П.Я. Чаадаев
Славянофилы Западники
Самобытность России необходимость
западного пути развития
А.С. Хомяков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
И.В. Киреевский, Т.Н. Грановский и др.
братья Аксаковы и др.
Схема 2
Философия всеединства Вл.С. Соловьева
Всеединство (единство многообразия, мир как «божественный организм»; Бог – «всеединое сущее»)
Богочеловечество (Бог и человек – два центра Вселенной, движущиеся навстречу друг другу; человечество – «второй Абсолют»)
Цельное знание (теософия): синтез религии, философии и науки
Идея вселенской Церкви: экуменическое движение
Тема 7. Учение о бытии (онтология)
Категория бытия
Бытие – самая широкая философская категория. В обыденном понимании этим словом обозначается то, что было, есть и будет. Синонимами являются космос, мир, вселенная, природа. Философия определяет бытие как предельно широкое понятие о существовании. Это вершина философской абстракции, с помощью которой можно сравнить абсолютно противоположные вещи только потому, что они существуют (или существовали).
Можно сказать, что онтология – учение о бытии – это и есть философия, ведь бытие объединяет в себе все остальное: сознание, материю, человека, общество и т.д. Неслучайно остальные философские категории называют онтологическими, т.е. раскрывающими, уточняющими бытие. Наиболее близкими категориями являются: сущее, существование, сущность, субстанция (первооснова). Противоположной категорией является ничто, небытие.
Различают материальное (физический, природный мир, мир вещей) и идеальное (духовный мир, мир сознания, мир идей) бытие. В этой связи возникает ряд философских вопросов:
– различается ли бытие вещей и бытие идей?
– в чем отличие бытия человека?
– как существует мысль?
– есть ли чистое бытие само по себе или оно существует только через многообразие форм?
– можно ли определить небытие?
Материалистическая философия сводит бытие к материи, а идеалистическая бытием называет то, что можно помыслить.
Впервые слово «бытие» употребил античный философ Парменид в VI в. до н.э. («бытие есть, небытия – нет», «почему есть нечто и нет ничто?»). Однако слово «онтология» появилось только в Новое время.
В античности наиболее ярким учением о бытии является философия Платона о мире идей (подлинном бытии) и мире вещей (неподлинном, несовершенном бытии). В Средние века Фома Аквинский приводит онтологическое доказательство бытия Бога: если Бога можно помыслить, следовательно, он существует. Надо ли говорить, что Книга Бытия открывает Библию и Яхве определяет себя «Я есть сущий».
Кант (конец XVIII в.) сводит бытие лишь к связке в суждениях, а Гегель с чистого бытия или ничто начинает все сущее. В XX в. произошел антропологический поворот в онтологии: определяющим, главным становится не бытие вообще, а бытие человека, его существование (экзистенциализм).
Учение о материи
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Классическое определение материи было дано В.И. Лениным.
Современная наука говорит о единстве и многообразии материального мира. Материя-вещество дискретна, т.е. прерывиста, представлена множеством форм. Существует также материя-поле. Выделят микроуровень, макроуровень и мегауровень материального мира. В научной картине мира господствует принцип детерминизма, т.е. причинной взаимообусловленности явлений.
В материалистической философии выделяются следующие уровни материи: неживая, живая и социальная. Происходит постепенное усложнение организации материального мира, и накапливаются свойства материи от уровня к уровню.
Свойства материи:
– объективность
– вечность
– бесконечность
– дискретность (прерывность)
– движение (способ существования материи, любое изменение)
– пространство и время (формы существования материи)
– отражение (след от взаимодействия форм материи, способность одной формы материи отражаться в другой).
Время понимают как длительность бытия какой либо формы материи, последовательность сменяющихся объектов. Главным свойством времен является необратимость. Пространство – совокупность сосуществующих объектов. Пространство и время неотделимы друг от друга и образуют пространственно-временной континуум. Они не существуют вне материи, точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Свойство отражения усложняется при движении по ярусам материального мира: от механического следа на уровне неживой материи до раздражимости и чувствительности у живых организмов и, наконец, высшей формой отражения является сознание.
Существование и развитие материи описывается с помощью универсальных законов диалектики (они были разработаны Гегелем): 1. Закон единства и борьбы противоположностей (противоположности противостоят друг другу, но и не могут существовать друг без друга: например, без зла мы бы не знали, что такое добро); 2. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений (нарастание количественных изменений приводит к новому качественному состоянию); 3. Закон отрицания отрицания (диалектического отрицания) – замена старого новым, отмирающего нарождающимся, преодоление старого новым.
Диалектика понимается как учение о всеобщих изменениях природы, общества и человека. Главные принципы диалектики: всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; развития.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 437.