Тема 8. Сознание и познание. Гносеология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термины и понятия

Агностицизм, бытие, бессознательное, вера, гипотеза, гносеология, душа, заблуждение, знание, идеализм, истина, ложь, материализм, объект, познание, понимание, понятие, практика, разум, рационализм, рефлексия, самосознание, сенсуализм, скептицизм, сознание, сознание общественное, субъект, теория, эмпиризм, эпистемология, язык.

Сущность и уровни сознания

Происхождение сознания – не только сугубо научная проблема. Сознание существует (и возникает) на основе высшей нервной деятельности, человеческой психики, в то же время оно не сводится к своей биологической основе – мозгу. Важнейшим фактором его развития является социальная (общественная) среда. В качестве примера можно привести современных Маугли – дети, выросшие в среде животных, так и не смогли адаптироваться к жизни в обществе.

Сущность сознания – одна из сторон основного вопроса философии, его противопоставляют материи. В идеалистической философии сознание отождествляется с понятием «душа». В материалистической – это высшая форма отражения, свойство высоко организованной материи. Часто сознание понимают как идеальный образ реального мира. В узком смысле, сознание – совокупность знаний человека.

Уровни сознания:

– перцептивный (уровень восприятия информации),

– понятийный (перевод образов в понятия),

– информационный (уровень первичного анализа информации),

– дискурсивный (уровень суждений и умозаключений),

– самосознание (рефлексивный уровень, осознание своего «Я»),

– внимание,

– память,

– эмоционально-чувственный уровень,

– подсознание.

Огромна важность такого уровня сознания как самосознание, с которым связано проявление личностного начала в человеке.

В философии и психологии сознанию противопоставляется бессознательное (З. Фрейд) – область инстинктов, влечений, комплексов. Сюда же часто относят интуицию.

Неоспорима связь языка и мышления. Язык – это форма бытия сознания; знаковая система, служащая для хранения, обработки и передачи информации; средство общения и социокультурной преемственности. Мышление – своего рода внутренняя «речь» человека.

Сущность и виды познания

Теория познания – это гносеология. Как похожий термин часто употребляют слово «эпистемология», однако здесь все-таки акцент делается на научном познании. Гносеология изучает возможности познания, его формы и методы, условия его истинности.

В эпоху Нового времени (XVII век) онтология уступила гносеологии, ставшей главным разделом философии.

Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Знание – адекватная, проверенная информация. Целью познания является истина. Субъект познания – человек, общество; объект познания – бытие в целом, или какая-то его часть.

Говоря о возможностях и границах познания, можно выделить следующие мировоззренческие позиции:

– агностицизм – отрицание возможности абсолютного (полного) познания мира (Кант), либо познания вообще;

– скептицизм – сомнение в получении полного достоверного знания;

– познавательный оптимизм – вера в безграничность возможностей человеческого познания.

Выделяют чувственное познание, осуществляемое с помощью органов чувств, и рациональное – с помощью разума. В свою очередь, чувственное познание представлено ощущением, восприятием и представлением, а рациональное – понятием, суждением и умозаключением. В зависимости от того, что берется за основу познания, различают сенсуализм, утверждающий первенство органов чувств (Дж. Локк, Дж. Беркли), и рационализм, отдающий предпочтение разуму (Р. Декарт).

Чувственное познание результат деятельности 5 основных чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Суммировать информацию от разных органов чувств человек учится постепенно. Ощущениеэлементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Восприятие отображает не отдельные свойства, а их систему, целостность. Подразумевает согласованную деятельность нескольких или всех органов чувств. Представление – чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Большую роль при этом играют память, воспоминание, воображение.

Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность. Суждение – отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие

Формы познания:

– обыденно-практическое

– религиозное

– научное

– художественное

– философское.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Религия сосредоточена на духовном самопознании. Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования. Требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде непротиворечивой системы.

Процесс научного познания можно выразить схемой: от фактов к гипотезе (предположению), которая либо подтверждается и становится теорией, либо опровергается и считается заблуждением.

Художественное познание основывается на целостных художественных образах. Позволяет почувствовать и выразить чувства и эмоции, индивидуальность человека. Философское познание рассматривает мир как целостность.

Понятие истины

Различные трактовки понятия:

• Соответствие знаний действительности

• То, что подтверждено опытом

• Некое соглашение, конвенция

• Свойство самосогласованности знаний

• Полезность полученного знания для практики

В свое время Г.В.Ф. Гегель выделил такие признаки истины, как объективность, относительность, абсолютность, показав становление истинного знания как сложный диалектический процесс. Современное научное представление об истине строится на ее релятивистском (от. лат relativus – относительный) толковании. Абсолютная (полная) истина выступает идеалом познания. Относительная истина (неполное, дополняющееся знание) постоянно приближается к ней, но никогда не достигает. Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе; знание, которое не может быть опровергнуто. Относительная истина – знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.  Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Представлениям об истине всегда был присущ не только сугубо научно-познавательный, но и этический аспект (истина понималась как правда и справедливость).

Классическая концепция истины: истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Она всегда объективна – не зависит от желаний и настроений человек; конкретна – не бывает истины «вообще», вне четких условий; процессуальна – находится в процессе постоянного развития.

Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Негативное, в гносеологическом и моральном смысле, явление – ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Практика (от гр. praktikos – активный, деятельный) – система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности.

• Практика – источник познания.

• Практика – основа познания.

• Практика – цель познания.

• Практика – критерий истины.

Сущность науки

Объекты изучения науки: природа, человек, общество и социокультурная среда. Наука:

– форма общественного сознания.

– специфическая форма деятельности, связанная с формированием объективного, системного, доказанного знания.

социальный институт (функция – нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания).

Критерии научности знания:

1) объективность – независимость от внешних факторов;

2) системность – использование непротиворечивой совокупности принципов, теорий, гипотез и т.д.;

3) рациональная доказательность – опора на логические и экспериментальные основания;

4) возможность проверяемости и воспроизводимости научного знания (получение сходных результатов при сходных условиях эксперимента)

 

Подходы к определению критериев научности:

1) марксистский принцип. Практика – критерий истины.

2) принцип верификации, (от лат. verus – истинный, facio – делаю) – подтверждаемости научного знания – знание научно, если оно проверяется опытом.

3) принцип фальсификации (К. Поппер). Суть принципа: теория – научна, если она опровергаема. Иначе, мы имеем дело с мифом, религией, астрологией, которые объясняют всё и неопровержимы в принципе.

4) Принцип рационализма – достоверное знание может быть получено лишь на основе логических непротиворечивых построений.

 

Направления научной деятельности:

1) выявление сущностных характеристик реальности.

2) формирование непротиворечивой системы знаний.

3) построение научной картины мира (в центр научной картины мира ставится объективное знание о реальности).

4) разработка методов познавательной деятельности.

5) профессиональная деятельность (ученые, инженеры и т.д.).

6) формирование системы организаций и учреждений, занимающихся получением, хранением и внедрением знаний (научные институты, информационные центры, библиотеки)

Функции науки

1) Исследовательская – анализ закономерностей в мире.

2) Обучающая – передача научных знаний и формирование научных традиций.

3) Коммуникационная – обмен информацией между членами научного сообщества.

4) Социокультурная – наука является одним из основных элементов культуры

5) Мировоззренческая – состоит в формировании научного мировоззрения и построении научной картины мира.

 

Классификация научного знания:

1) естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе;

2) технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику;

3) человекознание (социальные и гуманитарные науки).

Это, так называемое, «горизонтальное измерение» науки.

Для естественных наук, по сравнению гуманитарными, характерна бόльшая степень объективности, основанная на эксперименте. Естественные науки оформились раньше, чем гуманитарные. В XX в. разделение между естественным и гуманитарным знанием носит все более условный характер, это связано с появлением ценностного аспекта в науке, возрастанием роли личностного фактора в ней.

Различают также («вертикальное измерение» науки):

прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы, имеют ценностное, этическое содержание;

– фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности; они формируют научную картину мира, выявляют основные законы и закономерности, ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.


Схема 1


Сознание и язык

Язык

Форма бытия сознания,

знаковая система, служащая для хранения,

обработки и передачи информации,

средство общения и социо-культурной преемственности

 


Естественный язык         Искусственный язык

 


Слово

 


Обозначение         выражение

 

объект                       понятие 

отображение

 

 

Схема 2




Процесс научного познания

теория

подтверждение

Факты        гипотеза (предположение)

опровержение

заблуждение


Схема 3


Дата: 2018-09-13, просмотров: 547.