Ввиду огромного многообразия философских направлений в рамках неклассического типа мышления, ограничимся кратким обзором основных из них.
1.Иррационализм решающим фактором в познании и поведении полагает не разум, а неразумное, бессознательное начало – волю, интуицию, чувства. Волюнтаризм – разновидность иррационализма, в котором разумное начало умаляется в пользу воли. А. Шопенгауэр считает интеллект лишь орудием воли к жизни. Мир – арена страданий, пожирание волей самой себя.
2. В ф илософии жизни жизнь понимается как первичная и исходная реальность. С. Кьеркегор связывает экзистенциальное мышление с духовной жизнью личности, утверждает самоценность индивида, который одинок. Ф. Ницше центральным понятием считает волю к власти, ставит на первое место биологическое начало в человеке, а интеллект остается лишь орудием для сохранения инстинктов. Ницше утверждает идеал человека, свободного от морали – «сверхчеловека». Для А. Бергсона сущность жизни постижима только с помощью интуиции.
3.Прагматизм – типичная американская философия (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Истинность знания определяется его практической полезностью для успеха поступков и действий. Задача философии состоит в создании общего метода решения реальных проблем. Познание – инструмент приспособления человека к окружающей природной и социальной среде. Задача человека – наилучшим образом устроиться в жизни.
4. Фрейдизм основан З. Фрейдом, центральная проблема данного направления (А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд) – бессознательное и его влияние на психику человека. Фрейд в человеческой психике выделяет: Оно (бессознательное, Id), Я (чистое сознание, Ego) и Сверх-Я (общественное сознание,Super-Ego в виде морали, религии и т.д.). «Я» оказывается «раздавленным» двумя другими пластами психики, и вследствие этого появляются комплексы, возникают неврозы и психозы. Психоанализ является способом «выведения» бессознательного в сферу чистого сознания и излечения невротических и психических заболеваний.
Несмотря на огромные заслуги Фрейда и его учения в медицине и психиатрии, фрейдизм ограничен ввиду узкого биологического объяснения природы человека. Главную роль, по Фрейду, играют инстинкты (половой, или инстинкт жизни – Эрос, либидо, и инстинкт смерти – Танатос).
Для неофрейдизма характерен повышенный интерес к социальным и культурным проблемам, сближение с экзистенциализмом и марксизмом.
5. Феноменология - учение о феноменах – возникающих в сознании смыслов предметов и событий; научная философия об идеальных сущностях. Главная категория феноменологии – интенциональность – направленность сознания на объект. Философия понималась как строгая наука (Э. Гуссерль).
6. Герменевтика – философия понимания, способ толкования культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. На первом месте – проблема языка (Х.Г. Гадамер).
7.Философская антропология в центр поставила проблему человека, осуществляла антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права. В рамках данного направления создается аксиология – учение о ценностях (М. Шелер)
8. Позитивизм – философское направление, утверждающее подлинность позитивного (положительного, научного, основанного на факте) знания. Знание должно проверяться на истинность через практику, опыт, т.е. верифицироваться. Философия не может претендовать на самостоятельное изучение реальности. Выделяют основные этапы позитивизма: 1) первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) и эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус); 2) неопозитивизм, решавший проблему универсального языка науки (Р. Карнап, А. Айер и др.); 3) постпозитивизм, в основе которого – поиск критерия истинности научного знания, исследование развития научного знания, этические аспекты научной деятельности (с 60-70 гг. XX в.: К. Поппер, П. Фейерабенд, И. Лакатос, Т. Кун и др.). В настоящее время постпозитивизм – основа для философии науки.
9.Экзистенциализм – философия существования, наиболее популярное философское направление в XX в. Представлен атеистическим, светским, вариантом (Германия: М. Хайдеггер, К. Ясперс; Франция: Ж.-П. Сартр, А. Камю; Испания: Х. Ортега-и-Гассет) и религиозным – персонализмом (Н.А. Бердяев, Л. Шестов)
Человек одинок, заброшен в мир, и экзистенция – существование – есть бытие-в-мире. Утверждается тотальная ответственность человека. Центральными понятиями являются экзистенциалы – состояния, определяющие существование: страх, тревога, забота, ответственность, свобода и т.д. Экзистенциалисты вводят понятие «пограничной ситуации» – ситуации между бытием и небытием когда человек наиболее остро чувствует конечность и ценность своего бытия (болезнь, голод, война, приближение смерти). Жизнь – абсурд. Современное общество не нуждается в личности, его интересует стандартный безличный человек. Сознание человека разорвано, но понять смысл своего бытия и внести смысл в бытие может только сам человек. Чтобы жить, нужно иметь мужество быть вопреки абсурду. Таким образом, экзистенциализм, возникший накануне Второй мировой войны, болезненно и точно отреагировал на страшные события XX века.
10. Постмодернизм (Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез) – отражает современное состояние общей культуры как кризисное, лишенное фундаментальных новаций. Само название «постмодернизм» или то, что наступает после модерна, после современности, – носит условный характер. Для эпохи постмодерна характерен плюрализм (множественность взглядов), децентрализация (т.е. отсутствие одного центра); сочетание известных форм и сюжетов; деконструкция, т.е. разъединение частей целого с целью придания ему нового звучания при включении в другой контекст, окружение. В социальном смысле, постмодернизм выступает против любых проявлений тоталитаризма, главная нравственная позиция человека – «никаких эксцессов!»
Схема 1
Дата: 2018-09-13, просмотров: 488.