Современный психоанализ представляет собой научно-практическую систему, имеющую несколько уровней и множество направлений. В вертикальной перспективе выделяются три взаимосвязанных аспекта:
1) теоретические концепции (метапсихология, или глубинная психология);
2) исследование культурных процессов и социальных институтов (прикладной психоанализ);
3) практическая деятельность по оказанию психологической помощи индивидам и семьям (клинический психоанализ).
В горизонтальном измерении: на каждом из выделенных уровней развиваются отдельные психоаналитические школы и направления. На теоретическом пространстве это: метапсихология З. Фрейда; юнгианский подход; теория объектных отношений; эго-психология; структурный психоанализ Ж. Лакана и др. В прикладном аспекте различаются культурологический анализ; социальный психоанализ; психоанализ власти; психоаналитическая педагогика и проч. В отношении психотерапевтической практики соответственно выделяются: классическая техника психоанализа; психоаналитическая терапия; психоаналитическая семейная терапия; групп-анализ.
Основные терапевтические подходы в классическом психоанализе базировались на идеях особой роли вытесненных воспоминаний, а также на восстановлении бессознательных содержаний и их интерпретации. В центре внимания аналитиков находились преимущественно интрапсихические процессы и конфликты пациентов, выявление которых осуществлялось методом свободных ассоциаций, путем исследования речи пациентов, их воспоминаний, сновидений и фантазий. По сути, все психоаналитики и первого, и последующих поколений, хотя и выдвигали новые гипотезы и концепции, следовали по пути, обозначенному Фрейдом: «Сделать бессознательное сознательным».
Причины изменения психоанализа:
• Крах позитивизма в психоанализе – неудача эмпирических исследований.
• Смена модели подсознательных влечений (которая видит человека как биологический объект и описывает его техническим языком позитивизма: энергия, импульсы, биологические механизмы) моделью отношений, ставящей в центр субъективность.
• Отдаление психотерапии от научного направления (фактическая истина, факты) и приближение к философскому, литературному направлению (рассказанная истина, narrative).
• Феминистская критика мужских идеалов объективности и появление женщин-психоаналитиков.
• Усиление позиций постмодернизма в западной культуре и усиление критики позитивизма.
Вслед за периодом «увлечения инсайтом» значительно большее внимание начинает уделяться проработке. Вначале цель терапии состояла в том, чтобы вызвать (оживить) в памяти пациента патогенное травматическое событие, а затем – стимулировать отреагирование подавляемого материла. Позднее восстановление травматических событий, хотя и осталось значимым этапом аналитического исследования, стало уже не самым важным в терапевтической работе. Более существенное внимание уделялось уже не отреагированию, а именно повторной проработке патогенного материала.
При этом основное внимание аналитика теперь переносилось на интерпретацию сопротивления (которое ранее рассматривалось как нечто мешающее терапии). В качестве второй существенной задачи аналитика определялось раскрытие того, как сложившиеся в прошлом патологические паттерны повторяется в настоящем. В определенный период времени этот подход был главенствующим.
Постмодернистский психоанализ основан на новых принципах:
• Герменевтике (интерпретации с субъективным значением),
• Отрицании значения научных доказательств и причинно-следственных объяснений,
• Избегании использования технических и физических терминов, таких как: импульсы, сила, процессы – и их замена на «человеческие» (любовь, понимание, защита).
Однако затем появляются работы Гарри Салливана, который обосновывал, что для понимания психопатологии недостаточно персоноцентрической концентрации внимания на личности пациента. На основании своего терапевтического опыта Салливан формулирует несколько, казалось бы - довольно простых, но чрезвычайно продуктивных идей. Повторю некоторые из них:
- люди неотделимы от своего окружения;
- личность формируется только в рамках межличностного общения;
- личность и характер находятся не «внутри» человека, а проявляются только в отношениях с другими людьми, при этом - с разными людьми по-разному.
Далее Салливан конкретизирует, что личность проявляется исключительно в ситуациях межличностного общения, а сама личность - это сравнительно прочный стереотип повторяющихся межличностных ситуаций, которые и являются особенностью ее жизни. На смену персоноцентрическому приходит межличностный подход. Наряду с традиционными подходами, более существенное внимание начинает уделяться стереотипам типичных межличностных ситуаций пациента, включая его отношения с терапевтом. Позднее Маделайн и Вилли Баранджер развивают эти положения, и появляется межсубъектный подход, в котором формулируется ряд принципиально новых тезисов. Но одно из главных положений этого подхода можно было бы сформулировать так: психотерапия – это не то, что терапевт делает с пациентом, а то, что происходит между ними. У одного и того же пациента могут быть совершенно несопоставимые переносы к разным аналитикам, и каждый аналитик меняется в процессе работы с каждым новым пациентом, модифицируя свои контрпереносы. В итоге терапевтические подходы начинают качественно меняться.
Когут в психологии самости делает акцент на:
• Оптимизме;
• Терапевтической значимости внимательного слушания и понимания субъективного опыта;
• Важности эмпатии в лечении;
• Принятие пациента без суждения;
• Тёплое и человеческое отношение к пациенту;
• Веру в самореализацию, аутентичную самостоятельность, способность человека измениться и быть счастливым.
Психологический подход современного психоанализа характеризуется:
• Амбивалентным отношением к Фрейду: отказываются признать его «божественный» авторитет, но отмечают его влияние, плодовитость и всё время его цитируют,
• Стремлением избежать идентификации с одним харизматическим авторитетом,
• Отказом от попыток создать новую психоаналитическую теорию или отменить старые, но предложением «понимания другого типа», «чувствительности» и концентрацией на вопросах лечения,
• Акцентом на субъективной стороне развития и лечения,
• Утверждением, что реальность не раскрывается в процессе лечения, а строится заново.
Цели и ценности современного психоанализа.
Если для классического психоанализа высшей ценностью был поиск объективно подтверждённой информации, для психологии Самости – субъективное понимание, то для интерсубъективного психоанализа высшая ценность в самом понимании, в самой возможности аналитика к сопереживанию и пониманию субъективности пациента – для создания спокойной, безопасной, поддерживающей и не осуждающей обстановки, в которой можно исследовать и понять субъективность пациента.
А для реляционного психоанализа центральное достижение лечения – в возможности двух участников получить максимум пользы от встречи, несмотря на её абсурдность, заключающейся в денежной плате за любовь. И возможность жить с противоречиями вместо того, чтобы разрешать их.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 413.