Немецкая классическая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(конец XVIII – первая пол. XIX в)

Общая характеристика

Энциклопедический характер. Философская система: онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, философия природы. Идея развития. Предпосылки: философия Х.Вольфа, И.В. Гёте и др.; немецкий романтизм; учение А. Смита; открытия в естественных науках.

Направления, философы

Основные идеи Агностицизм И Кант (1724-1804) «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений» Докритический (естественнонаучные проблемы) и критический периоды. Феномены (явления, доступные познанию) и ноумены («вещь-в-себе» – сущность вещи, не доступная человеческому разуму → агностицизм). Априорные (доопытные) формы познания. Трансцендентное и трансцендентальное. Автономия морали. Категорический императив. Этика долга. Субъективный идеализм И.Г. Фихте (1762-1814) «Наукоучение» Я (субъект) и не-Я (объект). Не-Я – результат свободной творческой деятельности Я. Трансцендентальный идеализм Ф.В.Й . Шеллинг (1775-1854). Натурфилософия (природа – становление духовного начала, природа – динамическое единство противоположностей). Трансцендентальный идеализм («интеллектуальная интуиция» субъективного творческого Я). Философия тождества (в Абсолюте тождественны противоположности: субъект и объект, дух и природа, которые в процессе развития расходятся по полюсам). Свобода связана с феноменами добра и зла, добро в социальном существе – человеке – побеждает зло. Философия откровения. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики» Основатель диалектики как науки. Вывел категории и законы диалектики (1. Закон единства и «борьбы» противоположностей; 2. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно; 3. Закон отрицания отрицания, или диалектического отрицания). Система абсолютного идеализма. В основе бытия лежит Абсолютная идея или Мировой дух. Панлогизм. 3 этапа развития Абсолютной идеи: чистое мышление, явления природы, мышление и история человечества. Идея развития. История – шествие мирового духа по земле. «Хитрость» мирового духа. Прогресс в развитии свободы (восточный мир, античный мир, германский мир). Гражданское общество и правовое государство.   Антропологический материализм Л. Фейербах (1804-1872) «Сущность христианства» Человек – высший продукт природы. Главное человеческое чувство – любовь. «Не Бог создал человека, а человек – Бога». Религия любви человека к человеку. Мировая история – смена мировых религий.

Неклассическая западная философия XIX - XX вв.

Общая характеристика

Эпоха неклассической философии. Разнообразие философских школ и направлений. Новый антропологический поворот.

Основные направления, школы Философы, основные идеи
Марксизм Предпосылки: немецкая классическая философия, английская политэкономия А.Смита, учение французских социал-утопистов (Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье). Сложился в 40-50 гг. XIX в. в Германии (К. Маркс, Ф. Энгельс), распространился во Франции, Италии, России (Г.В. Плеханов; марксизм-ленинизм – В.И. Ленин, И.В. Сталин и др.). Диалектический материализм и исторический материализм Философия, политэкономия, научный коммунизм К. Маркс (1818-1883) «Капитал», Ф. Энгельс (1820-1895) «Диалектика природы» Общественное бытие определяет общественное сознание. Понятие базиса и надстройки. Материальное производство, производительные силы и производственные отношения. История – смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1 фаза – социализм). Идея социалистической революции. Классовый подход к обществу. Атеизм.
Иррационализм (решающим фактором в познании и поведении является не разум, а неразумное, бессознательное начало – воля, интуиция, чувства). Волюнтаризм – разновидность иррационализма, в котором разумное начало умаляется в пользу воли. А. Шопенгауэр (1788-1860). Интеллект – это лишь орудие воли к жизни. Онтологический и нравственный пессимизм. Мир – арена страданий, стремление единичной воли к самоуничтожению. «Чудо» сострадания. «Мир как воля и представление»
Философия жизни (жизнь понимается как первичная и исходная реальность) С. Кьеркегор (1813-1855). Родоначальник экзистенциализма. Экзистенциальное мышление связано с духовной жизнью личности. Вводятся категории: «страх», «сомнение», «трепет» и т.д. Самоценность индивида, который одинок в мире. «Страх и трепет» Ф. Ницше (1844-1900). Понятие «вечного возвращения». Воля к власти. Биологическое начало в человеке. Интеллект – орудие для сохранения инстинктов. Отвергает идеи равенства и справедливости. Мораль рабов и мораль господ. Рессантимент. Образ «сверхчеловека». Культ «сильной личности». Бессмысленность христианской морали. «Бог умер!». «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое» А. Бергсон (1859-1941) – представитель интуитивизма: сущность жизни постижима только с помощью интуиции. Человек – творческое существо. «Творческий порыв».
Прагматизм – американская философия. Истинность знания определяется его практической полезностью для успеха поступков и действий. Задача философии в создании общего метода решения реальных проблем. Познание – инструмент приспособления человека к окружающей природной и социальной среде. Задача человека – наилучшим образом устроиться в жизни. Ч. Пирс (1839-1914) У. Джемс (1862-1910) Дж. Дьюи (1859-1952)
Фрейдизм Центральная проблема – бессознательное и его влияние на психику человека. Психоанализ. «Эдипов комплекс». Я, Оно, Сверх-Я – структура человеческой психики. Сублимация. Неофрейдизм Повышенный интерес к социальным и культурным проблемам, сближение с экзистенциализмом и марксизмом. З. Фрейд (1856-1939) «Я и Оно», «Лекции о психоанализе» А. Адлер, К. Юнг (1875-1961) (коллективное бессознательное, архетип), Ф. Александер, А. Фрейд   Э. Фромм (1900-1980) («бегство от свободы», «социальное бессознательное»), К. Хорни
Феноменология – учение о феноменах, понимаемых в качестве возникающих в сознании смыслов предметов и событий. Научная философия об идеальных сущностях. Интенциональность – направленность сознания на объект. Э. Гуссерль (1859-1938) «Философия – строгая наука»
Герменевтика – философия понимания, способ толкования культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Проблема языка. В. Дильтей (1833-1911) Х.Г. Гадамер (1900-2002)
Философская антропология. В центре – проблема человека. Поиск антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права. Учение о ценностях. М. Шелер (1874-1928): феноменологический метод как экзистенциальный; дуализм мира ценностей. «Положение человека в космосе» П. Тейяр де Шарден (1881-1955): синтез науки и религии в раскрытии эволюции Вселенной и человека. «Феномен человека»
Экзистенциализм – философия существования. Человек одинок, заброшен в мир. Экзистенция – существование – бытие-в-мире. Тотальная ответственность человека. Понятие экзистенциалов: страх, тревога, забота, ответственность, свобода и т.д. Понятие пограничной ситуации – когда человек наиболее остро чувствует конечность и ценность своего бытия. М. Хайдеггер (1880-1976) «Бытие и время» К. Ясперс (1883-1969): понятие «осевого времени», смысловая связь времён. Ж.-П.Сартр (1905-1980) «Экзистенциализм – это гуманизм». А. Камю (1913-1960): философия абсурда. «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе» Х. Ортега-и-Гассет Н.А. Бердяев, Л. Шестов
Позитивизм – философское направление, утверждающее подлинность позитивного (положительного, научного) знания. Философия не может претендовать на самостоятельное изучение реальности. 1. «Первый» позитивизм   2. «Второй» позитивизм   3. Неопозитивизм – проблема универсального языка науки, аналитическая философия     4. Постпозитивизм – проблема истинности научного знания, исследование развития научного знания (с 60-70 гг. XX в.).   О. Конт (1798-1857), Г. Спенсер и др.   Эмпириокритицизм (Э.Мах, Р. Авенариус)   «Венский кружок» (Л. Витгенштейн (1889-1951), М. Шлик, Р. Карнап), А. Айер, Б. Рассел (1872-1970) (принцип верификации – подтверждаемости опытом) К. Поппер (принцип фальсификации), И. Лакатос (методология научно-исследовательских программ), П. Фейрабенд (принцип эпистемологического анархизма), Т.Кун (теория научных парадигм и научных революций).
Структурализм – ряд направлений социально-гуманитарного познания (60-70 гг. XX в.), связанного с выявлением структуры, сохраняющей устойчивость элементов в составе целого. Поиск структур в разнообразных культурных сферах, внимание к знаковым системам (язык). К. Леви-Стросс Ж.Лакан  М.П. Фуко.
Постмодернизм «Философия мертва». Идея деконструкции. Интерес к проблемам языка и текста. Разрушение любых проявлений тоталитаризма. Ж. Лиотар Ж. Деррида Ж. Делез

Русская философия

Общая характеристика

Главные вопросы: смысл и цель истории, человек и его судьба, место и роль России в мировом процессе.

Основные черты: ориентация на духовно-нравственные проблемы, глубокое социально-философское осмысление человека и мира, преимущественно религиозная направленность.

Предпосылки: язычество древних славян, культ родной земли, коллективизм и общинность, принятие христианства, русская средневековая литература, процессы политического единения Древней Руси, приобщение Руси к мировой культуре через Византию, концепция: «Москва – третий Рим», влияние западной философии.

Основные направления, школы Философы, основные идеи

Русское Просвещение (XVIII в.)

М.В. Ломоносов: естествознание, деизм, корпускулярная теория. А.Н. Радищев: вера в существование души; критика самодержавия и крепостничества. «О человеке, его смертности и бессмертии» Н.И. Новиков – книгоиздатель и инициатор переводов трудов западных мыслителей: идея морального достоинства человека, «сердце» – центр и источник добродетели.
П.Я Чаадаев (1794-1856): дуализм, сознание – результат божественного творения; необходимость единения России с другими народами, оторванность России от мирового процесса: сначала рассматривалась как недостаток, потом как преимущество.
Славянофильство Самобытность России, пагубное влияние западной культуры; религиозное учение о человеке и обществе; разумная вера и верующий разум; идея соборности. А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), братья Аксаковы и др.
Западничество Необходимость западного пути развития России Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский (1811-1848). А.И. Герцен(1812-1870): Альманах «Полярная звезда», газета «Колокол» (совм. с Н.П. Огаревым). Крестьянский социализм. Личность – вершина исторического мира. Грядущий мир – царство разума, союз философии и естествознания.
Материализм Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга. Теория разумного эгоизма. Художественное творчество. Прекрасное – это жизнь. Н.А. Добролюбов (1836-1864), Д.И. Писарев (1840-1868)
«Золотой век русской философии» Философская литература Ф.М. Достоевский (1821-1881). Идеи почвенничества (мессианская роль русского народа – носителя высшей духовной истины). Проблема личности, свободы, добра и зла. Истина есть добро. Обращение к экзистенциальным вопросам. «Русское решение» социальных проблем, отрицание революционных методов. Л.Н. Толстой (1828-1910). Идея нравственно-религиозного прогресса. «Истинная религия» на этической основе. Непротивление злу силой.
«Серебряный век русской философии» Вл. С. Соловьев (1853-1900). Философская система. Абсолютное добро, обладающее чистотой, полнотой и силой. Идея всеединства. Учение о Богочеловечестве. София – премудрость Божия. Концепция цельного знания. Идея вселенской церкви. Стыд, жалость, благоговение – нравственные качества человека. Государство – социально организованная жалость. «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»
Русский космизм – уникальное направление в русской философии, учение о духовно-нравственном освоении космоса, единстве с ним. Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основатель космизма (религиозного). Воскрешение умерших путем объединения усилий Бога и человека. Необходимость активного преодоления смерти. «Философия общего дела» Естественнонаучный космизм (XX в.): К.Э. Циолковский (космическая этика, проект ракеты), В.И. Вернадский (1863-1945) (учение о ноосфере), А.Л. Чижевский (учение о воздействии космоса на живое, гелиобиология).
Марксизм-ленинизм Идеи марксизма. Учение о роли личности в истории, о мировой социалистической революции. Формационный подход к истории. Социалистическая идеология. Г.В. Плеханов (1856-1918); Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин (1870-1924); И.В. Сталин (1878-1953)
Русская философия XX века (преимущественно философия русского зарубежья) Л.И. Шестов (1866-1938) – представитель религиозного экзистенциализма: личное спасение в откровении. Н.А. Бердяев (1874-1948): философия свободы. «О смысле творчества» Н.О. Лосский (1870-1965): интуитивизм («Условия абсолютного добра») С.Н. Булгаков (1871-1944) – философ-богослов: философия хозяйства; учение о Софии – мировой душе. П.А. Флоренский (1882-1937) – религиозный философ, учёный-энциклопедист; русский «Леонардо да Винчи»: живое единство Космоса; развитие идеи всеединства. «Столп и утверждение истины» И.А. Ильин (1882-1954) – философ, религиовед, политический мыслитель: познание в контексте культуры; русская идея. «О сопротивлении злу силою» А.Ф. Лосев (1893-1988) – философ, филолог, специалист по античной эстетике: неоплатонизм; феноменологический метод; диалектика мира и человека.

Тема 2. Древняя философия

(Древний Восток и античность)

Проблемы генезиса философии

 

Развитие философских идей от древности до современности изучает история философии. Под генезисом в данном случае понимают происхождение и становление философии. Отечественный ученый А.Н. Чанышев считает, что в середине первого тысячелетия до н.э. произошел переход «от мифа к Логосу», т.е. от образно-художественного восприятия мира к его рациональному (разумному) осмыслению. Немецкий историк К. Ясперс назвал данный период «осевым временем». Чанышев вводит понятия «прафилософия» и «предфилософия» для обозначения совокупности всех форм человеческого знания, предшествовавших философии (зачатки наук, мифологические и религиозные представления).

На смену мифологии и религии с их синкретическим (нерасчлененным) и антропоморфным (человекоподобным) взглядом на мир пришли философия и наука, стремящиеся к детальному и в то же время обобщающему мироосмыслению. Философия в древности включала всю сумму знаний человека об окружающем мире. Принято выделять следующие предпосылки зарождения философии:

1) социально-экономические (возникновение государства, торговых отношений и денежного обращения; социальное неравенство, способствовавшее появлению особой группы людей, занимающихся умственным трудом);

2) духовные (кризис мифологии и религии, накопление духовного опыта и традиций);

3) культурные (развитие искусства, письменности, культурных взаимоотношений народов).

Традиционно говорят о трех центрах происхождения философии – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Условно древнюю философию ограничивают VII-VI вв. до н.э. и V-VI вв. н.э.

Обратите внимание, что принято выделять философию Древнего Востока (куда включаются философские школы Древней Индии и Древнего Китая) и античную, объединяющую философские идеи Древней Греции и Древнего Рима.

Можно выделить общие и отличительные черты двух типов древней философии. Общими будут следующие:

1. Учение о первоэлементах (стихиях): в ранней греческой философии: земля, вода, огонь, воздух и «пятый элемент» – эфир; в древнекитайской философии: металл, земля, вода, дерево, огонь; в древнеиндийской – вода, огонь, ветер, земля, (эфир).

2. Поиски первоначала: в индийской, как правило – одно (например, брахман); в китайской – два (инь и ян), в античной – одно (Милетская школа), два (Аристотель), несколько (гомеомерии Анаксагора).

Главным отличием является понимание человека и его места в общей структуре бытия:

1. Античная философия, начиная с Сократа, пошла по пути индивидуализма и рационализма. Выделяется этика как практическая философия.

2. В древневосточной философии человек вписан в общую структуру Вселенной и подчинен ее законам: карма (индийская философия), дао (китайская), жизнь человека строго определяется социальным положением.

Если же сравнить индийскую и китайскую философию, нужно обратить внимание на соотношение жизни и смерти. Так в индийской традиции господствует идея реинкарнации (перерождения) души и посмертного воздаяния. Соответственно целью человека является освобождение от колеса Сансары и достижение вечного блаженства. Согласно китайской философии, смерть происходит один раз и главная задача человека – праведная жизнь в рамках социума (общества).

Философия Древнего Востока

Философия всегда имеет социальную основу. На ранних этапах состояние общества, характер социального неравенства играли особую роль. Как правило, философия, равно как и религия, соответствовали духу времени и отражали существующий социальный порядок. Типичным примером является Древняя Индия с жестким кастовым строем (существовало 4 варны (касты): жрецы, воины, земледельцы и слуги).

Одним из первых источников, содержащим идеи о происхождении мира и человека были Веды – сборники священных текстов. Впоследствии появились Упанишады («Окончание Вед»). Авторитет Вед был очень высок. Философские школы делили на:

1) ортодоксальные (традиционные, основанные на Ведах) – брахманизм, веданта, миманса, вайшешика, ньяя, йога

и 2) неортодоксальные (отвергающие Веды) – буддизм, джайнизм, локаята.

Следствием идеи о бессмертной и перерождающейся душе является понятие «ахимсы» – неповреждения жизни. Уже в XX в. ахимса приобретает моральный, гуманистический оттенок. Так, знаменитый борец за независимость Индии Махатма Ганди неповреждение сводит к ненасилию.

Выделим основные понятия индийской философии:

Брахманвечная и невыразимая божественная основа (субстанция), душа мира. Карма – «закон воздаяния» в ряду бесконечных перерождений души. Для каждой касты школа веданты предписывала особый нравственный путь: аскетизм и стремление к совершенству – для высшей касты, и услужение – для низшей. В земной жизни переход в другую касту был невозможен. Сансара – повторные рождения в новой телесной оболочке после распада предыдущей, в соответствии с качествами предшествующего существования. Освобождение от перерождений – мокша – награда за благочестивую жизнь и исполнение долга. Сходным понятием является нирвана – вечное блаженство.

Наиболее знакомой ортодоксальной школой является йога благодаря технике своеобразных духовно-телесных упражнений. Однако это так называемая хатха-йога – всего лишь часть философско-этической концепции йоги. В сравнении с другими школами, йога более демократична, поскольку каждый человек, а не только представитель высшей касты, может идти по пути спасения к освобождению души.

В буддизме, ставшем мировой религией (основатель – Будда), главным мотивом является «благородная истина» о страдании и пути освобождения от страдания («восьмеричный путь»). В основе джайнизма – строгий аскетизм (отказ от всех удовольствий, жесткое вегетарианство).

Одной из интереснейших школ, полностью отрицающих религиозные принципы, была материалистическая локаята (чарвака), считающая душу смертной, распадающейся на элементы, а удовольствие – главным принципом жизни. Данная школа никак не вписывалась в существующий кастовый строй. Судьба локаяты, жестко вытесненной брахманизмом – яркий пример зависимости философии от социальной основы.

 

Для китайской философии характерна ориентация на социально-этические проблемы и жесткая привязка к идеалам государства – Поднебесной (Китайской империи). Император считался сыном Неба, его авторитет был непререкаем. Главным источником философских идей была «Книга перемен» (И цзинь).

Рассмотрим основные понятия древнекитайской философии, лежащие в основе большинства философских направлений. Инь и ян – два противоположных начала: темное и светлое, мягкое и твердое, женское и мужское. В космической пустоте под действием вселенских ритмов инь и ян образуется воронка, в которой рождается Дао (кит. «путь», «дорога»; «слово»), совмещающее телесное и духовное, божественное и человеческое начала. Дао – «путь неба», единое, вечное, непреходящее, непостижимое, но совершенное начало, первопричина мира; нравственный закон неба. Жизненные принципы индивида, путь человека (сяо) должны соответствовать пути Неба (Дао). Сын императора должен быть императором, сын ремесленника – ремесленником и т.д. Ритуал (ли) как средство достижения гармонии человека и неба – это своего рода аналог медитации индийцев. Почитание старших (сяо), следование долгу (и) – основы социальной жизни индивида. Добродетель – Дэ – накопленная сила идеального человека, следующего Дао; свойство, отличающее нравственную личность, благородного мужа (конфуцианство), совершенномудрого (даосизм); способность отстаивать важные моральные принципы (« жэнь» – человечность, «и» – справедливость, «ли» – этикет, ритуал и др.). При соединении понятий «Дао» и «Дэ» образуется китайский синоним слов «этика», «мораль», «нравственность» – «даодэ».

Основными направлениями являются:

– даосизм (Лао-Цзы)

– конфуцианство (Конфуций)

Главное отличие между ними заключалось в понимании Дао. Для даосизма характерна ориентация на естественное (космическое) и способность поступать согласно своей собственной природе, в конфуцианстве утверждается первостепенность социального, государственного.

Можно сделать вывод, что китайская философия изначально была этизирована.

Античная философия

Античность неслучайно называют «колыбелью западноевропейской цивилизации». Действительно, если говорить о философии, многие современные направления зарождались в античности. Например, самые крупные – материализм и идеализм – известны как «линия Демокрита» и «линия Платона».

Безусловно, философия далеко не в один момент и не во всем освободилась от мифологии и религии. Элементы мифологического мировоззрения присутствуют в учениях первых философов-фисиологов. Таков принцип всеобщей одушевленности – гилозоизм (у Фалеса «все полно богов»). Даже у Аристотеля сохраняется учение о первоэлементах и эфире.

Принято выделять следующие периоды в развитии античной философии:

I – философия досократиков (космоцентризм, поиски первоначала), формирование греческой мысли (VII-V вв. до н.э.).

II – период высокой классики (Сократ; Платон, Аристотель), расцвет античной философии (V-IV вв. до н.э.).

III – эллинистическая (греко-римская) философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи, закат античной философии (IV в до н.э. – VI в. н.э.).

 

Главными чертами античной философии являются

космоцентризм (космос – центр бытия и познания),

– понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого,

– поиск первоосновы бытия (архэ),

– стремление к универсализму и совершенству.

Начиная с Сократа, можно говорить об антропоцентризме (человек становится центром философии). Знаменитое изречение Сократа «Познай себя» – символ нового этапа философской мысли.

Социальной основой античной философии был полис – «город-государство», в котором утверждались первичные идеалы свободы и демократии. Заметим, что лишь избранные слои общества могли пользоваться этими важнейшими достижениями античной культуры, и большинство философов были сторонниками рабовладельческого строя (например, Платон).

Основными школами начального этапа античной философии признаются следующие:

1. Милетская школа – первая натурфилософия – философия природы, ее представителей называют «фисиологами», главный принцип – гилозоизм. Представители: Фалес – основатель, первый «европейский» философ (первооснова – вода), Анаксимандр (первооснова – апейрон – беспредельное, неопределенное); Анаксимен (первооснова – воздух). Анаксимандром было введено понятие первоначала – архэ.

2. Пифагореизм («все есть число») заимствовал из восточной эзотерической философии идею перевоплощения душ. Впервые число понимается как универсальная абстрактная основа, а не количественное выражение вещей.

3. Эфесская школа.  Главный представитель ее – Гераклит – автор знаменитого античного принципа «все течет, все изменяется – в одну и ту же реку нельзя войти дважды» («панта рэй» на греч.), благодаря чему он традиционно считается основателем диалектики, которая была стихийной. Огонь, или Логос, или Мировой закон – первооснова для Гераклита.

4. Элейская школа, в отличие от Эфесской, утверждала принцип неизменности сущего. Парменид первый в истории философии употребил термин «бытие» (бытие есть, небытия нет), а Зенон Элейский – известен своими апориями (задачи, не имеющие решения), опровергающими возможность движения (наиболее известны «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.). Конечно античное понимание бытия отличалось от современного. Так Парменид считал его вечным, неизменным целым, меняются только части которого. Бытие у Парменида подобно хрустальному шару.

5. Атомизм, представители которого (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) полагали, что все, даже душа человека и боги, состоит из атомов, атомы движутся в пустоте. Это была первая попытка универсализации космоса по единому философскому, а не мифологическому, принципу. Демокрит считал, что атомы соединяются по закону судьбы, их определенное сочетание образует вещи. Атомы имеют различную форму и размеры. Впервые знание было разделено на знание по мнению (с помощью органов чувств) и знание по истине (с помощью разума). Эпикур закреплял за атомами особую самостоятельную ворческую силу («нет никакой необходимости в необходимости»).

6. Софистика. Ее представители (Протагор, Горгий, Продик) считали, что можно доказать все, что угодно; в историю софисты вошли как «учителя мудрости», а слова «софистика» и «софизм» приобрело негативный оттенок. Протагор считается предшественником Сократа – его знаменитое высказывание «человек – мера всех вещей».

Сократ осуществил первый поворот философии к человеку; известен своим искусством вести диалог. Знаменитые тезисы Сократа: «Познай себя» (данные слова были написаны на храме Аполлона в Дельфах, Сократ использовал их в своих нравоучительных беседах), «Я знаю, что ничего не знаю». Философ стал автором сократического метода (составные части: диалектика, ирония, майевтика), впоследствии появились так называемые сократические школы, к которым относился, в частности, кинизм. В вопросах морали Сократ исповедовал этический рационализм, т.е. добродетель есть знание; соответственно, человек совершает зло, поскольку не знает, что есть добро. Это можно назвать нравственным оптимизмом. Сократ утверждал высшую ценность человека. Его смерть (к которой Сократа приговорил афинский суд) стала символом героической гибели философа за свои взгляды. Значительно позднее – в эпоху Возрождения – таким примером стала казнь Джордано Бруно.

Непревзойденной вершиной античной классики являются философские системы

1. Платона – основателя объективного идеализма (грандиозного учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших;

2. Аристотеля – великого ученого-энциклопедиста, систематизатора науки, автора этики и логики. Аристотель, критикуя своего великого учителя – Платона, создает учение о двух равноправных первоначалах бытия – материи (пассивном) и форме (активном).

Платона и Аристотеля считают первыми социально-политическими мыслителями. Известно выражение Аристотеля: «Человек – политическое животное».

Эллинистическая философия является заключительным этапом античной философии, растянувшимся на тысячу лет (до 529 г. н.э., когда специальным эдиктом императора Юстиниана были закрыты все языческие философские школы, в том числе, Платоновская академия). Центральным понятием стала атараксия – невозмутимость духа. Повышается интерес к проблеме смысла человеческой жизни. Этика занимала важное место в учениях данной эпохи, человек – центральная философская проблема. Философия стала пониматься как разумный путь к счастью (разные варианты эвдемонизма), открытый всем (Эпикур), к апатии («бесстрастие») – идеалу стоиков, к атараксии («невозмутимость», «безмятежность») у скептиков.

В качестве главных направлений выделяют:

1. Кинизм утверждал принцип близости к природе («что естественно – то не безобразно»); проповедовал философию опрощения. И космополитизма (космополит с греческого – «гражданин мира»). Знаменитым представителем школы был Диоген Синопский, эпатировавший общественность ради привлечения человека к важнейшим проблемам его существования.

2. Скептицизм предписывал воздерживаться от суждений (Пиррон, Секст Эмпирик) и сомневаться в истинности знания.

3. Эпикуреизм представил основной принцип этики – удовольствие (гедонизм): нельзя жить приятно, не живя разумно (Эпикур).

4. Стоицизм утверждал идеал внутренней свободы, свободы от страстей; философ, мудрец, мужественно принимающий судьбу – идеал стоиков, свобода – познанная необходимость (Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп – ранняя стоя; Панеций Родосский, Посидоний – средняя стоя; Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий – римский стоицизм.

5. Неоплатонизм систематизировал идеи Платона; в центре учения – триада «единое – ум – душа». Единое – прообраз единого Бога – абсолютное совершенство, которое «изливается» (эманация) в Ум и далее – в Душу. Человек, занимающий срединное положение в системе мироздания (он словно по пояс в воде укоренен в материи, а головой достает высших сфер), способен приблизиться к Единому (экстазис), т.е. выйти за границы человеческого, благодаря наличию у него Души и части Ума. Материя у неоплатоников ассоциируется с мраком – источником зла, поэтому тело они, вслед за Платоном, понимают как «темницу души». Данная школа предшествовала и способствовала появлению христианской философии (сравните, например, триаду неоплатоников и христианскую Троицу). Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Прокл, Ямвлих) можно считать переходным направлением от античности к средневековью.

 

Таким образом, в античной философии мы находим корни многих философских направлений и категорий.

Схема 1


Дата: 2018-09-13, просмотров: 408.