Периодизация средневековой философии ( V – нач. XV вв.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Апологетика

(ранняя средневековая философия, «защитники» христианства)

 

 

Патристика

(V – VIII вв., учение Отцов Церкви)

 


Схоластика

(VIII – XIV вв., «школьная философия»)

 

Схема 2


Сущность спора об универсалиях (общих понятиях)

Какова природа универсалий?

 

Реализм                           Номинализм

(универсалии существуют реально)     (универсалии – имена вещей

                                                               (nomine))

 

крайний         умеренный            крайний         умеренный

Гильом из Шампо Ансельм                         И. Росцелин           У. Оккам

                          Ф. Аквинский                                                (терминизм)


Концептуализм

(универсалии – концепты, понятия)

П. Абеляр

Формы существования универсалий

до вещей                      в вещах                   после вещей

в божественном    сущность, «форма» вещей      в человеческом

разуме                                                                                 разуме

крайний реализм           умеренный реализм               номинализм


Схема 3



Спор о двух видах истин

 

Истины

     

 


веры, откровения                    разума

 

 

богословие                                  наука

Фома Аквинский

номиналисты

 

Схема 4


Мировоззренческая характеристика

Исторических типов философии

 

 

Античность                  Средние века              Возрождение

Космоцентризм             Теоцентризм         Антропоцентризм

«Космос в центре»          «Бог в центре»     «Человек в центре»

VII в. до н.э. – V в н.э.   V – нач. XV вв.    XIV – нач. XVII вв

I -й                                                                                  II -й

антропологический поворот                   антропологический поворот

Сократ                                                                    Гуманизм

 

 



Тема 4. Философия Нового времени

(XVII-XIX вв.)

Персоналии

Беркли Дж., Бэкон Ф., Вольтер М.Ф.А., Гегель Г.В.Ф., Гельвеций К.А., Гоббс Т., Гольбах П., Декарт Р., Дидро Д., Кант И., Ламетри Ж.О., Лейбниц Г.В., Локк Дж., Монтескье Ш.Л., Руссо Ж.Ж., Спиноза Б., Фейербах Л.А., Фихте И.Г., Шеллинг Ф.В.Й., Юм Д.

Термины и понятия

Автономия, абсолют, агностицизм, акциденция, антиномия, антропологизм, апостериорное, априорное, атрибут, «вещь в себе», гносеология, географический детерминизм, дедукция, деизм, диалектика, долг, дуализм, закон, идеализм, императив, индукция, категория, логика, материализм, метод, модус, монада, монизм, мораль, ноумен, общественный договор, объект, пантеизм, плюрализм, познание, прогресс, развитие, разум, рационализм, сенсуализм, скептицизм, солипсизм, субстанция, субъект, трансцендентный, феномен, эмпиризм, этика, Я.

Философия XVII - XVIII вв.

Новое время (XVII-XIX вв.) – эпоха «культа разума».  Наука занимается выработкой новых методов познания. Бурно развивается экспериментально-математическое естествознание, механистический взгляд на мир (мир – совокупность тел, движущихся по законам классической механики Ньютона), углубленно изучается природы. Происходит сближение философии и науки.

Главным разделом в философии становится гносеология – теория познания. В зависимости от того, что берется за основу познания, в ней выделяются три направления:

1. Рационализм полагает, что главенствующая роль в познании принадлежит разуму («мыслю, следовательно, существую» – Р. Декарт); по Декарту, в сознании присутствуют некоторые врожденные (априорные) идеи;

2. Сенсуализм утверждает приоритет органов чувств в познании («нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», и разум ребенка подобен «чистой доске» – Дж. Локк); крайняя степень сенсуализма, когда мир понимается только как совокупность ощущений субъекта, называется солипсизмом («быть – значит, быть воспринимаемым» – Дж. Беркли);

3. Эмпиризм основную роль отводит опыту (Ф. Бэкон).

Кроме того, развиваются агностицизм, отрицающий возможность познания мира, и скептицизм, ставящий познание мира под сомнение (Д. Юм). Согласно Юму, человек не в силах выйти за пределы своих ощущений, а опыт – это «поток впечатлений».

Важное место в гносеологии занимает проблема метода. Противопоставляются друг другу индукция (движение от частного к общему – Ф. Бэкон) и дедукция (логическая процедура движения от общего к частному – Декарт).

Родоначальником английского эмпиризма и ключевой фигурой новой философии является Ф. Бэкон. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знание – сила». Познанию, по Бэкону, мешают «идолы», или «призраки» (рода, пещеры, рынка, театра). Ученый говорил об активном преобразовании природы человеком. Бэкон заложил основы экспериментальной (классической) науки. Философия для него – это учение о методе (органоне) познания.

В Новое время возрождается интерес к проблеме субстанции – первоосновы, главным признаком которой является самодостаточность (т.е. субстанция не нуждается ни в чем другом для своего существования, кроме самой себя). Дуализм в лице Р. Декарта признает наличие двух равноправных начал: духовной (мыслящей) и материальной (протяженной) субстанции. Однако, в конечном итоге, Декарт приходит к мысли, что истинной субстанцией является Бог, роль которого сводится к первоначальному «толчку», импульсу в развитии мира (деизм).

Сторонником монизма во взглядах на субстанцию является Б. Спиноза, для которого субстанция может быть только одна – Бог, отождествлённый с природой (пантеизм), она обладает атрибутами – неотъемлемыми свойствами – мышлением и протяжением; модусы – формы проявления субстанции.

Наконец, Лейбниц утверждает тезис о множественности субстанций (плюрализм). Мир, по Лейбницу, состоит из мельчайших духовных элементов бытия – монад, высшая монада – Бог, индивидуальные монады отражают в себе свойства высшей монады (способность к восприятию). Мир, в котором живет человек, является лучшим из возможных, говорит Лейбниц – таков принцип предустановленной гармонии. Отметим, что термин «теодицея» (оправдание Бога за зло в мире) принадлежит Лейбницу, хотя эта проблема имеет значительно более древнюю историю.

Необходимо отметить и расцвет социально-политических учений в данную эпоху. Наиболее яркими представителями являются:

– Т. Гоббс – автор концепции общественного договора, согласно которой государство – земной Бог – возникло в результате соглашения между людьми для выхода из естественного состояния «вражды всех против всех» («Левиафан»);

– Дж. Локк – родоначальник английского Просвещения, большое внимание уделявший проблемам воспитания.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 510.