По Дильтею, психолог призван не объяснять наблюдаемые факты в общих понятиях, а интерпретировать ценности, намерения и чувства людей как исторических личностей. Тогда-то психология и сможет стать надежной опорой постигающих сущность человека "духовных" наук в их отличие от естественных. Феноменом сознания (какими их представляла интроспективно-экспериментальная психология) были противопоставлены переживания, требующие особых принципов изучения. По Дильтею, психолог призван не объяснять наблюдаемые факты в общих понятиях, а интерпретировать ценности, намерения и чувства людей как исторических личностей. Тогда-то психология и сможет стать надежной опорой постигающих сущность человека "духовных" наук в их отличие от естественных. Феноменом сознания (какими их представляла интроспективно-экспериментальная психология) были противопоставлены переживания, требующие особых принципов изучения.Своей концепцией Дильтей открыл полосу дискуссий о "двух психологиях" - объяснительной, для которой главное - опора на принципы и методы наук о природе и "понимающей", с ее установкой на непосредственное постижение целостных переживаний субъекта, на интуитивное проникновение в его внутреннюю жизнь, как высшую реальность. В том, что предмет психологии не сводим к элементам сознания и их внешним связям Дильтей не заблуждался. Однако полагая, будто, используя общенаучные средства, ум бессилен перед полнотой человеческой психики, Дильтей помещал переживание "по ту сторону" объективных жизненных встреч реального организма с предметным миром, преобразуемым с приходом человека в мир, исполненный смыслов и значений. К концепции "двух психологии", вызвавшей интерес и споры на Западе (первым от имени экспериментальной психологии Дильтею ответил знаменитый немецкий исследователь памяти Г. Эббингауз), В кругу общепринятых категорий появляется термин "переживание". Во всегда нераздельном субъектно-объектном отношении в ситуации переживания субъектный полюс доминирует. Его "личность", будучи выражена в эмоциональной напряженности, ни в коем случае ею не исчерпывается. К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Выготский. Он же первым столкнулся с дильтеевой дихотомией и стал первым в нашей литературе не только ее критиком, но и тем, кто вышел на путь ее преодоления в конкретно-научных исследованиях психики. Прежде чем обратиться к феномену переживания в практике общения с детскими душами, он проделал огромную философскую и историко логическую работу. Будучи всегдашним оппонентом Дильтея, Выготский, принимая термин "переживание", соединяет с ним радикально другое содержание, чем заложенное в культурно-исторической концепции "двух психологии", отвергавшей, применительно к истории человеческой личности, принцип причинности и объективный метод. "В переживании, - указывал Выготский, - дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой - особенность моей личности". Сила же среды "приобретает направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Стало быть, возрастное развитие, согласно Выготскому, может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Другой важный момент - это включение переживания в контекст идеи об единстве аффекта и интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с конфликтными ситуациями, через которые проходит история индивида. И, наконец, переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории.. Переживание и знание - таковы, согласно его взгляду, два полюса этой области. "Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание... Переживание это первично, прежде всего - психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком специфическом смысле слова оно становится, по мере того как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер". Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное как и знание, в котором воплощено его объектное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл, ибо не из каких других реалий оно не может быть выведено. Это можно только пережить. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни. Так, Декарт до конца дней своих помнил чувство, охватывающее его, когда, лежа в постели, представил основные контуры своей концепции. нашей стране опыт психологической науки подорвал Дильтееву дихотомию. Мы могли убедиться в этом, коснувшись двух направлений, изучения такой уникальной психической реалии, как переживание. В противовес версии о том, что сфера переживаний личности в ее органичной причастности миру истории, культуры, духовной жизни может быть освоена не иначе как посредством особого интуитивного постижения, описания, чувствования, сопереживания, русские психологи в 20-30-е годы вышли на общенаучный путь ее исследования. Они отвергли и версию о "двух психологиях" .1Ярошевский, М.Г. Дильтеева дихотомия и проблемы переживания / М.Г. Ярошевский // Вопросы философии, 1998, № 1, с
Дата: 2018-12-21, просмотров: 326.