КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно – методическое пособие по изучению курса
Автор – составитель Еремина Е.В.
Учебно-методические рекомендации по изучению курса конфликтологии включают следующие разделы: введение в конфликтологию, общая теория конфликта, психология конфликта, и социология конфликта. По рассматриваемым темам названных разделов даются вопросы для повторения и задания, которые следует использовать при подготовке к практическим занятиям. Все методические рекомендации и указания содержат списки литературы.
Учебно-методические рекомендации по изучению курса «Конфликтология» подготовлены на кафедре социологии и управления персоналом и предназначены для дополнительного и самостоятельного изучения студентами учебного материала по курсу конфликтологии, а также для подготовки к практическим занятиям по данному курсу.
Табл. 7, рис. 3, библиогр. 28 назв.
Автор-составитель Е. В. Еремина.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...4
Раздел 1. Введение в конфликтологию.
Тема 1. Формирование основ конфликтологии…………………...5
Тема 2. Предмет конфликтологии………………………………...11
Раздел 2. Общая теория конфликта.
Тема 3. Характеристика конфликта……………………………..13
Тема 4. Управление конфликтами………………………………...18
Раздел 3. Психология конфликта.
Тема 5. Внутриличностный конфликт……………………………22
Тема 6. Межличностный конфликт………………………………25
Тема 7. Групповые конфликты……………………………………29
Тема 8. Конфликты в организации………………………………..32
Тема 9. Взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний……..37
Раздел 4. Социология конфликта.
Тема 10. Конфликты в обществе………………………………….40
Тема 11. Экономические и социальные конфликты……………..43
Тема 12. Политические конфликты……………………………….46
Тема 13. Этнонациональные конфликты…………………………49
Тест 1. Самооценка конфликтности…………………………………………52
Тест 2. Оценка глубины конфликта………………………………………….55
Тест 3. Признаки стресса……………………………………………………..57
Введение.
Целью изучения курса «Конфликтология» является формирование и развитие у студентов навыков правильного, рационального поведения в конфликтных ситуациях, а также умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности.
Задачи курса:
- раскрыть специфику предмета изучения, его социальную природу, теоретические основы и практическое значение;
- научить студентов распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы;
- сформировать у студентов понятийный аппарат конфликтологической науки;
- развить у студентов способность ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются;
- помочь студентам в овладении искусством управления конфликтами;
- обеспечить студентов важными приемами и методами предупреждения и регулирования конфликтов в различных сферах общественной жизни.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ
Классификация конфликтов.
№ п/п | Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
1 | Сферы проявления конфликта | Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые | В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений |
2 | Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер |
3 | Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность – группа» Межгрупповые конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъектами конфликта: с одной стороны личность, с другой – группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы и микрогруппы |
4 | Социальные последствия | Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты | В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы |
5 | Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты | Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
6 | Степень выраженности | Открытые Скрытые | Явно выраженное столкновение Внешние агрессивные действия отступают |
7 | Направленность воздействия | Вертикальные Горизонтальные | Разные статусы (начальник - подчиненный) Одинаковые социальные статусы (начальник – начальник, подчиненный - подчиненный) |
8 | Способ разрешения | Антагонистические Компромиссные | Война до победы, полное поражение противника Допускает несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей |
Необходимо отметить, что все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:
А) внутриличностные конфликты;
Б) межличностные конфликты;
В) межгрупповые конфликты;
При анализе того или иного конфликта важно учитывать то, что любой конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру.
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Она находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта:
1. Возникновение и развитие ситуации участниками социального взаимодействия.
2. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
3. Развитие открытого конфликта.
4. Разрешение конфликта.
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основные фазы конфликта:
1. Начальная фаза ( 92 % возможности разрешения конфликта).
2. Фаза подъема (46% возможности разрешения конфликта).
3. Пик конфликта (менее 5 % возможности разрешить конфликт).
4. Фаза спада (около 20% возможности разрешить конфликт).
Причины конфликтов – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Общие причины, которые так или иначе проявляются во всех конфликтах:
1. социально-политические и экономические;
2. социально-демографические;
3. социально-психологические;
4. индивидуально-психологические.
Частные причины, непосредственно связанные с конкретным видом конфликта:
1. неудовлетворенность условиями деятельности;
2. нарушение служебной этики, трудового законодательства;
3. ограниченность ресурсов;
4. различие в целях, ценностях, неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта.
По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт – предполагает возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта.
Деструктивный конфликт – сопровождается разрушительными действиями, не имеет под собой реальной почвы и, следовательно, не создает возможностей для внутриорганизационных процессов.
Необходимо понимать, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный.
Конфликт не может быть однозначным явлением. Он является носителем и созидательных, и разрушительных тенденций. Поэтому его функции характеризуются с учетом негативных (разрушительное, дисфункциональное воздействие, дезинтеграция, большие эмоциональные затраты и др.) и позитивных (разрядка напряженности, инициирование изменений и обновлений, выявление назревших противоречий и др.) последствий.
Вопросы для повторения:
1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
2. Изобразите графически структуру конфликта.
3. Приведите основные классификации конфликтов. В чем их значение?
4. На какой фазе развития конфликта, на ваш взгляд, существует наибольшая возможность его разрешения? Ответ обоснуйте.
5. Назовите основные причины возникновения конфликтов.
6. Каковы негативные и позитивные функции конфликта?
7. Чем отличается конфликт от других видов социальных противоречий?
Литература:
1. Анцупов А. Я., Шипилев А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Разд. 4.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
3. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2000.
4. Дмитриев А. В. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2000.
5. Конфликтология / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 2.
6. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. – Ростов н/Д., 1997.
Тема 7. Групповые конфликты
1. Понятие социальной группы.
2. Конфликт «личность - группа».
3. Конфликт «группа - группа».
Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас может быть втянут в групповой конфликт.
Групповой конфликт – это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Выделяют два основных типа групповых конфликтов – конфликт «личность - группа» и конфликт «группа - группа».
Социальная группа – это относительно устойчивое взаимодействие двух или более лиц, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. По размерам социальные группы различаются на большие и малые.
Особый интерес представляют малые группы, которые образуются на основе кооперации труда и служебной деятельности и отличаются небольшой численностью (от 2 до 15 человек), непосредственной контактностью, а также тем, что они неделимы и первичны.
По структуре и составу малая группа складывается под влиянием как внешней по отношению к ней среды, так и внутригрупповых связей и может иметь формальную и неформальную структуру.
Оптимальной с точки зрения управления является формальная группа не более чем из 7-9 человек. Излишняя численность осложняет общение, усиливает тенденцию к обособлению неформальных группировок.
Возможность влиять на развитие событий у конфликтующих с группой бывает разной. Она шире у тех, кто отстаивает общие интересы и цели, т. к. такие цели, по сути, выражают основной группообразующий признак, оправдывают само существование данной группы. Менее значимой оказывается позиция того или тех, кто, преследуя только свой собственный интерес, покушается на групповые пристрастия и предпочтения.
Наряду с размерами и структурой в группе важны единые нормы для всех членов. Единые требования не только подтверждают принадлежность к данной группе, но и дисциплинируют людей, координируют их совместные действия, поддерживают соответствующий психологический настрой в группе.
К непременным условиям жизнеспособности социальной группы относят:
- психологическую атмосферу межличностных отношений;
- социально-психологический климат.
Общие причины возникновения конфликтов в группах и организациях приведены на рис.2.
Особенности конфликта «личность-группа»:
1. структура такого конфликта представлена двумя субъектами – личностью и группой. Следовательно, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения групповых и личностных мотивов;
2. причины данного конфликта специфичны и непосредственно связаны с нарушением ролевых ожиданий, групповых норм или с неадекватностью внутренней установки статусу личности;
3. формы проявления конфликта «личность-группа» могут быть следующими – применение групповых санкций, ограничение или полное прекращение нормального общения членов группы с конфликтующим, резкая критика в адрес конфликтующего.
Особенности конфликта «группа-группа»:
1. в данном случае противоборствующими сторонами выступают группы, а в основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей);
2. для групповых взглядов, мнений и оценок характерно следующее: «деиндивидуализация» взаимного восприятия («мы» - «они»), неадекватное групповое сравнение (своя группа оценивается выше), групповая атрибуция (позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняются внутренними причинами, а, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой – внешними обстоятельствами);
3. формы проявления межгрупповых конфликтов – совещания, собрания, забастовки, дискуссии, переговоры.
Вопросы для повторения:
1. Дайте понятие малой социальной группы. В чем ее существенные признаки?
2. Каково влияние совместимости (несовместимости) на возникновение конфликтов в группе?
3. Каковы субъективные и объективные причины групповых конфликтов?
4. В чем особенности конфликта «личность-группа»?
5. В чем особенности конфликта «группа-группа»?
Литература:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999. – Гл. 29; 31-34.
2. Бабосов Е. М. Конфликтология. Учебное пособие. – Минск, 2001.
3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М., 1999. – С. 144-146.
4. Конфликтология. / под редакцией А. С. Кармина. – СПб., 1999. – Гл. 5, 6.
Функции
Конфликта
Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого
Возмущает ли вас это?
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит
в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене
Оценка результатов
Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы
найдете в предлагаемой таблице.
Ответ | Вопросы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
А | 4 | 0 | 2 | 4 | 2 | 4 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 |
Б | 2 | 2 | 0 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 |
В | 0 | 4 | 4 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 |
От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко набежать критических ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем, служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в главах других?
От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это влияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.
До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?
Оценка результатов
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
— при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
— при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
— при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.
б) если вы являетесь медиатором, то:
— при сумме баллов 35-40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 136) до снижения накала борьбы между ними;
— при сумме баллов 25—34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
— при сумме баллов менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.
Тест 3 Признаки стресса
В современных условиях риск психоэмоционального стресса превратился в одну из проблем выживания как отдельно взятого индивида, так и всего человечества, стал по сути привычным спутником людей в их повседневной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно задать человеку ряд простых вопросов:
1. Вы часто чувствуете тревогу без видимых причин?
2. Вы часто испытываете страх?
3. Вы части обеспокоены длительное время?
4. Последнее время вам трудно сосредоточиться?
5. Вы стали раздражительны?
6. У вас иногда возникали приступы учащенного сердцебиения?
7. Вам тяжело уснуть или вы беспокойно спите?
8. Утром вы просыпаетесь с очищением усталости?
При утвердительном ответе всего на половину вопросов предложенного теста можно констатировать, что у данного человека налицо несомненные признаки стрессового состояния.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебно – методическое пособие по изучению курса
Дата: 2018-12-21, просмотров: 308.