v 1- й этап использования данного метода – формирование группы экспертов. Свойства, которые необходимы специалисту для включения его в экспертную группу:
– компетентность (степень квалификации в определенной области
знаний);
– креативность (способность решать творческие задачи);
– конформизм (подверженность влиянию авторитета, неустойчивость собственного мнения);
– аналитичность и широта мышления;
– конструктивность (способность формировать конкретные предложения);
– самокритичность эксперта; отношение к экспертизе.
Для формирования экспертных групп могут использовать способ тестирования, документационный и другие методы.
1. Документационный способ – отбор экспертов по их объективным характеристикам, которые содержаться в их личных документах (стаж работы, должность, ученая степень, количество публикаций и т.д.).
2. Способ тестирования – на основе разработанных тестов проходят обследование возможные кандидаты, и по результатам ответов формируется группа.
3. Способ назначения – определение руководителем группы экспертов из числа сотрудников.
v 2- й этап применения экспертного метода – проведение экспертизы.
Данный этап начинается с выбора способа опроса экспертов. Различают индивидуальный, групповой и дельфийский методы.
При индивидуальном способе от каждого эксперта посредством анкетирования или интервьюирования получают оценки, не зависимые от мнениях других. Затем после их обобщения и обработки определяют общую, результирующую оценку. Индивидуальную экспертизу рационально использовать при необходимости выработки точечного прогноза состояния объекта, при ранжировании совокупности объектов и в других случаях, когда важнейшими качествами эксперта выступают его компетентность и конструктивность.
Групповой способ предусматривает получение суммарной оценки или общего решения сразу от всех экспертов путем совместного обсуждения.
Его использование целесообразно при поиске нетрадиционных решений, при оценке характеристик малоизученных объектов, т. е. при необходимости получения творческого решения. Групповой опрос может осуществляться посредством проведения дискуссий, совещаний, конференций, «мозгового штурма».
v 3- й этап экспертных методов – обработка результатов опроса.
Для обеспечения возможности формальной обработки результатов экспертизы необходима численная система, описывающая свойства объектов и отношения между ними с помощью количественных параметров ( различные шкалы наименований (классификации), порядков, интервалов, отношений, разностей).
Шкала наименований используется для описания принадлежности объекта к определенным классам. Шкала порядка – для измерения упорядочения объектов по одному или ряду признаков ( шкала рангов). Шкала интервалов – для отображения величины различий между свойствами объектов. Шкала отношений – для отражения отношения свойств объектов, например, их весомости. Шкала разностей – при необходимости определить, насколько один объект превосходит другой по одному или нескольким признакам.
При обработке результатов экспертизы важное значение имеет выбор метода измерения. Наиболее употребительные методы: ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка, последовательное сравнение.
Эвристические методы
§ Эвристические методы основаны на логике , интуиции и опыте лиц , принимающих решение ( ЛПР ). Данные методы позволяют « уловить» и использовать эти процессы при разработке альтернатив. В зависимости от используемого подхода эвристические методы подразделяются на:
ü формально-эвристические
ü неформально - эвристические.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.