Тема 3. Характеристика конфликта
1. Определение конфликта, его структура и динамика.
2. Классификация конфликтов.
3. Причины и функции конфликтов.
Известно, что развитие любого общества, социальной общности или отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Однако не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. Для того, чтобы конфликт возник, необходимо соперничающим за что-либо индивидам или социальным группам осознать противоположность своих целей и интересов, а также начать активно противодействовать сопернику.
Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве их носителей (субъектов конфликта).
В структуру конфликта обычно включаются:
1. Субъекты конфликта – это участники социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие конфликтующих.
2. Объект конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.
3. Инцидент (повод) – сопутствующие обстоятельства, подтолкнувшие начало конфликта.
4. Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.
5. Позиции сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.
Конфликт представляет собой сложное социально-психологическое явление. Классифицировать конфликты можно по различным признакам.
Наиболее общая классификация конфликтов представлена в табл. 3.1
Таблица 3.1.
Классификация конфликтов.
№ п/п | Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
1 | Сферы проявления конфликта | Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые | В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений |
2 | Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер |
3 | Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность – группа» Межгрупповые конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъектами конфликта: с одной стороны личность, с другой – группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы и микрогруппы |
4 | Социальные последствия | Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты | В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы |
5 | Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты | Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
6 | Степень выраженности | Открытые Скрытые | Явно выраженное столкновение Внешние агрессивные действия отступают |
7 | Направленность воздействия | Вертикальные Горизонтальные | Разные статусы (начальник - подчиненный) Одинаковые социальные статусы (начальник – начальник, подчиненный - подчиненный) |
8 | Способ разрешения | Антагонистические Компромиссные | Война до победы, полное поражение противника Допускает несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей |
Необходимо отметить, что все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:
А) внутриличностные конфликты;
Б) межличностные конфликты;
В) межгрупповые конфликты;
При анализе того или иного конфликта важно учитывать то, что любой конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру.
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Она находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта:
1. Возникновение и развитие ситуации участниками социального взаимодействия.
2. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
3. Развитие открытого конфликта.
4. Разрешение конфликта.
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основные фазы конфликта:
1. Начальная фаза ( 92 % возможности разрешения конфликта).
2. Фаза подъема (46% возможности разрешения конфликта).
3. Пик конфликта (менее 5 % возможности разрешить конфликт).
4. Фаза спада (около 20% возможности разрешить конфликт).
Причины конфликтов – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Общие причины, которые так или иначе проявляются во всех конфликтах:
1. социально-политические и экономические;
2. социально-демографические;
3. социально-психологические;
4. индивидуально-психологические.
Частные причины, непосредственно связанные с конкретным видом конфликта:
1. неудовлетворенность условиями деятельности;
2. нарушение служебной этики, трудового законодательства;
3. ограниченность ресурсов;
4. различие в целях, ценностях, неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта.
По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт – предполагает возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта.
Деструктивный конфликт – сопровождается разрушительными действиями, не имеет под собой реальной почвы и, следовательно, не создает возможностей для внутриорганизационных процессов.
Необходимо понимать, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный.
Конфликт не может быть однозначным явлением. Он является носителем и созидательных, и разрушительных тенденций. Поэтому его функции характеризуются с учетом негативных (разрушительное, дисфункциональное воздействие, дезинтеграция, большие эмоциональные затраты и др.) и позитивных (разрядка напряженности, инициирование изменений и обновлений, выявление назревших противоречий и др.) последствий.
Вопросы для повторения:
1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
2. Изобразите графически структуру конфликта.
3. Приведите основные классификации конфликтов. В чем их значение?
4. На какой фазе развития конфликта, на ваш взгляд, существует наибольшая возможность его разрешения? Ответ обоснуйте.
5. Назовите основные причины возникновения конфликтов.
6. Каковы негативные и позитивные функции конфликта?
7. Чем отличается конфликт от других видов социальных противоречий?
Литература:
1. Анцупов А. Я., Шипилев А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Разд. 4.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
3. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2000.
4. Дмитриев А. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2000.
5. Конфликтология / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 2.
6. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. – Ростов н/Д., 1997.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.