Сферы межличностных конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п Сфера проявления Типы конфликтов Причины
1 Коллектив (организация) Руководитель – подчиненный Между сотрудниками Одного ранга Служебные Неслужебные Организационно-технические; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)
  2 Семья Супружеские конфликты Родители – дети Супруги – родственники Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры семьи
    3 Общество (учреждения социальной сферы; государствен-ные учреждения; улица; обществ.тран-спорт и т.п.) Гражданин – чиновник и т.п. Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура

К. Томасом и Р. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликте. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Они выделяли пять основных стилей поведения в конфликте: принуждение, уступка, уход, компромисс и сотрудничество. Уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1. содержания предмета конфликта;

2. ценности межличностных отношений;

3. индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Схематически эта модель представлена на рисунке 1.

 

 

 

 


Нередко межличностные конфликты возникают при общении с так называемыми «трудными людьми», конфликтными личностями: демонстративным, ригидным, неуправляемым, сверхточным и конформным.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Технологии эффективного общения – это способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание партнеров по общению.

Технологии рационального поведения в конфликте - это совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта на основе самоконтроля эмоций.

Внешний аспект управления межличностным конфликтом отражает управленческую деятельность со стороны руководителя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

 

 

Вопросы для повторения:

 

1. Перечислите особенности межличностных конфликтов

2. Назовите сферы проявления межличностных конфликтов.

3. Назовите основные причины межличностных конфликтов.

4. Охарактеризуйте основные стратегии поведения личности в конфликте по К. Томасу и Р. Килменну.

5. Опишите основные типы конфликтных личностей.

6. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте?

 

 

Литература:

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Гл. 14, 26.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

3. Конфликтология / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 3, 5.

4. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. – М., 1995.

 

 


Тема 7. Групповые конфликты

1. Понятие социальной группы.

2. Конфликт «личность - группа».

3. Конфликт «группа - группа».

 

 

Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас может быть втянут в групповой конфликт.

Групповой конфликт – это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Выделяют два основных типа групповых конфликтов – конфликт «личность - группа» и конфликт «группа - группа».

Социальная группа – это относительно устойчивое взаимодействие двух или более лиц, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. По размерам социальные группы различаются на большие и малые.

Особый интерес представляют малые группы, которые образуются на основе кооперации труда и служебной деятельности и отличаются небольшой численностью (от 2 до 15 человек), непосредственной контактностью, а также тем, что они неделимы и первичны.

По структуре и составу малая группа складывается под влиянием как внешней по отношению к ней среды, так и внутригрупповых связей и может иметь формальную и неформальную структуру.

Оптимальной с точки зрения управления является формальная группа не более чем из 7-9 человек. Излишняя численность осложняет общение, усиливает тенденцию к обособлению неформальных группировок.

Возможность влиять на развитие событий у конфликтующих с группой бывает разной. Она шире у тех, кто отстаивает общие интересы и цели, т. к. такие цели, по сути, выражают основной группообразующий признак, оправдывают само существование данной группы. Менее значимой оказывается позиция того или тех, кто, преследуя только свой собственный интерес, покушается на групповые пристрастия и предпочтения.

Наряду с размерами и структурой в группе важны единые нормы для всех членов. Единые требования не только подтверждают принадлежность к данной группе, но и дисциплинируют людей, координируют их совместные действия, поддерживают соответствующий психологический настрой в группе.

К непременным условиям жизнеспособности социальной группы относят:

-   психологическую атмосферу межличностных отношений;

-   социально-психологический климат.

 

Общие причины возникновения конфликтов в группах и организациях приведены на рис.2.

 

Особенности конфликта «личность-группа»:

 

1. структура такого конфликта представлена двумя субъектами – личностью и группой. Следовательно, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения групповых и личностных мотивов;

2. причины данного конфликта специфичны и непосредственно связаны с нарушением ролевых ожиданий, групповых норм или с неадекватностью внутренней установки статусу личности;

3. формы проявления конфликта «личность-группа» могут быть следующими – применение групповых санкций, ограничение или полное прекращение нормального общения членов группы с конфликтующим, резкая критика в адрес конфликтующего.

 

Особенности конфликта «группа-группа»:

1. в данном случае противоборствующими сторонами выступают группы, а в основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей);

2. для групповых взглядов, мнений и оценок характерно следующее: «деиндивидуализация» взаимного восприятия («мы» - «они»), неадекватное групповое сравнение (своя группа оценивается выше), групповая атрибуция (позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняются внутренними причинами, а, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой – внешними обстоятельствами);

3. формы проявления межгрупповых конфликтов – совещания, собрания, забастовки, дискуссии, переговоры.

 

 

 


Вопросы для повторения:

1. Дайте понятие малой социальной группы. В чем ее существенные признаки?

2. Каково влияние совместимости (несовместимости) на возникновение конфликтов в группе?

3. Каковы субъективные и объективные причины групповых конфликтов?

4. В чем особенности конфликта «личность-группа»?

5. В чем особенности конфликта «группа-группа»?

 

 

Литература:

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Гл. 29; 31-34.

2. Бабосов Е. М. Конфликтология. Учебное пособие. – Минск, 2001.

3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М., 1999. – С. 144-146.

4. Конфликтология. / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 5, 6.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.