Тема 1. Формирование основ конфликтологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Накопление знаний о конфликтах.

2. Становление конфликтологии как науки.

3. Современные концепции конфликта.

4. Особенности развития конфликтологии в России.

 

 

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов XX века предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук.

В развитии воззрений на конфликт можно условно выделить следующие периоды.

 

Древность. Философские, в том числе конфликтологические идеи одного из первых китайских философов Конфуция (551 – 479 гг. до н. э.) в последствии развивались на протяжении веков другими мыслителями. Взгляды на проблему конфликта можно обнаружить в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных» (образованных и воспитанных людей) и «низких» (простолюдинов). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений. Необходимо улучшать нравы людей, гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми.

Попытка рационального постижения мира была предпринята впервые в рамках античной философии. Гераклит (ок. 520 – 460 гг. до н. э.) считал, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. Платон (ок. 427 – 347 гг. до н. э.) и Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) осуждали войну, рассматривали ее как величайшее зло. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти у Платона и Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.). Они полагали, что человек по природе своей существо общественное и это дает ему возможность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

 

 

Средневековье. Конфликтологические идеи во взглядах средневековых мыслителей в основном носили религиозный характер. Августин Аврелий (354 – 430 гг. до н. э.) говорил о единстве человеческой и общественной истории, которая представляет собой вечную битву двух царств (градов) – Божьего и земного. С его взглядами во многом схожи идеи Фомы Аквинского (1225 - 1274), рассуждавшего о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти.

Эпоха Возрождения. Взгляды мыслителей этой эпохи на проблему конфликта сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании мира. Николай Коперник (1473 - 1527), Джордано Бруно (1548 - 1600), Никколо Макиавелли (1469 - 1527) верили в силу человека, в его разум, в способность преодоления социальных конфликтов. Гуманисты Томас Мор (1478 - 1535), Эразм Роттердамский (1467 - 1536), Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) – выступали с резким осуждением средневековой смуты и социальных беспорядков. Согласие между людьми и мир – это решающий фактор развития общества.

 

Новое время и эпоха Просвещения. Необходимо отметить, что это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема европейских стран. Это создавало предпосылки к системному подходу в познании явления окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Наиболее характерные для данного периода взгляды на конфликт содержались в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса (1588 - 1679), Ж. Руссо (1712 - 1778), А. Смита (1723 - 1790).

 

Первая половина XIX века. На этом этапе развития конфликтологической мысли особую ценность представляют взгляды представителей немецкой классической философии – И. Канта (1724 - 1804), Г. Гегеля (1770 - 1831), Л. Фейербаха (1804 - 1872) и др. Их взгляды были акцентированы на глубоких философских рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени – в частности, проблеме войны и мира.

 

Вторая половина XIX - начало XX века. Этот период занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории. Это обусловлено следующими факторами:

 

1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями – войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубоко научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук – марксистская философия, основы которой заложили К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895); социология, ведущая свое начало с работ О. Конта (1798 - 1857); психология, у истоков которой стоял В. Вундт (1832 - 1920).

 

Следует отметить работы немецкого социолога Г. Зиммеля (1858 - 1918), который ввел в научный оборот термин «социальный конфликт». Он считал, что конфликты в обществе неизбежны и даже полезны, так как помогают социальным группам и отдельным индивидам общества избавиться от враждебности друг к другу. Также особую важность представляют работы М. Вебера (1864 - 1920), П. Сорокина (1889 - 1968) в области социологии и работы З. Фрейда (1856 – 1939) и его учеников в области психологии.

 

Таким образом, на рубеже XIX – XX вв. теоретический интерес к проблематике конфликта был очевиден. Основными идеями, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время, являются следующие:

- конфликт представляет собой нормальное социальное явление; природе самого человека присущи биологические, психологические, социальные и другие факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации;

- конфликт выполняет позитивные функции в процессе общественного развития, обеспечивая общее прогрессивное движение общественной жизни, способствует утверждению общезначимых социальных норм и ценностей;

- противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным явлением, которое вызывает всевозможные трения, коллизии, конфликты;

- существует зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторонами жизни общества и конфликтными ситуациями, возникающими в результате этих изменений.

 

Середина XX века. Современные теории социального конфликта. Некоторое ослабление интереса к теоретическим исследованиям конфликтов, которое наблюдалось в 30 – 40-х годах 20 в., было обусловлено вниманием социологов функциональной школы (Т. Парсонс) к дестабилизационной роли социального конфликта. Определив конфликт как социальную аномалию, главную задачу они видели в поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие. Однако концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее «нежизнеспособность» и в 50-е годы в западной социологии произошел возврат к конфликтной модели общества. Именно в 50 – 60-е годы собственно и появились современные концепции социального конфликта. Наибольшую известность среди них получили концепции Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга.

 

Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Л. Козер подчеркивает, что любому обществу присуще неизбежное социальное неравенство, которое порождает напряженность между индивидами и другими социальными группами. Эта напряженность разрешается через разного рода конфликты. Исходя из состояния общества, Козер дает классификацию социальных конфликтов: негативное, разрушающее действие социальных конфликтов в закрытых обществах и позитивный, способствующий развитию, потенциал конфликтов в открытых обществах.

 

Теория «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа. Любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт в каждый момент. Он рассмотрел причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов. Согласно Дарендорфу, конфликты – это источники инноваций и социальных перемен, они не позволяют обществу застаиваться, а подавление конфликтов ведет к их обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт, он должен разрешаться на основе существующих в обществе правил.

 

Общая теория конфликта К. Боулдинга. Конфликт неотделим от общественной жизни. Конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

 

Развитие отечественной конфликтологии. Испытывая влияние разных зарубежных течений, во взглядах отечественных мыслителей, вместе с тем, отразилось и своеобразие российского общества второй половины XIX– начала XX века. Представители субъективного идеализма П.Лавров (1823 - 1900) и П. Михайловский (1842 - 1904) считали, что прогрессу в обществе служит не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей. Схожие положения лежали в основе позиций идеологов народничества – М. Бакунина (1814 - 1876), П. Кропоткина (1842 - 1921). Российские сторонники марксизма были представлены двумя направлениями – ортодоксальным (Г. Плеханов, В. Ленин и др.) и легальным (П. Струве, М. Туган - Барановский и др.)

Общим и характерным для взглядов российских мыслителей того времени было следующее: приоритет в развитии общества отдавался сфере материального производства, ведущая роль отводилась производственным отношениям, борьбе противостоящих классов. Крупномасштабный социальный конфликт рассматривался непременным условием разрешения социальных противоречий и приведения общества в качественно новое состояние.

Позже в исследованиях советских ученых приоритетной оставалась марксистская концепция. А поскольку считалось, что в социалистическом обществе отсутствовали антагонистические классы, значит, отсутствовали и конфликты. Поэтому исследования по этой проблеме почти не велись.

Первые публикации о наличии в нашей стране социальных конфликтов появились в начале 80-х годов, а с середины 80-х годов появились публикации по проблеме «конфликтологии».

За последнее десятилетие в России и теоретическая, и прикладная значимость конфликтологии возросла. В известной мере это вызвано социально-экономическими реформами в стране, становлением рыночных отношений.

Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, проявляются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии. Однако во всех современных концепциях конфликта содержится утверждение, что любые действия людей, включая и конфликтность, социальны, так или иначе связаны с социальной средой. Конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию только на основе глубокого уяснения природы общества и человека, закономерностей социальных отношений и взаимодействия людей. 

 

 

Вопросы для повторения:

 

1. В каких формах с древности и до нового времени шло в мире накопление знаний о конфликтах?

2. Когда начала складываться конфликтология как отдельная область научных исследований? Что этому способствовало?

3. Назовите имена известных зарубежных и российских мыслителей 19 – 20 вв., внесших заметный вклад в разработку теории конфликтов.

4. В чем особенность развития конфликтологических идей в России?

5. Чем определяется возросший интерес к теории и практике конфликтов в современной России?

 

 

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Разд. 1.

2. Бабосов Е. М. Конфликтология. Учебное пособие. – Минск, 2000.

3. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. Учебник. – М., 2001.

4. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., 2000.

5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М., 1994. – Разд. 1, гл.1,2.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.