РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3. Характеристика конфликта

 

1. Определение конфликта, его структура и динамика.

2. Классификация конфликтов.

3. Причины и функции конфликтов.

 

 

Известно, что развитие любого общества, социальной общности или отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Однако не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. Для того, чтобы конфликт возник, необходимо соперничающим за что-либо индивидам или социальным группам осознать противоположность своих целей и интересов, а также начать активно противодействовать сопернику.

Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве их носителей (субъектов конфликта).

 

В структуру конфликта обычно включаются:

 

1. Субъекты конфликта – это участники социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие конфликтующих.

2. Объект конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

3. Инцидент (повод) – сопутствующие обстоятельства, подтолкнувшие начало конфликта.

4. Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

5. Позиции сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

 

Конфликт представляет собой сложное социально-психологическое явление. Классифицировать конфликты можно по различным признакам.

Наиболее общая классификация конфликтов представлена в табл. 3.1

Таблица 3.1.

 

 

Классификация конфликтов.

 

 

№ п/п Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
  1 Сферы проявления конфликта Экономические   Идеологические   Социально-бытовые   Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений
  2 Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты   Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты     Слабовыраженные и быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
    3 Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты     Межличностные конфликты Конфликты «личность – группа»     Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъектами конфликта: с одной стороны личность, с другой – группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы и микрогруппы
  4 Социальные последствия Конструктивные конфликты   Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
  5 Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет   Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта
6 Степень выраженности Открытые   Скрытые Явно выраженное столкновение Внешние агрессивные действия отступают 
7 Направленность воздействия Вертикальные   Горизонтальные Разные статусы (начальник - подчиненный) Одинаковые социальные статусы (начальник – начальник, подчиненный - подчиненный)
8 Способ разрешения Антагонистические   Компромиссные Война до победы, полное поражение противника Допускает несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей

 

Необходимо отметить, что все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:

А) внутриличностные конфликты;

Б) межличностные конфликты;

В) межгрупповые конфликты;

При анализе того или иного конфликта важно учитывать то, что любой конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру.

 

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Она находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

 

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие ситуации участниками социального взаимодействия.

2. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

3. Развитие открытого конфликта.

4. Разрешение конфликта.

 

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

 

Основные фазы конфликта:

1. Начальная фаза ( 92 % возможности разрешения конфликта).

2. Фаза подъема (46% возможности разрешения конфликта).

3. Пик конфликта (менее 5 % возможности разрешить конфликт).

4. Фаза спада (около 20% возможности разрешить конфликт).

 

Причины конфликтов – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Общие причины, которые так или иначе проявляются во всех конфликтах:

1. социально-политические и экономические;

2. социально-демографические;

3. социально-психологические;

4. индивидуально-психологические.

Частные причины, непосредственно связанные с конкретным видом конфликта:

1. неудовлетворенность условиями деятельности;

2. нарушение служебной этики, трудового законодательства;

3. ограниченность ресурсов;

4. различие в целях, ценностях, неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт – предполагает возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта.

Деструктивный конфликт – сопровождается разрушительными действиями, не имеет под собой реальной почвы и, следовательно, не создает возможностей для внутриорганизационных процессов.

Необходимо понимать, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный.

Конфликт не может быть однозначным явлением. Он является носителем и созидательных, и разрушительных тенденций. Поэтому его функции характеризуются с учетом негативных (разрушительное, дисфункциональное воздействие, дезинтеграция, большие эмоциональные затраты и др.) и позитивных (разрядка напряженности, инициирование изменений и обновлений, выявление назревших противоречий и др.) последствий.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

2. Изобразите графически структуру конфликта.

3. Приведите основные классификации конфликтов. В чем их значение?

4. На какой фазе развития конфликта, на ваш взгляд, существует наибольшая возможность его разрешения? Ответ обоснуйте.

5. Назовите основные причины возникновения конфликтов.

6. Каковы негативные и позитивные функции конфликта?

7. Чем отличается конфликт от других видов социальных противоречий?

 

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилев А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Разд. 4.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

3. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2000.

4. Дмитриев А. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2000.

5. Конфликтология / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 2.

6. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. – Ростов н/Д., 1997.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 217.