Диалектика | Метафизика | |
Мир | Универсальное целое | Совокупность неизменных сущностей |
Изменения | Количественные + качественные | Количественные |
Источник изменения | Внутренние противоречия – основа развития | Находится вне объекта, исключаются противоречия |
Исторические типы | 1. Стихийная (античная философия: Гераклит) 2. Идеалистическая (2-я пол. XVIII – 1-я треть XIX: Гегель) 3. Материалистическая (с сер. XIX: Маркс) | 1. Стихийная (античная философия: Парменид) 2. Схоластическая (Средние века) 3. Классическая (XVII-XVIII вв.) 4. Новая метафизика (конец XIX – наши дни) |
Схема 3
Исторические типы мировоззрения
Мифология Религия
Философия Наука
Идеализм Дуализм Материализм
Схема 4
Решение основного вопроса философии
Что первично?
Материя Сознание
(дух, душа, идея, Бог)
2 начала
Материализм Дуализм Идеализм
(Аристотель)
Стихийный Механистический
(Милетская школа (Декарт, Гоббс)
Демокрит)
Вульгарный Объективный Субъективный
(Бюхнер, Фогт, Молешотт) (Платон, Гегель) (Беркли, Фихте)
Диалектический и исторический
(Маркс, Энгельс)
Естественнонаучный (физика, химия)
Схема 5
Философские вопросы (по И. Канту)
Что я могу знать? Наука
Что я должен делать? Мораль
На что я могу надеяться? Религия
Что есть человек? Философия
Схема 6
Функции философии
Мировоззренческая
Гносеологическая (познавательная)
Методологическая
Критическая
Аксиологическая (ценностная)
Моральная
Гуманистическая
Социальная
Воспитательная
Прогностическая
Общекультурная
Схема 7
Структура философского знания
Философия
Социальная философия
Философская антропология
Теоретическая Практическая
Онтология Этика Эстетика Философия науки
Гносеология Философия техники
Логика Политическая философия
Аксиология Философия экономики и т.д.
Схема 8
Типы отношения человека к миру
Практическое Познавательное Ценностное
Онтология Гносеология Аксиология
Схема 9
Виды ценностей
Материальные Ценности Духовные
Абсолютные Объективные Положительные
Относительные Субъективные Отрицательные
Схема 10
Уро- вень | Классификация ценностей | |
1 | Материальные Пища, вода, жилье, одежда, природные ресурсы, инструменты, дорогие вещи | Духовные Знания, истина, красота, творчество, добро, справедливость, святость |
2 | Общечеловеческие Жизнь, свобода, совершенство, справедливость, порядок, красота, богатство | Личные Всевозможные |
3 | Инструментальные Интеллигентность, логичность, остроумие, честность, независимость | Терминальные Счастье, польза, наслаждение, удовольствие, спасение души |
4 | Витальные Пища, вода, безопасность, наслаждение, польза | Культурные Истина, добро, красота, откровение, любовь, Бог |
5 | Первичные Пища, вода, жилье, одежда, безопасность | Вторичные Уважение, любовь, признание, самовыражение |
Схема 11
Ценности
Русской культуры Вера в высшую справедливость Коллективность, соборность Патриотизм, государственность Вера, религиозность Единство, сплоченность Правда Традиционность, стремление к «корням» | Западной культуры Уважение к закону, правосознание Индивидуализм, персонализм Личная свобода и независимость Рационализм Активность, лидерство Польза Инновация, прогресс |
Обобщающая схема-таблица по истории философии
Античность ( VII в. до н.э. – V н.э.)т Общая характеристика
Космоцентризм (космос в центре бытия и познания), понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого, поиск первоосновы бытия, стремление к универсализму и совершенству. Начиная с Сократа – антропоцентризм (отношение к человеку как к центру познания и бытия)
Этапы: 1. Досократические школы
2. Классический период (Сократ, Платон, Аристотель)
3. Эллинистическая философия (философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи).
Основные направления, школы | Философы, основные идеи |
Милетская школа (натурфилософия – философы-«фисиологи», гилозоизм – всё одушевлено) | Фалес (7-6 вв. до н.э.): первооснова – вода; Анаксимандр (610-540 до н.э.): первооснова – апейрон – беспредельное, неопределенное; Анаксимен (ум. 528 до н.э.): первооснова – воздух |
Пифагореизм («всё есть число», идея перевоплощения душ) | Пифагор (6-5 вв. до н.э.) – в основе мира числовые соотношения |
Эфесская школа (все меняется) | Гераклит (540-480 до н.э.) («всё течёт»; огонь=Логос – первооснова; гилозоистический пантеизм) – основатель диалектики как философского учения |
Элейская школа (бытие неизменно) | Парменид (6-5 вв. до н.э.): бытие есть, небытия нет; первый употребил понятие бытия Зенон Элейский (5 в. до н.э.): апории – задачи, не имеющие решения; опровержение возможности движения |
Анаксагор (500-428 до н.э.): семена вещей – гомеомерии | |
Эмпедокл (490-430 до н.э.): Любовь как космическая движущая сила | |
Атомизм (всё, даже душа человека и боги, состоит из атомов, атомы движутся в пустоте) | Левкипп. Демокрит (460-? до н.э.). Атомы соединяются по закону судьбы, их определенное сочетание образует вещи. Знания делятся на знания по мнению (с помощью органов чувств) и знания по истине (с помощью разума). |
Софистика (можно доказать всё, что угодно; софисты – «учителя мудрости») | Протаго р (480-410 до н.э.): «человек – мера всех вещей» – в этом смысле учитель Сократа. Горгий, Продик |
Сократ (470-399 до н.э.). Поворот философии к человеку; мастерство диалога; один из родоначальников диалектики; ирония, майевтика («повивальное искусство» – философия помогает рождению истины); этический рационализм – добродетель есть знание. Трагическая смерть философа за свои взгляды и жизненную позицию. | |
Объективный идеализм | Платон (427-347 до н.э.) – ученик Сократа, основал Академию. Бытие: мир идей – вечных совершенных образцов и мир вещей – конечных несовершенных их копий. Основатель объективного идеализма (мир идей существует вне человека) – главная идея – идея Единого (Блага), далее – Добро, Истина, Красота. Познание – воспоминание бессмертной души (анамнезис), которая есть идея человека, видевшая ранее идеи всех вещей. Учение об идеальном государстве (Атлантида, в реальности к идеалу приближается Спарта), которым должны править философы. В зависимости от того, какая часть души преобладает, люди занимают положение в обществе: разумная – философы, страстная – воины, вожделеющая – земледельцы. Эрос – стремление к идеалу. Труды – диалоги: «Тимей », «Государство», «Пир» и т.д. |
Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основал Ликей (Лицей). Материя (пассивное начало) и форма (активное начало) – их соединение образует вещи. Учение о категориях; бог – вечный перводвигатель, управляющий процессом соединения материи и формы; душа – энтелехия тела. Основатель этики и формальной логики. Систематизатор научного знания. Этика – наука о нравственности и этических добродетелях – добродетелях характера: мужество, справедливость и т.д. (дианоэтические – добродетели разума: мудрость, рассудительность). Высшая цель человеческих стремлений – Счастье (эвдемонизм). Добродетель – золотая середина между избытком и недостатком (пороком). Труды: «Эвдемова этика», «Никомахова этика», «Большая этика», «Аналитики», «Топика», «О душе» | |
Эллинистическая философия Центральное понятие: атараксия – невозмутимость духа. Повышенное внимание к проблеме смысла человеческой жизни 1. кинизм (быть ближе к природе; философия опрощения; проблема свободы человека) 2. скептицизм (воздержание от суждений) 3. эпикуреизм (основной принцип этики – удовольствие = гедонизм; нельзя жить приятно, не живя разумно) 4. стоицизм (идеал внутренней свободы, свободы от страстей; философ, мудрец, мужественно принимающий судьбу – идеал стоиков, свобода – познанная необходимость). 5. неоплатонизм (систематизация идей Платона; триада «единое – ум – душа»: эманация → ← экстаз | Диоген Синопский (404-323 до н.э.) Пиррон (ок. 365-275 до н.э.), Секст Эмпирик (200-250) Эпикур (341-270 до н.э.): атомизм – атомам присуща творческая сила, знание начинается с чувственного опыта. Лукреций Кар (99-55 до н.э.) Зенон из Китиона (333-262 до н.э.), Клеанф, Хрисипп – ранняя стоя. Панеций Родосский, Посидоний – средняя стоя Плутарх, Цицерон (106-43 до н.э.), Сенека (5-65 н.э.), Марк Аврелий (121-180 н.э.) – римский стоицизм. Плотин (ок. 204-269 н.э.), Порфирий (232-ок.330), Ямвлих (280-330), Прокл (410-485). |
Средние века (V – нач. XV вв.)
Общая характеристика
Теоцентризм («Бог в центре»). Креационизм (учение о сотворении Богом мира из ничего). Теизм (Бог – первооснова сущего, личность, определяет судьбы мира). Провиденциализм (учение о господстве Божьего промысла в мире). Определяющая роль церкви. Вмешательство в природу – дело греховное. Эсхатологический смысл истории. «Философия – служанка богословия».
Основные направления, школы | Философы, богословы, основные идеи |
Патристика (V-VIII вв.) – учение «отцов церкви». Идея откровения; учение о сверхъестественном Боге и его абсолютной власти над созданным из ничего миром; христология – учение о соотношении «двух природ» Иисуса Христа; догмат триединства Бога; признание бессмертия души; проблема теодицеи – оправдания Бога за допущение им зла в мире. | Василий Великий (330-379), Григорий Богослов (330-390), Григорий Нисский (335-394). Августин Аврелий (354-430): традиционные христианские и патристические представления, теория времени. «Исповедь», «О граде Божьем» Боэций, Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена |
Схоластика (VIII-XIV вв.) («школьная философия») – религиозно-философские учения о постижении Бога в логике и рассуждении. Разработка проблемы универсалий (номинализм и реализм), двух видов истин (разума и откровения). Повышение интереса к аристотелизму и формальной логике. Господство христианских представлений, борьба с деизмом (Бог только сотворил мир, в судьбе его не участвует) и пантеизмом (Бог растворен в природе) – ранняя схоластика (VIII-X вв.) – поздняя, или зрелая схоластика (X-XIV вв.) | Реалисты: универсалии – общие понятия – существуют реально, отдельно от вещей): Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Номиналисты: универсалии – всего лишь имена вещей): Росцелин (1050-1110), Абеляр (1079-1142). Фома Аквинский (1225-1274): умеренный реализм; частичное «оправдание» материи как «слабейшего вида бытия», уровни бытия: минералы, растения, животные, человек; человек – единство души и тела; разграничение областей философии и теологии. «Сумма теологии», «Сумма философии» Сторонники опытной науки: Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, У. Оккам (1285-1349): «бритва Оккама» – сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости. |
Арабская средневековая философия Усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми достижениями математики, астрономии, медицины. | Авиценна (Ибн Сина) (980-1037): отрицал творение мира, утверждая вечность мира и Бога; умеренный реализм: универсалии существуют до вещей – в божественном разуме, в вещи – как ее сущность, в человеческом разуме – абстракции. Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198): вечность мира и материи; Бог – безличная мировая субстанция; отрицал бессмертие души. |
Возрождение (Ренессанс) ( XIV – нач. XVII вв.)
Общая характеристика
Освобождение разума от догматических принципов схоластического мышления, поворот к естественнонаучному познанию природы и человека. Гуманизм и антропоцентризм (человек – творец; право на земное счастье). Возвращение к идеалам античности. Зарождение протестантизма.
Основные направления, школы | Философы, основные идеи |
Основные этапы (условные): 1. Гуманизм (антропоцентризм) (сер XIV в. – сер XV в.): противопоставление средневековому теоцентризму интереса к человеку, его земным задачам 2. Неоплатонизм (сер. XV в. – первая треть XVI в.): постановка широких онтологических проблем 3. Натурфилософия (втор. пол. XVI в. – нач. XVII в.): «естественный» подход к познанию мира, умозрительный образ природы. | В хронологическом порядке (не в соответствии с выделенными этапами) Данте Алигьери (1265-1321): переходная фигура от средневековья к Возрождению; «Божественная комедия». Ф. Петрарка (1304-1374) – «первый гуманист», Дж. Боккаччо (1313-1375) Николай Кузанский (1401-1464): предшественник Коперника; «человек есть его ум»; Бог – абсолютный максимум, природа – абсолютный минимум. «Об ученом незнании» Л. Валла («О наслаждении», или «Об истинном и ложном благе»). Пико делла Мирандола: идея возвышения человека, творческая способность к самоопределению, свобода воли. «Речь о достоинстве человека» Леонардо да Винчи (1452-1519): философия явлений природы, поиски экспериментального метода. Эразм Роттердамский (1469-1536): гуманистическая переработка христианской этики. «Жалоба Мира…», «Похвала Глупости» Н. Макиавелли (1469-1527): понятие государства, политика и мораль, «общее благо», «государственный интерес». «Государь» Николай Коперник (1473-1543): гелиоцентрическая система мира – солнце в центре, вокруг него вращаются планеты. «О вращениях небесных сфер» Т. Мор (1478-1535): идеал бесклассового общественного устройства. «Утопия» Т. Кампанелла (1568-1639) («Город Солнца») М. Монтень (1533-1592): идеализация «естественного» состояния человека, идея естественного равенства людей. «Опыты» Дж. Бруно (1548-1600): пантеизм; бесконечность природы и множество миров во Вселенной, высшая субстанция – Бог; утверждение «героического энтузиазма». Галилео Галилей (1564-1642): «и все-таки она вертится». Я. Бёме (1575-1624): мистический пантеизм |
Новое время ( XVII – XIX вв.)
Общая характеристика
Эпоха «культа разума», бурное развитие экспериментально-математического естествознания, механистический взгляд на мир, углубленное изучение природы, сближение философии и науки.
Проблема познания (рационализм – Р. Декарт, эмпиризм – Ф. Бэкон, сенсуализм – Дж. Локк). Проблема метода (индукция, дедукция).
Проблема субстанции (первооснова, существующая сама по себе): монизм – Б. Спиноза, дуализм – Р. Декарт, плюрализм – Г.В. Лейбниц.
Основные направления, школы | Философы, основные идеи |
Эмпиризм (главенствующая роль опыта в познании) | Фрэнсис Бэкон (1561-1626): «знание – сила»; преобразование природы; индуктивный метод – от частного к общему; идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра – это «призраки», мешающие познанию; 19 видов движения; разделение сфер философии и теологии. «Новый органон» |
Рационализм (главенствующая роль разума в познании) Дуализм (признание двух равноправных начал мира) | Р. Декарт (1596-1650) – математик, философ: разработка универсального дедуктивного метода – от общего к частному; механистический взгляд на мир; истинная субстанция одна – Бог, сотворённый Богом мир делится на мыслящую (духовную) и протяжённую (материальную) субстанции; врождённые, априорные – доопытные – формы познания; «Я мыслю, следовательно, существую». «Рассуждение о методе» |
Сенсуализм (приоритет органов чувств в познании) | Т. Гоббс (1588-1679): отрицал свободу воли, придерживаясь жёсткого фатализма; Бог – лишь источник начальной энергии мироздания – деизм; геометрия – стержневой научный метод; государство – земной Бог, оно возникло в результате общественного договора. «Левиафан» Дж. Локк (1632-1704): разум новорождённого – «чистая доска»; нет ничего в разуме, чего раньше не было в чувствах; социально-политические идеи, учение о воспитании. |
Монизм (признание одного первоначала) натуралистический пантеизм | Б. Спиноза (1632-1677): субстанция одна – Бог, отождествлённый с природой – пантеизм, она обладает атрибутами – неотъемлемыми свойствами – мышлением и протяжением; модусы – формы проявления субстанции; природа творящая и природа сотворённая, свобода есть познанная необходимость; социально-политические идеи. «Богословско-политический трактат» |
Плюрализм (утверждение множества первоначал) | Г.В. Лейбниц (1646-1716): мир состоит из мельчайших духовных элементов бытия – монад, высшая монада – Бог, индивидуальные монады отражают в себе свойства высшей монады – способность к восприятию; принцип предустановленной гармонии; термин «теодицея». «Монадология» |
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма (вне «Я» ничего нет, мир – совокупность ощущений «Я») | Дж. Беркли (1685 – 1753): «быть – значить быть воспринимаемым». |
Агностицизм (отрицается возможность познания мира) и скептицизм (познание мира ставится под сомнение). | Д. Юм (1711 – 1776): человек не в силах выйти за пределы своих ощущений, сомнение в объективном бытии вещей, опыт – «поток впечатлений». |
Просвещение ( XVIII в.)
(хронологически относится к Новому времени – XVII-XIX вв.)
Общая характеристика
Наука – достояние широких кругов людей; светоносная сила разума; распространение просвещения среди народных масс; принцип социального равенства; просветительский проект воспитания; «назад к природе!». Качества человека зависят от окружающей среды. Развитие социально-политических и гуманитарных наук. Теория общественного договора, концепция прав человека, гражданского общества.
Страны, школы | Философы, основные идеи |
В Англии: Дж. Локк. Во Франции: Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Д’Аламбер и др. В США: Б. Франклин (1706-1790), Т. Джефферсон (1743-1826). Немецкое Просвещение: Г. Лессинг (1729-1781), И.Г. Гердер (1744-1803), И.В. Гёте (1749-1832). В России: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков | Ш.Л. Монтескье (1689-1755): географический детерминизм (на историю оказывают влияние естественные факторы); разделение властей. М.Ф.А. Вольтер (1694-1778) – поэт, драматург, философ, историк, романист: «лучшее правительство то, при котором подчиняются законам», «если бы не было идеи Бога, её следовало бы выдумать». Ж.О. Ламетри «Человек-машина». Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – философ, писатель, педагог: сенсуалист, сторонник врождённости нравственных идей, критиковал частную собственность, социальное неравенство, деспотический строй, современную цивилизацию; сторонник естественного права; нужно быть ближе к природе. «Об общественном договоре», «Эмиль» К.А.Гельвеций: «Об уме», «О человеке» – существенный вклад в антропологию, теория человеческих интересов. Д. Дидро (1713-1784) – философ, драматург, поэт, критик: учение, близкое к монадологии, предвестник теории эволюции, душа – продукт единства организма. Организатор и редактор знаменитой «Энциклопедии». П. Гольбах (1723-1789) – «Система природы» – «библия материализма»; отрицание свободы воли, счастье – удовольствие, материя – причина самой себя. |
Дата: 2018-09-13, просмотров: 468.