| Формы общественного сознания | Уровни общественного сознания | |
| Обыденный уровень (низший, практический) | Теоретический уровень (высший) | |
| Политическое | Общественная психология | Общественная идеология |
| Правовое | ||
| Экономическое | ||
| Моральное | ||
| Религиозное | ||
| Эстетическое | ||
| Экологическое | ||
| Философия | ||
| Наука | Научные знания | |
Схема 4
Виды познания
|
| |||
Сенсуализм
(признает первенство органов чувств в познании)
Дж. Локк,
Дж. Беркли
| Чувственное
(с помощью
органов чувств)
| Рациональное
(посредством
разума)
| Рационализм (признает первенство разума в познании) Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель |
Ощущение
Восприятие
Представление
| Понятие
Суждение
Умозаключение
| ||
Схема 5
Критерии истины в разных философских концепциях
| Концепция истины | Определение истины | Критерии истины |
| Классическая | Истина есть соответствие мыслей и высказываний действительности | Чувственный опыт и/ или ясность и отчетливость |
| Когерентности | Истина есть согласованность знаний | Согласованность с общей системой знаний |
| Прагматическая | Истина есть практически полезное знание | Эффективность, полезность, практика |
| Конвенциональная | Истина есть соглашение | Всеобщее согласие |
Схема 6
Классификация наук
Научное знание
(горизонтальное измерение науки)
| | |
| естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе | технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику | человекознание (социальные и гуманитарные науки) |
Научное знание
(вертикальное измерение науки)

Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы. Имеют ценностное и этическое содержание.

Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности. В их задачу входит формирование научной картины мира, выявление основных законов и закономерностей. Фундаментальные науки ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.
Схема 7
Уровни научного знания
|
Отражение внешних признаков и связей
Получение научных фактов, их описание и систематизация
| | |
|
Систематизация знаний. Формирование научных теорий
Схема 8
Дата: 2018-09-13, просмотров: 635.