Переживания имеют не только личностную, но и межличностную динамику [1]. А точнее межличностное и личностное – это элементы единой ситуации человеческого бытия [1]. В психоанализе этот аспект описывается при помощи понятий «трансфер» и «контртрансфер» [1].
Под трансфером подразумевается перенос своего отношения или определенного комплекса по отношению к родителям или одному из них, а также модели их отношений друг с другом на психотерапевта или того, кто в данном случае помогает выявить и решить психологические проблемы клиента (на научном или бытовом уровне) [1]. То есть этот трансфер (перенос) может быть распространен и на школьного психолога, и на педагога, и на любого человека, взявшего на себя сознательно (или по восприятию клиента) эту роль [1]. Это отношение клиента нужно, с одной стороны, учитывать, с другой стороны - можно и нужно использовать [1].
В повседневной жизни явления трансфера встречаются постоянно - муж ищет в жене качества своей матери, жена в муже качества своего отца, кто-то переносит на реального человека качества выдуманного (или «напяленного» на этого человека) идеала, а потом обижается на то, что реальный человек не соответствует «напяленному» на него идеалу [1].
Часто такая принудительная идеализация даже льстит самолюбию невесты или жениха, но через некоторое время, поняв, что они не соответствуют этим идеалам, начинают переживать и страдать и они сами, и любящие их фантазеры [1].
Это один из вариантов переноса, который не часто упоминается в классическом психоанализе, но постоянно существует и приносит многочисленные неудобства и страдания в реальной жизни [1].
Практический вывод: помочь человеку увидеть другого, значимого для него и даже любимого, человека как можно более реально во избежание будущих разочарований [1].
Что касается наиболее часто употребляемого в классическом анализе понятия трансфера (переноса), то здесь, как правило, имеется в виду перенос именно на психотерапевта определенных качеств реального или идеального (желаемого) образа родителя [1]. Фрейд считал, что анализ такого трансфера помогает лучше понять реальные или желаемые, но «недополученные» отношения родителей или к родителям [1].
Исходя из этого, возможно проанализировать, не кроются ли именно в этих отношениях (реальных, надуманных или желаемых) истинные причины сегодняшних переживаний и неврозов клиента [1].
Иногда анализ детских отношений дает ключ к пониманию проблем взрослых людей, хотя здесь предполагается достаточно высокое искусство психоаналитика, и потому скороспелые и тем более категорические выводы непрофессионалов противопоказаны [1].
Разумеется, эти первые предположения причин психологического дискомфорта клиента должны быть тактично и тщательно проверены, так как никогда нельзя абсолютизировать какие-то одни факторы психологического влияния, а надо рассматривать все их в органическом взаимодействии [1].
Психоанализ очень тонкая вещь и требует исключительной осторожности, тактичности, неспешности в выводах (особенно задевающих самолюбие клиента) и категорических заключениях и рекомендациях [1].
Серьезное психоаналитическое лечение невроза - длительный процесс рабочего альянса аналитика и клиента [1]. Фрейд предупреждал, что этот процесс может длиться от трех до пяти лет, и безжалостно разоблачал как шарлатанов «торговцев надеждами», к которым он относил тех, кто обещал быстрый успех от психоанализа [1].
Требования к личности психоаналитика наиболее четко сформулированы Гринсоном (5 правил Гринсона, 1986):
1) всякое высказывание клиента заслуживает внимания психоаналитика;
2) нельзя причинять клиенту боль больше той, которая необходима;
3) аналитик должен быть для клиента гидом на всем пути нового для него психоаналитического курса;
4) аналитик обязан заботиться о сохранении у клиента самоуважения и чувства собственного достоинства;
5) поведение и высказывания психоаналитика должны быть ориентированы на единственную цель - помощь клиенту [1].
Аналитик должен быть заранее настроен, что его работа не всегда будет радостно и благодарно восприниматься клиентом [1]. Ведь он обнажает его истинное, во многом неприглядное Я, истинные причины его психологических проблем, которые в большинстве случаев клиент заменял более приемлемым для его самолюбия объяснением [1].
При всей сложности классического психоанализа понимание его основных идей и подходов, признание важной роли бессознательной сферы в формировании и регуляции наших переживаний и поведенческих реакций необходимы для правильной оценки не только своего, но и чужого поведения [1].
Именно реальность проблем и отношений, описанных психоанализом, именно бесспорность существования определенных объективных закономерностей, определяющих динамику переживаний в условиях нормы, заставляет сосредоточить на них особое внимание и рассматривать их анализ как одну из наиболее важных задач психологии наших дней [1].
Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.