Социально-психологические методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления.
Одна из общепринятых классификаций социально-психологических методов РУР включает в себя:
· моральное поощрение;
· социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);
· убеждение, внушение;
· регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
· создание и поддержание морального климата в коллективе.
Место и роль социально-психологических методов управления в современной организации.
В последние годы роль социально-психологических методов усилилась. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления.
Место социально-психологических методов очень сильно зависит от политики руководства, стоит заметить, что в развитых странах сейчас становится невозможным не использовать их, по крайней мере, частично. Связано это, в частности, с ростом уровня потребностей.
Цель социально-психологических методов управления:
• познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.
Социальные методы
К социальным методам при разработке и реализации УР относятся методы управления социально-массовыми процессами, внутригрупповыми явлениями и процессами, индивидуально-личностным поведением.
Методы управления социально-массовыми процессами необходимы для больших коллективов исполнителей УР, например, воинских подразделений, производственных и общественных собраний людей, стихийных митингов и даже целых государств. Основу этих методов составляют теория систем и законы организации, такие, как закон синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и другие.
К методам управления социально-массовыми процессами относят методы:
• Внутригрупповые(методы повышения социально-производственной активности, методы коммуникаций, методы морального стимулирования);
• Индивидуально-личностные методы включают убеждение, личный пример, внушение.
Психологические методы
Психологические методы призваны обеспечить благоприятную для производственной деятельности персонала морально-психологическую атмосферу. В их состав входят приемы психологического побуждения. Предметом психологических методов являются формальные и неформальные отношения работников компании.
Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности.
Особенностью психологических методов является то, что они не требуют значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей - это результативность.
Различают следующие группы психологических методов:
• методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;
• методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными;
• методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой пр методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме;
• отекает деятельность.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.