Однако профилактика, как и улаживание конфликта, не могут его отменить. Но практически всегда есть возможность воздействовать на конфликтную ситуацию, влиять на поведение его участников с тем, чтобы снизить накал напряженности и ограничить масштабы противоборства.
Среди эффективных методов преодоления конфликтного противостояния выделяют социально-психологические методы – это правила, соблюдение которых дает возможность направить течение конфликта в умиротворяющее русло. К ним относятся:
- достижение определенного уровня культуры общения;
- использование необходимых и приемлемых примирительных процедур;
- соблюдение общезначимых принципов ведения переговоров;
Одной из важнейших особенностей управления организационными конфликтами является то, что их регулирование и разрешение основывается на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации). Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник-работодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельных организаций – коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов.
При разрешении коллективных трудовых споров практически на всех уровнях управления осуществляется переговорный процесс. Это одна из основных и эффективных форм участия третьего лица (посредника) в разрешении конфликтов. Этот процесс в конфликтологии называют медиацией, а профессионального посредника – медиатором.
Этапы переговорного процесса:
1. подготовительный этап (сбор информации о содержании конфликта, об участниках, анализ причин, последствий конфликта, вариантов решения и т. п.);
2. начало переговоров (взаимный обмен информацией между участниками);
3. поиск приемлемого решения (обсуждение вариантов решения проблемы, уточнение позиций и мотивов субъектов конфликта, выработка компромиссного решения и др.);
4. завершение переговоров (уточнение деталей договора, определение сроков выполнения обязательств, распределение обязанностей, установление форм контроля и т. п.).
Социально-психологические методы пригодны в условиях любого конфликтного противоборства. Они в большинстве случаев открывают возможность снимать напряженность в отношениях и выбирать такой образ действий, который учитывает интересы различных сторон, вовлеченных в конфликт.
Вопросы для повторения:
1. Назовите основные признаки организации.
2. Что составляет внешнюю и внутреннюю среду организации?
3. Перечислите основные типы конфликтов в организации. Дайте им характеристику и опишите возможные причины их возникновения.
4. От чего зависит содержание управления конфликтами в организации?
5. Охарактеризуйте основные методы профилактики и урегулирования конфликтов.
Литература:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Гл. 26, 28, 29, 37, 38.
2. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. – М., 2001.
3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.
4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М., 1999. – Гл. 7.
5. Конфликтология / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 6, 13-15.
6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. – М., 1992.
8. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.