Переживание есть реальность, которая не может бытьопределена с помощью освоения, но простирается до неразличимыхглубин, которыми обладает человек. Переживание внешнего бытияили внешнего мира существует для человека таким же образом, как ито, что им не понято, а лишь ему доступно. Переживаниеодновременно содержит в качестве реальности структурнуювзаимосвязь жизни; пространственно-временную локализацию,исходящую из настоящего, и далее; а в ней – структурнуювзаимосвязь, в соответствии с которой продолжает действоватьзаключенное в ней целеполагание. Если мы вспоминаем опереживаниях, то заключенный в них способ воздействия нанастоящее отличается (по своей динамике) от полностью прошедшихпереживаний. В первом случае возникает чувство как таковое, вдругом – представление о чувствах и т.д., и с настоящего временисуществует лишь чувство представлений о чувствах. Переживание и акт переживания неотделимы друг от друга. Это два способа выражения одного и того же. Всякое переживание выражает себя, а любое выражение есть выражение переживания [6, 38 с.].
Переживания и по своему генезису, и по своей онтологии являются интерперсональным феноменом. Они представлены во внутреннем мире конкретного человека, но являются проявлением его социальности, его социокультурной вооруженности. Переживания поэтому есть реализация всеобщего в единичном. М. Хайдеггер называл язык домом бытия. Этот дом сконструирован из систем значений, а содержательно наполнен смысловыми системами, динамика которых и есть бытие, психологическая жизнь человека, его переживания. Человек жив настолько, насколько он погружен в переживания. Переживания есть реализация полноты жизни человека. Переживания – это то восхождение к конкретному, которое дает ощущение причастности, включенности, осмысленности, свободы, творчества и одухотворенности.
Человеческие переживания всегда в чем-то объективированы (в словах, в поступках по отношению к другим, в традициях, в социальных структурах, в невербальных реакциях, в продуктах деятельности). Объективируясь, они становятся наблюдаемыми и анализируемыми субъектом, а, следовательно, превращаемыми во что-то другое, т. е. имеющими другие формы и смыслы, средства проявления и объективации. Возникает другой уровень в развитии переживаний, другое их качество. Объективируются даже самые интимные чувства. А если они не объективируются, то не имеют своего бытия, они, не будучи выражены, лишь едва возникнув, так же как и «мысль бесплотная» у поэта, «в чертог теней» вернутся. В этом объективировании, когда переживания переходят в знаки, заключено единство когнитивного и эмоционального, единство аффекта и интеллекта, о котором писал Л.С. Выготский.
Значение и смысл – термины, которые крайне важны для культурно-исторического анализа и понимания переживаний. Они помогают по-особому трактовать и проблему психологического отчуждения, проблему психологического здоровья, проблему психологической жизни и психологической смерти.
Позиция психолога по отношению к человеку: дать возможность переживать, дать возможность родиться смыслу, набравшись при этом терпения и выдержки, чтобы не формировать что-то, не вести куда-то. Несмотря на то, что вести никуда не надо, человеку переживающему нужен психолог как вспомогатель разговора с самим собой, как медиатор важных психологических процессов – процессов переживания. Интимность переживаний и многоголосье переживаний – это их тесно переплетенные важнейшие свойства.
Переживания в культурно-исторической психологии есть средство самоорганизации, средство решения жизненных проблем, средство совладания с кризисными ситуациями. Но во всем этом содержится нечто большее. Переживания, творческие переживания, есть единственный путь восхождения к индивидуальности. Творческие переживания рождаются из несоответствия жизненной ситуации и сознания человека, или, в самом широком контексте, несоответствия бытия и небытия. Синтезом первого и второго выступает творческое усилие, становление, духовное бытие. А по мысли В.П. Зинченко именно переживания выступают средством одухотворения жизни.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.