из самых популярных направлений XX в. – экзистенциализма. На примере Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского видно, насколько сильно сблизились в XIX в. литература и философия. Прежде всего, это позволило философии избежать жесткой цензуры, поскольку статус «любомудрия» в России был весьма неустойчивым – философию то запрещали, то разрешали (в том числе, в университетах), и она нашла спасение в литературе.
Фигура Вл.С. Соловьева – знаковая для отечественной философии: именно с ним связан выход русской философской мысли на мировую арену. Он первый и, наверное, единственный в России пытался создать философскую систему. В ее основе – понятие Абсолютного добра, обладающего чистотой, полнотой и силой. Главная идея в учении Соловьева – всеединство, нашедшая выражение в концепциях Богочеловечества, цельного знания (объединяющего философию, богословие и науку) и вселенской церкви (в настоящее время в духовных кругах очень популярен экуменизм – движение за объединение церквей). Важнейшими нравственными качествами человека являются стыд, жалость и благоговение (отношение человека к самому себе, другому человеку и Богу). Государство понимается как социально организованная жалость. Конечно, философская система Соловьева была религиозной. Посредницей между Богом и человеком выступает София – премудрость Божия (вспомните происхождение термина «философия»). Философия и творчество Вл.С. Соловьева во многом определило идеалы Серебряного века русской культуры.
Оригинальным и уникальным направлением русской мысли стал космизм. В отношении западной философии, мы говорим о космологии (учении о Космосе, например, Коперника и Бруно) или космоцентризме (в античности), в основном, с точки зрения исследовательской. Русский космизм – учение о духовно-нравственном освоении космоса, единстве с ним. Можно сказать, космизм отличается от космологии так же, как русская философия от западной. Различают формы русского космизма: религиозный (Н.Ф. Федоров), художественно-эстетический (М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др.) и естественнонаучный (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). Н.Ф. Федоров – основатель религиозного варианта космизма. «Философия общего дела» – это грандиозный проект воскрешения умерших путем объединения усилий Бога и человека. Федоров утверждал необходимость активного преодоления смерти и освоения Вселенной. Естественнонаучный космизм XX в. практически воплощает идею единства человека и Космоса. Наиболее последовательным является учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Особо нужно отметить русский духовный ренессанс конца XIX – начала XX вв., т.н. «серебряный век» отечественной философии. Одной из важнейших задач русской религиозной философии было обоснование и обретение веры в условиях напора позитивизма и социального радикализма. Реакцией на потерю религиозно-нравственных ориентиров и было течение, получившее общее название богоискательства, а затем – богостроительства (в условиях победившего большевизма). Религиозный экзистенциализм периода, определяемого временем Первой мировой войны, представлен такими именами, как Н.А. Бердяев и Л. Шестов. Соловьевскую традицию «всеединства» развивал в своем многоплановом творчестве П.А. Флоренский. Философию интуитивизма представляли в отечественной мысли системы С.Л. Франка и Н.О. Лосского («идеал-реализм»).
Значительное влияние в начале XX в. в русской умственной культуре принадлежало кантианству и неокантианству (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, С.И. Гессен, Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун и др.).
Уникальным явлением представляется и евразийство с его идеей России – «Евразии» (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий) и русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Феноменология в России XX в. представлена такими крупными философами, как Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев.
Историческая судьба философии в России XX в. была трагичной. Идеологическая программа Советской власти не терпела инакомыслия, и все философы немарксистского направления под угрозой ареста и расправы вынуждены были покинуть родину («философский пароход» 1922 года – кампания советского правительства по высылке за границу, в пожизненную эмиграцию, представителей русской духовной элиты.). Данная акция спасла от ареста и расстрела многих впоследствии всемирно известных философов. Те, кто решил остаться, либо были расстреляны, либо погибли в лагерях от голода, болезней и непосильного, изнуряющего труда.
Таким образом, русская философия XX в. развивалась в двух направлениях:
– марксизм-ленинизм в СССР (Г.В. Плеханов; Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин; И.В. Сталин)
– русская религиозная философия, в основном, русского зарубежья, развивавшая традиции отечественной мысли XIX-XX вв. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.И. Шестов).
В золотой фонд отечественной философской мысли вошли сочинения мыслителей неомарксистского и немарксистского направлений советской эпохи: А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили.
Возрождение даров русской философии происходит в наше время, после окончания господства марксистской идеологии, получившей государственную поддержку в качестве «единственно научной». В то же время идет процесс широкого влияния западной и, в целом, мировой философской мысли, на современную отечественную философию (герменевтика, психоанализ, постмодернизм, философия науки, философия техники и др.).
Схема 1
Дата: 2018-09-13, просмотров: 532.