Учение о материи и форме (о бытии)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма всех форм, высшая форма, вечный перводвигатель

Вещи = материя                  +                    форма

 

медный                    шар

 

(потенция, возможность,                   (активное начало)

пассивное начало)

дуализм

 

10 категорий (высказываний о бытии): сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

4 причины: материя (возможность становления), форма (действительность вещей), начало движения, цель (стимул)

 

Учение о душе

 

Три разновидности души

         
   

 


Растительная  Животная     Разумная

питание,              ощущения           рассуждение

рост,                +                           + 

размножение       желания              мышление

 


Растения                 животные          человек



Учение о государстве

 

Человек – «политическое животное»

Общество ≈ государство

 

Формы государственного устройства

Правильные формы (общая польза) Количество правящих Неправильные формы (польза для некоторых)
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинство Олигархия
Полития (власть среднего класса) Большинство Демократия

Могут перейти в неправильные


Схема 8


Философия неоплатонизма

Единое

(чистый свет)


Ум

Эманация   (подобен свету Солнца)  Экстазис

 


Душа

(подобна свету Луны)

человек

_________________

Материя

(мрак)

 



Тема 3. Философия Средних веков

И эпохи Возрождения

Средневековая философия

Средние века в Европе (V – нач. XV вв.) – период господства Церкви и христианской идеологии. Социально-экономическую основу жизни составляли город и ремесленные цеха. Развитие науки тормозилось религией, вследствие чего Средние века вошли в историю как «темные века». Вмешательство в природу считалось делом греховным. Философия, по образному выражению Иоанна Дамаскина (усилиями епископа П. Дамиани), стала «служанкой богословия».

Главными чертами средневековой философии были:

1. Теоцентризм (от греч. «Бог в центре»). Соответственно, теизм понимал Бога как первооснову сущего, участвующего в судьбе мира.

2. Креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего.

3. Провиденциализм – учение о господстве Божьего промысла в мире.

4. Эсхатологизм – учение о конце света.

5. Экзегеза – искусство толкования библейских текстов.

 

Выделяют основные этапы средневековой философии:

1. Апологетика (переходный период от античности к средневековью) – защита и утверждение христианской идеологии и первых христианских догматов (Филон, Ориген).

2. Патристика (V-VIII вв.) – «учение Отцов церкви». Главные моменты: идея откровения; учение о сверхъестественном Боге и его абсолютной власти над созданным из ничего миром; христология – учение о соотношение «двух природ» Иисуса Христа; триединство Бога; бессмертие души; проблема теодицеи – оправдания Бога за зло в мире. Представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Боэций, Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена.

3. Схоластика (VIII-XIV вв.) – «школьная философия» – религиозно-философские учения о постижении Бога в логике и рассуждении. Основные моменты: разработка проблемы универсалий (номинализм и реализм), двух видов истин (разума и откровения); повышение интереса к аристотелизму и формальной логике; господство христианских представлений; борьба с деизмом (учением, согласно которому Бог только сотворил мир, в судьбе его не участвует) и пантеизмом (концепцией слияния Бога и природы). Представители: Ансельм Кентерберийский, Росцелин, П. Абеляр, Фома Аквинский, Р. Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, У. Оккам.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Аврелий (Блаженный), внесший существенный вклад в разработку основных положений христианского вероучения. Вершиной же философско-богословской мысли средневековья считается Фома Аквинский, который восстановил и укрепил авторитет католической Церкви, из-за чего причислен к лику святых, а его учение – томизм – даже в XX в. остается официальной доктриной католицизма в виде неотомизма. Фома создал учение о ярусах бытия (от минерального мира к Богу) и оправдал материю как слабейший вид бытия. Главная его заслуга для философии состоит в примирении богословия (истин веры) и философии (истин разума). Концепция Фомы Аквинского – наиболее рациональное решение проблемы двойственной истины: одно истинное не может противоречить другому истинному, философия и теология должны заниматься своим делом и не мешать друг другу.

Важнейшей проблемой средневековой философии стал спор об универсалиях – общих понятиях. Смысл спора состоял в решении вопроса: существуют ли общие понятия отдельно от вещей (реализм умеренный и крайний) или они только имена, которые человек дает вещам (номинализм)? Своего рода умеренным номинализмом был концептуализм П. Абеляра, сводивший универсалии к концептам, мысленным образованиям.

Считалось, что универсалии могут существовать в трех формах: до вещей (в божественном разуме), в вещах (как их сущность) и после вещей (в разуме человека). Крайний реализм признавал только первую форму существования универсалий, умеренный (Ф. Аквинский) – все три, а номинализм (Росцелин) – только последнюю.

 

Говоря о влиянии религии и церкви на культурный мир средневековья, следует отметить, что на Ближнем Востоке авторитет ислама укрепился значительно позже, чем христианства в Западной Европе, поэтому философия и наука там развивались более свободно. Арабская средневековая философия соединила учение Аристотеля с новыми достижениями математики, астрономии, медицины. Видными представителями были Авиценна (Ибн Сина), отрицавший творение мира, утверждая вечность мира и Бога, и Аверроэс (Ибн Рушд), в основе учения которого – вечность мира, материи и Бога безличной мировой субстанции.

В XIII-XIV вв. в Европе появляется доказательная наука и зачатки опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам).

Философия эпохи Возрождения

Эпоха господства Церкви постепенно изживала себя, и сознание человека освобождалось, укрепляя новые идеалы эпохи Возрождения, или Ренессанса (XIV-нач.XVII вв). Схоластическое мышление сменилось естественнонаучным познанием природы и человека. Главными мировоззренческими позициями стали гуманизм и антропоцентризм (человек – творец, имеющий право на земное счастье). Произошло возвращение к античному идеалу человека. По сути, это был новый антропологический поворот (первый осуществил Сократ). Зарождалось новое религиозно направление, противопоставившее себя католицизму – протестантизм (М. Лютер).

Безусловно, «визитной карточкой» возрождения стало высокое искусство, основанное на принципе гуманизма (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и т.д.), однако и в философской жизни Европы произошло оживление – появилось множество направлений, новые концепции (деизм, пантеизм). Выделяют основные этапы ренессансной философии:

1. Гуманизм (антропоцентризм) (сер 14 в. – сер 15в) – противопоставление средневековому теоцентризму интереса к человеку.

2. Неоплатонизм (сер. 15 в. – первая треть 16 в.) – постановка широких онтологических проблем.

3. Натурфилософия (втор. пол. 16 в. – нач. 17 в.) – естественный подход к познанию мира, зарождение экспериментального метода.

Во всем многообразии имен наиболее яркие:

– Данте Алигьери – переходная фигура от средневековья к Возрождению, «первые гуманисты» Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо;

– Николай Кузанский, создавший учение об абсолютном максимуме – Боге – и абсолютном минимуме – природе («человек есть его ум»);

– Л. Валла и Пико делла Мирандола, выступившие с идеей возвышения человека, творческой способности к самоопределению, свободы воли;

 – Леонардо да Винчи, создавший философию явлений природы, стоявший у истоков экспериментального метода;

– Эразм Роттердамский, осуществивший гуманистическую переработку христианской этики;

– Н. Макиавелли – автор термина «государство», создавший идеал правителя, реализующего принцип «общего блага», одним из первых поставивший проблему соотношения политики и морали;

– Н. Коперник, осуществивший переворот в естествознании в виде гелиоцентрической системы мира (солнце в центре Вселенной, вокруг него вращаются планеты);

– Т. Мор – автор знаменитого романа «Утопия» о бесклассовом обществе и  Т. Кампанелла, написавший «Город Солнца»;

– М. Монтень, идеализировавший «естественное» состояние человека, выступивший с идеей естественного равенства людей;

– Я. Беме – христианский мистик;

– Дж. Бруно, выступивший против католической церкви с идеями пантеизма, бесконечности природы и множества миров во вселенной. Подлинным утверждением идеи «героического энтузиазма» – стала смерть философа (последний костер инквизиции в 1600 г.).

– Галилео Галилей, продолживший развивать идеи Коперника и Бруно («и все-таки она вертится») и Леонардо да Винчи, основавший экспериментальный метод.


Схема 1


Дата: 2018-09-13, просмотров: 392.