Особое место в философии Нового времени занимает немецкая классическая философия конца XVIII -начала XIX вв. Она носила энциклопедический характер и была построена по типу философской системы, т.е. включала в себя все разделы философского знания: онтологию, гносеологию, аксиологию, логику, этику и т.д.. Центральной была идея развития. Предпосылками немецкой классической философии были: учение Х.Вольфа, И.В. Гёте и других просветителей; немецкий романтизм; учение А. Смита; открытия в естественных науках.
И. Кант – основатель немецкой классической философии, создатель знаменитых критик – «Критики чистого разума» (метафизика), «Критики практического разума» (этика), «Критики сопособности суждений».
В докритический период Кант занимался естественнонаучными проблемами (в частности, он является автором концепции происхождения Солнечной системы из газопылевого облака).
В теории познания Кант придерживается позиции агностицизма, выделяя феномены (явления, доступные познанию) и ноумены («вещь-в-себе» – сущность вещи, не доступная человеческому разуму). Познавая мир, мы накладываем на него доопытные (априорные, но не врожденные) формы познания, в частности – пространство и время. Человеческий разум, по Канту, ограничен собственно самой «человечностью» и не может выйти за свои пределы. В процессе познания он приходит к противоречиям (антиномиям). Религия немецким философом трактуется в «пределах только разума».
В основе этики Канта – понятие безусловного морального долга – категорического императива. Известны три формулировки этого универсального морального закона:
– Поступай так, чтобы твое поведение могло иметь силу всеобщего закона (можно сказать, это вариация древнего «золотого правила нравственности»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой);
– Всегда относись к человеку как к цели и никогда – как к средству;
– Уважай в другом автономию его воли.
Кант категоричен в своих утверждениях по вопросам морали. Даже «ложь во спасение» осуждается им как нарушение категорического императива.
И.Г. Фихте – представитель субъективного идеализма. В центре его философии стоит понятие «Я» – творческого субъекта. Объект – «не-Я » – результат свободной творческой деятельности Я.
Творчество Ф.В.Й . Шеллинга проходит несколько этапов:
– натурфилософия (природа понимается как становление духовного начала, динамическое единство противоположностей);
– трансцендентальный идеализм (в основе которого – идея «интеллектуальной интуиции» субъективного творческого Я);
– философия тождества (в Абсолюте тождественны противоположности: субъект и объект, дух и природа, которые в процессе развития расходятся по полюсам). Свобода связана с феноменами добра и зла, добро в социальном существе – человеке – побеждает зло.
– философия откровения.
Грандиозной фигурой в истории европейской философии является Г.В.Ф. Гегель. Он создает систему абсолютного идеализма. В основе бытия – Абсолютная идея (или Мировой дух), которая в своем развитии проходит три этапа:
1. Тезис – пребывание Абсолютной идеи в самой себе, в сфере чистого мышления (стадия абсолютного духа);
2. Антитезис – природа как инобытие («иное, противоположное бытие») Абсолютной идеи (стадия объективного духа);
3. Синтез – возвращение Абсолютной идеи к самой себе в мышлении человека (стадия субъективного духа).
Если до Гегеля философия стремилась постичь бытие, то у него само бытие становится философией, идеей. Все учение пронизывает идея развития. История понимается как шествие мирового духа по земле, прогресс в развитии свободы (восточный мир, античный мир, германский мир). Гегель разрабатывает категорию гражданского общества.
Гегель – основатель диалектики как науки, он разработал категории и вывел законы диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей; 2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 3. Закон отрицания отрицания, или диалектического отрицания. Гегель выступил с критикой агностицизма Канта, сказав, что сущность должна проявляться, а явление быть существенным.
Завершает немецкую классическую философию Л. Фейербах – единственный сторонник материализма. Однако его материализм – антропологический, поскольку человек понимается как высший продукт природы. Главное человеческое чувство, по Фейербаху, – любовь.
Известно высказывание философа: «не Бог создал человека, а человек – Бога». Однако именно смена мировых религий является движущей силой истории. Но истинной религией будет такая, в которой «человек человеку Бог».
В философии Фейербаха меняется соотношение субъекта и объекта. Объект не противопоставляется субъекту, как, например, у Фихте, а выступает в качестве равноправного «собеседника» субъекта:
Я ↔Ты. Впоследствии данный принцип получил название диалогизма (в отечественной философии М.М. Бахтин).
Во 2-й половине XIX в. на смену идеалам классического философствования приходят новые направления и школы.
Схема 1
Дата: 2018-09-13, просмотров: 446.