Как отмечает В.П.Зинченко, «Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании человека тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на установление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом, – на «производство смысла»» [6, с.40].
Переживание «является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и
поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из проводимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию».
Однако, переживание не возникает само собой. Оно возникает только у человека и только благодаря тому, что он обладает психикой. Переживание - это прежде всего атрибут психического, а не некая самостоятельная деятельность, решающая жизненные проблемы человека. Далее остается непонятным, как в случае депривации внешней деятельности в ситуации невозможности переживание- деятельность решает проблему. Получается какое-то безличное переживание.
По В.П. Зинченко, переживание (неотчуждённое, человеческое), во–первых, опосредствовано, во-вторых, рефлексивно, в-третьих, «завязано» на соучастии в жизни Другого. Таким образом, оно присуще человеку как субъекту поступания [7].
Переживания основаны на значениях и смыслах человеческой жизнедеятельности. Этим фиксируется опосредованный, социокультурно обусловленный характер переживаний при всей их непосредственной феноменологической данности восприятию субъекта. Знаково-символический характер зарождения и трансформации переживаний вызывает к необходимости анализ явлений культуры, взятых в исторической динамике. Да и сама «культура — это медленно и путем невероятных усилий создаваемый человечеством функциональный орган, назначение которого состоит в проникновении внутрь себя самого» [8, с. 228].
Важную идею для понимания психофизиологических основ переживания выдвигает Аристотель, когда говорит, что ощущение какого-либо предмета возникает только при движении органа чувств по этому предмету (или наоборот – при движении предмета по органу чувств). Уже гораздо позднее Спиноза пояснял данную мысль, отмечая, что сущность круга дана (и одновременно постигается) актом его вычерчивания. Здесь просматриваются мотивы современного представления о возникновении понятия формы и других свойствах предмета через манипуляции с ним, а также представления об идеомоторных актах, которые отражают механизм многих психических функций и переживаний, когда они рассматриваются как свернутые во внутренний план действия, и, наоборот, психические функции и переживания сопровождаются соответствующими непроизвольными движениями. Т.е. «предметно-практические действия составляют фундамент, на котором строятся и развиваются когнитивные действия» [8, с. 133]. Но предметно практическое действие есть реализация некоего отношения субъекта к данному предмету, следовательно, это действие связано с переживанием, причем не только с его «отношенческой», но и с операциональной, действенной стороной. Однако данное рассуждение – это исторически более позднее обретение психологии.
Через переживание собственная жизнь воспринимается как «мне принадлежащая». Самоопределение посредством смыслопорождающего переживания поднимает жизненную активность на принципиально новый уровень – уровень жизненного пути. Осмысленность жизни в переживаниях появляется, когда есть чем мыслить, чем переживать. Речь идёт о средствах, функциональных органах переживания (В.П. Зинченко).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 279.