Ритм английской речи.
Грамматика: 1. Род и число имен существительных (см. § 3 п.п. 1 и 2).
2. Место беспредложного (прямого и косвенного) дополнения в предложении (§4).
3. Понятие об определении (§5).
Характеристика звуков [ɪ, aɪ], [s, z, w]
Гласный звук [ɪ]. При произнесении звука [ɪ] основная масса языка находится в передней части рта. Кончик языка — у нижних зубов. Средняя часть языка поднята, но не так высоко, как при [i:] и слегка отодвинута назад.
Звук [ɪ] — краткий монофтонг (рис. 9 и 10).
Гласный звук [aɪ]. Этот звук является дифтонгом. Дифтонгами или двугласными называются такие звуки, при произнесении которых язык сначала занимает положение для одного гласного, а затем передвигается в направлении положения для другого гласного, причем это передвижение происходит в пределах одного слога.
Более сильный, напряженный элемент дифтонга называется ядром, а слабый ненапряженный называется скольжением.
Ядро дифтонга [aɪ] — гласный звук, похожий на русский звук [А] в слове чай. Скольжение происходит в направлении звука [ɪ], однако это положение полностью не достигается, в результате чего слышится лишь начало звука [ɪ]. Следует избегать замены второго элемента дифтонга [aɪ] русским звуком [Й].
Рис. 9. Положение губ при произнесении гласного [ɪ] | Рис. 10. Положение языка при произнесении гласного [ɪ] |
Согласные звуки [s, z]. Звук [s] — глухой, [z] — звонкий. При произнесении [s] и [z] кончик языка находится против альвеол. Струя воздуха с трением проходит через желобок, образующийся между передней спинкой языка и альвеолами. Согласный [z] в конечном положении не оглушается, (рис. 11 и 12).
Рис. 11. Положение губ при произнесении согласных [s], [z] | Рис. 12. Положение языка при произнесении согласных [s], [z] |
Согласный звук [w]. При произнесении звука [w] губы округлены и значительно вытянуты вперед, а задняя часть языка занимает примерно такое же положение, как при произнесении русского [У]. Струя выдыхаемого воздуха с силой проходит через образованную между губами круглую щель. (рис. 13 и 14).
Рис. 13. Положение губ при произнесении согласного [w] | Рис. 14. Положение языка при произнесении согласного [w] |
УСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ɪ | aɪ | s — z | w |
dɪp | maɪt — maɪ | set — zed | wi: |
tɪp | taɪm — taɪ | pens — penz | wi:l |
bɪt | faɪv — faɪ | si:s — si:z | wɪt |
ɪt | si:ts — si:dz | waɪ |
Правила чтения. Чтение букв s, z, i, у
1. Чтение буквы S , s [es].
1) Буква s читается как [s]:
а) Вначале слова, например:
sit [sɪt] сидеть
send [send] посылать
б) Перед согласными, например:
test [test] испытание, контрольная работа
в) На конце слов после глухих согласных, например:
lists [lists] списки
г) В сочетании ss , например:
Bess [bes] Бетти (женское имя)
2) Буква s читается, как [z]:
а) На конце слов после звонких согласных и гласных, например:
pens [penz] ручки
bees [bi:z] пчелы
б) Между двумя гласными буквами, например:
visit [ʹvɪzɪt] визит, посещение
2. Буква Z, z [zed] всегда читается как [z], например:
size [saɪz] размер
3. Чтение букв I , i и Y , у в ударном слоге:
I, i; Y, у | ||||
/ \ | ||||
I тип чтения | II тип чтения | |||
[aɪ] | [ɪ] | |||
жизнь | life | in | в (предлог) | |
галстук | tie[6] | it | он, она, оно (личное местоим. 3-го лица, ед. ч., среднего рода) | |
мой (моя, моё) | my | |||
тип | type |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
[ɪ] | [i:] — [ɪ] | ||
4. | tin — in | 5. | Pete — pit |
pit — it | bede — bid | ||
in — it | teen — tin | ||
feet — fit |
[aɪ] | [aɪ] | [s] — [z] | |||
6. | time — tie | 7. | my — mine — type | 8. | nets — pens |
pine — pie | by — five — life | sets — sends | |||
life — lie | Bess — is | ||||
test — it ↘is |
Некоторые правила ударения и мелодики
в английском предложении
1. Первый ударный слог в предложении произносится самым высоким тоном по сравнению с остальными слогами.
2. Основное изменение мелодии, определяющее цель высказывания, происходит в последнем ударном слоге. Так, в повелительных и повествовательных предложениях, в последнем ударном слоге происходит падение тона, иначе говоря, эти предложения произносятся с нисходящим тоном.
Повелительные предложения имеются в тексте урока II, например:
a) Send me my pen. [ʹsend mi· maɪ ↘pen] | Пришлите мне мою ручку. | |
б) Meet me. [↘mi:t mi·] | Встречайте меня. |
Из этих примеров видно, что слоги, находящиеся между первым и последним ударными слогами, произносятся постепенно понижающимся тоном (пример а), а конечные безударные слоги в предложении, требующем употребления нисходящего тона, произносятся низким ровным тоном (пример б).
Ритм английской речи.
Для ритма английской речи характерно то, что ударные слоги в предложении произносятся через более или менее равные промежутки времени. Поэтому скорость произнесения неударных слогов зависит от того, сколько неударных слогов находится между двумя ударными: чем больше неударных слогов, тем быстрее они будут произноситься.
ТЕКСТ 2
my ↘tie ʹfive ↘ties ʹtell ↘Ted ↘tell mе
my ↘pen ʹten ↘pens ʹmeet ↘Bess ↘meet те
my ↘life ʹnine ↘beds ʹsend ↘Ben ↘spell it
ʹFind my ↘pen. ʹSend me my ↘pen. ↘Meet me. ʹ
Send ʹTed ʹfive ↘ties. ʹSend ʹBess ʹnine ↘pens.
ʹLet me ↘see! | Разрешите подумать ! |
↘Spell it! | Прочитайте или скажите его (слово) по буквам! |
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
tie галстук
life жизнь
find [faɪnd] находить
send посылать, присылать
spell говорить или читать слово по буквам
five пять
nine девять
seven [sevn] семь
my мой, моя, мое, мои
it он, она, оно — личное местоимение третьего лица ед. числа, среднего рода, в именительном падеже; его, ее — личное местоимение третьего лица, ед. числа, среднего рода, в объектном падеже
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
Bess [bes] Бетти
УПРАЖНЕНИЯ
I. Прочитайте вслух следующие существительные, обращая внимание на произнесение окончания множественного числа.
pens, sets, beds, tips, bees, pits, lips, lies, bibs, nets, seeds, tests, lids.
П. Прочитайте вслух или напишите в транскрипции следующие слова и объясните, по каким правилам они читаются.
type, tin, fine, pin, lip, pile, line, sit, fit; set, best, sin, fist, miss,
pens, less, lends, Bess, seems, size, zest, Zend.
III . Напишите в орфографии следующие слова.
[bed, pen, lɪt, test, naɪn, faɪv, ten, laɪn, taɪ].
IV . Спишите текст и подчеркните в нем слова со звуком [е].
V. Переведите на английский язык следующие сочетания слов и предложения:
моя ручка, семь кроватей, мой галстук, девять ручек,
десять галстуков, мои ручки.
1. Найдите мой галстук. 2. Встречайте Бена. 3. Пришлите мне семь галстуков. 4. Пришлите Бетти семь ручек. 5. Пришли мне мою ручку. 6. Разыщите Петра.
VI. Выпишите в отдельные колонки слова со звуками [i:, е, ɪ, aɪ].
mine, type, bid, did, fine, pit, five, vine, me, meet, lend, mete,
eve, seem, pep, beef, ebb, see, send.
VII . Назовите по порядку буквы в следующих словах.
size, Bess, type, sees, vine, fine, tie, test, spell, life.
VIII . Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом из следующих слов: life, spell, tie, seven, nine, seen.
Урок III
Звуки: [æ], [eɪ], [ə], [θ], [ð]
Сочетание звуков: [pl]
Буквы: А, а [eɪ]
Буквосочетания: ai, ау, еа
Понятие о смысловой группе.
Восходящий тон.
Грамматика: 1. Понятие об инфинитиве глаголов (см. § 6).
2. Глагол to be в 3-ем лице ед. числа (см. § 7).
3. Предложение. Общие сведения (см. § 8).
4. Местоимение it (см. § 9).
5. Понятие об артикле.
Неопределенный артикль (см. § 10).
Характеристика звуков [æ, еɪ, ə, θ, ð]
Гласный звук [æ]. При произнесении звука [æ] губы несколько растянуты, нижняя челюсть опущена, кончик языка касается нижних зубов, а средняя» спинка языка немного выгибается вперед и кверху. Подобного звука в русском языке нет (рис. 15 и 16).
Рис. 15. Положение губ при произнесении гласного [æ] | Рис. 16. Положение языка при произнесении гласного [æ] |
Гласный звук [eɪ] — дифтонг, ядром которого является гласный [е], а скольжение происходит в направлении гласного [ɪ]. Произнося дифтонг [eɪ], необходимо следить за тем, чтобы ядро не было таким широким, как русский гласный [Э], а второй элемент не превращался в русский звук [Й].
Гласный звук [ə]. Звук [ə] всегда безударный и представляет собой результат ослабления, т.е. редукции гласных в безударном положении. Этот звук легко подвергается влиянию соседних звуков и поэтому имеет ряд оттенков. Один из них совпадает с русским конечным безударным [А] в таких словах, как комната, бумага и т.д. Этот звук называется нейтральным гласным, он не должен быть похожим ни на [Э], ни на отчетливое [А]. Для того, чтобы избежать ошибок при его произнесении, следует все усилие сосредоточить на ударном гласном.
Согласный звук [θ]. В русском языке звука, подобного этому звуку, нет. Звук [θ] — глухой. При произнесении звука [θ] язык распластан и ненапряжен, а его конец находится между передними верхними и нижними зубами, образуя узкую плоскую щель между всем режущим краем верхних зубов и поверхностью переднего края языка. В эту щель с силой проходит струя воздуха. Конец языка не должен выступать за верхние зубы более, чем на 2 — 3 мм или слишком плотно прижиматься к зубам (иначе получится [Т]). Зубы должны быть обнажены, особенно нижние, так чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов и не приближалась к ним (иначе получится [Ф]) (рис. 17).
Рис. 17. Положение языка при произнесении согласных [θ], [ð]
Согласный звук [ð]. При произнесении звука [ð] органы речи занимают такое же положение, как при произнесении звука [θ]. Звук [ð] отличается от [θ] лишь звонкостью (рис. 17).
Звукосочетание [pl].
Сочетание [pl] перед ударным гласным произносится слитно. Звук [р] произносится настолько энергично, что звук [l] частично оглушается.
УСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
æ | eɪ | ə | θ, ð | pl | w |
æm | deɪt — deɪ | ʹseldəm | θθθaɪ | pli: z | wet |
æn | lern — leɪ | ʹletə | ðððaɪ | plæn | weɪn |
læmp | mem — meɪ | əʹpen | θθθi: | pleɪn | west |
mæn | pem — peɪ | əʹbed | ððði: | pleɪs | |
əʹtaɪ |
Правила чтения. Чтение буквы а и буквосочетаний ai, ay, еа
1. Чтение буквы a [eɪ] в ударном слоге:
A, a | ||||
/ | \ | |||
I тип чтения | II тип чтения | |||
[eɪ] | [æ] | |||
самолет | plane | plan | план | |
имя | name | man | мужчина, человек |
2. Чтение буквосочетаний ai [ʹeɪ ʹaɪ], ay [ʹeɪ ʹwaɪ].
Буквосочетания ai, ау читаются как [eɪ], например:
main [meɪn] главный, основной May [meɪ] май
Spain [speɪn] Испания day [deɪ] день
3. Чтение буквосочетания еа [ʹi: ʹeɪ].
Буквосочетание еа часто читается как звук [i:], например:
please [pli:z] пожалуйста.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
[æ] | [æ – e] | [eɪ] | [e – eɪ] | ||||
9. | am Ann | 10. | man — men | 11. | main — may | 12. | men — mane |
man flat | tan — ten | pain — pay | pen — pane | ||||
map bad | pan — pen | name — nay | let — late | ||||
lamp plan | bad — bed | date — day | met — mate |
Восходящий тон.
Восходящий тон выражает незаконченность высказывания, отсутствие категоричности. Так, восходящий тон употребляется при перечислении, например:
a ↗map, | a ↗pen | and a ↘plan карта, ручка и план
Как видно из примера, при интонационной разметке текста, перед конечным ударным слогом, на который приходится повышение тона, ставится стрелка, идущая снизу вверх [↗].
Английский восходящий тон значительно отличается от русского восходящего тона. Различие заключается, в основном, в том, что в русском языке повышение тона происходит в начале слога, а в английском языке — в конце слога, причем повышение голоса начинается с самого низкого тона.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1252.