Форма всех форм, высшая форма, вечный перводвигатель
Вещи = материя + форма
медный шар
(потенция, возможность, (активное начало)
пассивное начало)
дуализм
10 категорий (высказываний о бытии): сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.
4 причины: материя (возможность становления), форма (действительность вещей), начало движения, цель (стимул)
Учение о душе
Три разновидности души
Растительная Животная Разумная
питание, ощущения рассуждение
рост, + +
размножение желания мышление
Растения животные человек
Учение о государстве
Человек – «политическое животное»
Общество ≈ государство
Формы государственного устройства
Правильные формы (общая польза) | Количество правящих | Неправильные формы (польза для некоторых) |
Монархия | Один | Тирания |
Аристократия | Богатое меньшинство | Олигархия |
Полития (власть среднего класса) | Большинство | Демократия |
Могут перейти в неправильные
Схема 8
Философия неоплатонизма
Единое
(чистый свет)
Ум
Эманация (подобен свету Солнца) Экстазис
Душа
(подобна свету Луны)
человек
_________________
Материя
(мрак)
Тема 3. Философия Средних веков
И эпохи Возрождения
Средневековая философия
Средние века в Европе (V – нач. XV вв.) – период господства Церкви и христианской идеологии. Социально-экономическую основу жизни составляли город и ремесленные цеха. Развитие науки тормозилось религией, вследствие чего Средние века вошли в историю как «темные века». Вмешательство в природу считалось делом греховным. Философия, по образному выражению Иоанна Дамаскина (усилиями епископа П. Дамиани), стала «служанкой богословия».
Главными чертами средневековой философии были:
1. Теоцентризм (от греч. «Бог в центре»). Соответственно, теизм понимал Бога как первооснову сущего, участвующего в судьбе мира.
2. Креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего.
3. Провиденциализм – учение о господстве Божьего промысла в мире.
4. Эсхатологизм – учение о конце света.
5. Экзегеза – искусство толкования библейских текстов.
Выделяют основные этапы средневековой философии:
1. Апологетика (переходный период от античности к средневековью) – защита и утверждение христианской идеологии и первых христианских догматов (Филон, Ориген).
2. Патристика (V-VIII вв.) – «учение Отцов церкви». Главные моменты: идея откровения; учение о сверхъестественном Боге и его абсолютной власти над созданным из ничего миром; христология – учение о соотношение «двух природ» Иисуса Христа; триединство Бога; бессмертие души; проблема теодицеи – оправдания Бога за зло в мире. Представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Боэций, Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена.
3. Схоластика (VIII-XIV вв.) – «школьная философия» – религиозно-философские учения о постижении Бога в логике и рассуждении. Основные моменты: разработка проблемы универсалий (номинализм и реализм), двух видов истин (разума и откровения); повышение интереса к аристотелизму и формальной логике; господство христианских представлений; борьба с деизмом (учением, согласно которому Бог только сотворил мир, в судьбе его не участвует) и пантеизмом (концепцией слияния Бога и природы). Представители: Ансельм Кентерберийский, Росцелин, П. Абеляр, Фома Аквинский, Р. Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, У. Оккам.
Крупнейшим представителем патристики был Августин Аврелий (Блаженный), внесший существенный вклад в разработку основных положений христианского вероучения. Вершиной же философско-богословской мысли средневековья считается Фома Аквинский, который восстановил и укрепил авторитет католической Церкви, из-за чего причислен к лику святых, а его учение – томизм – даже в XX в. остается официальной доктриной католицизма в виде неотомизма. Фома создал учение о ярусах бытия (от минерального мира к Богу) и оправдал материю как слабейший вид бытия. Главная его заслуга для философии состоит в примирении богословия (истин веры) и философии (истин разума). Концепция Фомы Аквинского – наиболее рациональное решение проблемы двойственной истины: одно истинное не может противоречить другому истинному, философия и теология должны заниматься своим делом и не мешать друг другу.
Важнейшей проблемой средневековой философии стал спор об универсалиях – общих понятиях. Смысл спора состоял в решении вопроса: существуют ли общие понятия отдельно от вещей (реализм умеренный и крайний) или они только имена, которые человек дает вещам (номинализм)? Своего рода умеренным номинализмом был концептуализм П. Абеляра, сводивший универсалии к концептам, мысленным образованиям.
Считалось, что универсалии могут существовать в трех формах: до вещей (в божественном разуме), в вещах (как их сущность) и после вещей (в разуме человека). Крайний реализм признавал только первую форму существования универсалий, умеренный (Ф. Аквинский) – все три, а номинализм (Росцелин) – только последнюю.
Говоря о влиянии религии и церкви на культурный мир средневековья, следует отметить, что на Ближнем Востоке авторитет ислама укрепился значительно позже, чем христианства в Западной Европе, поэтому философия и наука там развивались более свободно. Арабская средневековая философия соединила учение Аристотеля с новыми достижениями математики, астрономии, медицины. Видными представителями были Авиценна (Ибн Сина), отрицавший творение мира, утверждая вечность мира и Бога, и Аверроэс (Ибн Рушд), в основе учения которого – вечность мира, материи и Бога безличной мировой субстанции.
В XIII-XIV вв. в Европе появляется доказательная наука и зачатки опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам).
Философия эпохи Возрождения
Эпоха господства Церкви постепенно изживала себя, и сознание человека освобождалось, укрепляя новые идеалы эпохи Возрождения, или Ренессанса (XIV-нач.XVII вв). Схоластическое мышление сменилось естественнонаучным познанием природы и человека. Главными мировоззренческими позициями стали гуманизм и антропоцентризм (человек – творец, имеющий право на земное счастье). Произошло возвращение к античному идеалу человека. По сути, это был новый антропологический поворот (первый осуществил Сократ). Зарождалось новое религиозно направление, противопоставившее себя католицизму – протестантизм (М. Лютер).
Безусловно, «визитной карточкой» возрождения стало высокое искусство, основанное на принципе гуманизма (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и т.д.), однако и в философской жизни Европы произошло оживление – появилось множество направлений, новые концепции (деизм, пантеизм). Выделяют основные этапы ренессансной философии:
1. Гуманизм (антропоцентризм) (сер 14 в. – сер 15в) – противопоставление средневековому теоцентризму интереса к человеку.
2. Неоплатонизм (сер. 15 в. – первая треть 16 в.) – постановка широких онтологических проблем.
3. Натурфилософия (втор. пол. 16 в. – нач. 17 в.) – естественный подход к познанию мира, зарождение экспериментального метода.
Во всем многообразии имен наиболее яркие:
– Данте Алигьери – переходная фигура от средневековья к Возрождению, «первые гуманисты» Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо;
– Николай Кузанский, создавший учение об абсолютном максимуме – Боге – и абсолютном минимуме – природе («человек есть его ум»);
– Л. Валла и Пико делла Мирандола, выступившие с идеей возвышения человека, творческой способности к самоопределению, свободы воли;
– Леонардо да Винчи, создавший философию явлений природы, стоявший у истоков экспериментального метода;
– Эразм Роттердамский, осуществивший гуманистическую переработку христианской этики;
– Н. Макиавелли – автор термина «государство», создавший идеал правителя, реализующего принцип «общего блага», одним из первых поставивший проблему соотношения политики и морали;
– Н. Коперник, осуществивший переворот в естествознании в виде гелиоцентрической системы мира (солнце в центре Вселенной, вокруг него вращаются планеты);
– Т. Мор – автор знаменитого романа «Утопия» о бесклассовом обществе и Т. Кампанелла, написавший «Город Солнца»;
– М. Монтень, идеализировавший «естественное» состояние человека, выступивший с идеей естественного равенства людей;
– Я. Беме – христианский мистик;
– Дж. Бруно, выступивший против католической церкви с идеями пантеизма, бесконечности природы и множества миров во вселенной. Подлинным утверждением идеи «героического энтузиазма» – стала смерть философа (последний костер инквизиции в 1600 г.).
– Галилео Галилей, продолживший развивать идеи Коперника и Бруно («и все-таки она вертится») и Леонардо да Винчи, основавший экспериментальный метод.
Схема 1
Дата: 2018-09-13, просмотров: 455.