Субъект и объект в философии Л. Фейербаха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Я                    Ты



ПРИРОДА

 



Тема 5. Философия 2-й пол. XIX – XX вв.

2-я половина XIX – XX вв. характеризуются отказом от традиций классического философствования (от принципа энциклопедичности, системности), усиленным интересом к проблеме человека в новых исторических условиях, т.е. философия стала носить антропологический характер (это был третий «антропологический поворот» после Сократа и эпохи Возрождения). Поиски смысла жизни человека и человечества осуществлялись в чрезвычайно сложных социальных условиях. В XX в. это две мировые войны; глобальные проблемы; чрезвычайно высокий темп НТП; потеря духовно-нравственных идеалов и обесценивание ценностей. Отказ от традиционной философии привел к мысли о том, что «философия мертва» (постмодернизм). Гениальные умы еще в XIX в. почувствовали назревающий кризис человеческого существования (Кьеркегор, Ницше, Достоевский). Философия снова объединяется с искусством. Практические все философские направления (а их множество в рассматриваемый период) находят продолжение в других сферах культурной жизни (яркий пример – постмодернизм).

Марксизм

Марксизм во многом является «наследником» немецкой классической философии. Данное направление было основано немецкими философами, экономистами К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-50-е гг. XIX в. Впоследствии марксизм распространился во Франции, Италии, России (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский). Предпосылками его появления были, помимо немецкой классической философии, трудовая теория стоимости А.Смита и Д. Риккардо, учения социал-утопистов (Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье), теория классов и классовой борьбы французских историков: Тьерри, Гизо, Минье), успехи в естественных и социально-гуманитарных науках (открытия в естествознании: клеточное строение; эволюционная теория Дарвина; закон сохранения и превращения энергии).

Следует подчеркнуть преобладание социального над личностным началом в человеке в марксизме. Огромную роль в его формировании сыграла материалистически истолкованная гегелевская диалектика. Вообще, марксизм – наиболее последовательное материалистическое учение в истории философии. Диалектический и исторический материализм – две стороны единого марксистского учения и его революционной программы.

Основной вопрос философии решается в пользу материи. Материя понимается как объективная реальность, существующая независимо от сознания. Энгельс выделяет 5 видов движения материи в зависимости от носителя: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

Главный тезис марксизма – «Общественное бытие определяет общественное сознание».

Одно из ключевых понятий марксизма – общественно-экономическая формация. Это исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой лежит определённый способ производства (исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.)

Производственные отношения (совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления),  взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка (совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества). В неё входят государство, политическая и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия, искусство.

Последовательная смена общественно-экономических формаций объясняется, прежде всего, антагонистическими (непримиримыми, враждебными) противоречиями между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает эти противоречия. В отличие от смены формаций, смена различных фаз (стадий) внутри одной и той же формации происходит без социальных революций, хотя и представляет собой качественный скачок. В рамках коммунистической формации происходит перерастание социализма в коммунизм, осуществляемое постепенно и планомерно, как сознательно направляемый закономерный процесс. Коммунизм представляется как «светлое будущее», бесклассовое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком (присвоение результатов чужого труда) и действует принцип «от каждого по способностям, каждому – по потребностям». Эксплуатация и классовое насилие оправданы в истории, поскольку способствуют переходу на новый этап развития.

Марксизм крайне отрицательно относился к религии, считая ее «опиумом для народа» – это была позиция воинствующего атеизма не только как мировоззрения, но и активных действий против всего, что имело отношение к культу.

В настоящее время происходит переосмысление положений марксизма, который до сих пор способен ответить на многие вопросы в социально-экономической сфере. В XX в. марксизм соединялся с несколькими философскими направлениями, в том числе, с фрейдизмом.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 406.