Генетический метод в изучении переживаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  Генетический метод (греч. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически генетический метод возник в результате утверждения в науке (начиная с 17 в.) идеи развития: дифференциальное исчисление — в математике, теория Лайеля — в геологии, гипотеза Канта — Лапласа — в космогонии, эволюционная теория — в биологии и т. д. Генетический метод вошел как один из методов в современную математику и логику, как способ обоснования аксиоматического метода. Генетический метод требует установления (1) начальных условий развития, (2) главных его этапов, (3) основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования — выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Генетический метод не способен, однако, раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если генетический метод используется как единственный, абсолютный метод, если он не дополняется другими методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В современной науке генетический метод используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др.

Генетической психологией называют область, которая занимается изучением происхождения и развития психики живых существ. Она исследует психику животных, детей, взрослых людей. Было установлено, что психика развивается по определенным стадиям и переходит от низших форм к высшим. Ученые уделяли много времени детству и юности, но сегодня интересы переместились к зрелости, старости и приближению к смерти. Для генетической психологии много сделал Жан Пиаже – известный швейцарский ученый и психолог. Он провел множество работ по изучению психологии детей и заложил фундамент современной науки.

Этот метод имеет особое значение. Он исследует развитие личности или другого психического явления, изучает генетику личных психических особенностей, выясняет соотношение ролей гена и среды в его формировании. Его можно назвать способом исследования природных социальных явлений на анализе их развития.

Становление человеческой психики тесно связано с социумом и его порядками. Если верить теории эволюции, наша психика имеет свойство изменяться вместе с социумом. Она может развиваться в двух видах – при формировании ребенка и при становлении человеческого рода. Многие психологи считают, что становление психики является одинаковым при развитии первобытного рода и отдельной личности. Стадии развития психики фиксируются в нервных образованиях и таким образом передаются по наследству, но развитие личности может приостанавливаться или ускоряться, что зависит от социальной ситуации. Таким образом, психическое развитие зависит от нашей среды, от воспитания и окружения.

Генетическая память хранит информацию в генотипе. Такая память передается и сохраняется по наследству. Какой же механизм запоминает эту информацию? Ученые пришли к общему выводу, что этим механизмом являются мутации и последующие изменения генных структур. Генетическая память является единственной памятью, на которую нельзя повлиять через обучение или воспитание. Память опыта наших предков представлена нервными структурами головного мозга.

Генетическая психология Жана Пиаже позволила сделать множество научных открытий и найти объяснение определенным явлениям. Тем не менее, ученые продолжают труды великого исследователя – множество деталей являются спорными до сих пор.

Психология наряду со структурно-аналитическим методом широко использует экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Особенно большое значение он имеет для детской генетической психологии. Экспериментатор с его помощью может исследовать происхождение и развитие у ребенка каких-либо психических процессов. В ходе исследования можно выяснить, какие этапы в него включены, какие определяющие факторы. Отслеживая и сравнивая выполнение одних и тех же задач на последовательных ступенях развития ребенка, можно ответить на эти вопросы. Данный подход в психологии называется генетическим или методом поперечных срезов. Модификацией экспериментально-генетического метода является лонгитюдное исследование. Суть этого исследования сводится к длительному и систематическому изучению одних и тех же испытуемых, а это дает возможность определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

  Экспериментально-генетический метод был разработан и впервые применен Л.С. Выготским при исследовании формирования высших опосредованных форм внимания и памяти. Метод связан с теорией развития высших психических функций. Смысл генетического метода состоит в разработке искусственных экспериментальных условий, которые способствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Два основных положения лежат в основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений: Первое положение связано со спецификой человеческих психических процессов. Это опосредованные процессы, использующие самые разнообразные психологические орудия-средства-знаки; Второе положение – психический процесс возникает и функционирует в 2-х планах – социальном и психологическом или как категория интерпсихическая, а потом как интрапсихическая. Экспериментально-генетический метод с большим успехом применялся в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Большой вклад в его развитие внес П.Я. Гальперин, который разработал методику и теорию поэтапного формирования умственных действий. Позже он разработал методику целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами.

Методологический анализ позволяет выделить три варианта принципа адаптации: гомеостатический, гедонистический и прагматический. Гомеостатический вариант. Все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающиеся к воздействиям среды, призваны лишь выполнять сугубо адаптивную функцию - вернуть организм в состояние равновесия. Особенно явно этот вариант выступил в рефлексологии, в которой активность субъекта сводится к поддержанию равновесия со средой. Личность противопоставляется социальной среде, а ее поведение подчиняется заранее предустановленной конечной цели - обрести равновесие с обществом за счет разрядки потребностей или достичь «равновесия» с самим собой за счет самоактуализации, то есть добиться «равновесия», как бы ни мешало или ни помогало общество (А.Г. Асмолов 2001). Гедонистический вариант. «Согласно принятым здесь взглядам, действие человека детерминировано двумя первичными (primary) аффектами – удовольствием и страданием; все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания» (В.А. Петровский, 1975, с.26). Прагматический вариант. В качестве ведущего здесь рассматривается принцип оптимизации. Во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех). Любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы, достижение эффекта при минимальных затратах. Известные представители когнитивной психологии П. Линдсей и Д. Норманн (1974) практически прямо формулируют суть этого варианта принципа адаптивности: даже если принятое кем-то решение кажется неразумным, мы все равно допускаем, что оно логично и обоснованно с учетом всей информации, связанной с анализом... Наш основной постулат состоит в том, что всякое решение оптимизирует психологическую полезность, даже если посторонний наблюдатель (а может быть, и человек, принявший решение) будет удивляться сделанному выбору.Самоопределение посредством смыслопорождающего переживания поднимает жизненную активность на принципиально новый уровень – уровень жизненного пути. Осмысленность жизни в переживаниях появляется, когда есть чем мыслить, чем переживать. Речь идёт о средствах, функциональных органах переживания (А.А. Ухтомский, В.П. Зинченко). М. Хайдеггер называл язык домом бытия. Этот дом сконструирован из систем значений, а содержательно наполнен смысловыми системами, динамика которых и есть бытие, психологическая жизнь человека, его переживания. Человек жив настолько, насколько он погружен в переживания. Переживания есть реализация полноты жизни человека. Переживания – это то восхождение к конкретному, которое дает ощущение причастности, включенности, осмысленности, свободы, творчества и одухотворенности.

Социокультурная детерминация переживаний.

Переживания и по своему генезису, и по своей онтологии являются интерперсональным феноменом. Они представлены во внутреннем мире конкретного человека, но являются проявлением его социальности, его социокультурной вооруженности. Переживания поэтому есть реализация всеобщего в единичном.В.А. Петровский (1975) пишет, что «в самом фундаменте эмпирической психологии личности лежит следующая методологическая посылка. В качестве руководящего утверждается принцип приспособления (адаптации) человека к среде – будь то социальная или природная среда. Войдя в фонд аксиоматически принимаемых, данное положение выступает во внешне различных, но внутренне родственных формах».Человеческие переживания всегда в чем-то объективированы (в словах, в поступках по отношению к другим, в традициях, в социальных структурах, в невербальных реакциях, в продуктах деятельности). Объективируясь, они становятся наблюдаемыми и анализируемыми субъектом, а, следовательно, превращаемыми во что-то другое, т. е. имеющими другие формы и смыслы, средства проявления и объективации. Возникает другой уровень в развитии переживаний, другое их качество. Объективируются даже самые интимные чувства. Возникновение и проявление избыточной надситуативной активности, преобразующей социальные нормы, своим происхождением обязано образу жизни личности как активного «элемента» различных социальных групп, включение в которые обеспечивает возникновение потенциальных, ранее не присущих «элементам» избыточных качеств, ждущих своего часа, то есть появления проблемно-конфликтной ситуации. В подобных ситуациях эти системные качества индивидуальности личности могут сыграть важную роль как в индивидуальной жизни человека, так и в жизни той социальной системы, проявлением которой они в конечном итоге являются. Адаптивные и неадаптивные проявления поведения личности, за которыми стоят тенденции к сохранению и изменению социальных систем, представляют собой обязательное условие развития личности человека, овладения общественно-историческим опытом (А.Г. Асмолов, 2001, с.134).

Историзм переживаний.

Внутренний мир человека, мир его переживаний – безмерно сложное и уникальное явление, которое только научными средствами никогда во всей полноте изучено быть не может. В историческом процессе социальный опыт человечества и человека растет, т.е. каждое последующее поколение живет в пространстве большей социальности, чем предыдущее. Каждый этап ценен сам по себе, ведь изменения в процессе истории не только количественные, но и качественные: различные исторические эпохи несут в себе различные основания для построения и реализации индивидуальной жизни. Будучи личностным феноменом, переживания по своему содержанию есть нечто надындивидуальное, связывающее жизнь индивида с системой. Необходимо особо отметить, что научные обобщения и результаты познания человеком самого себя не были нейтральными по отношению к его внутреннему миру. Эти результаты становились основой его психологической культуры. Также как число у древнегреческих философов дифференцирует и обобщает нерасчлененный поток бытия, превращает его в некую систему, с которой хотя бы отчасти может совладать человек, так и культурные средства образованных европейцев, в том числе и психологические идеи и теории выступают своеобразной основой переживаний. Теория, культурное образование привлекается для целей осознания переживания, осмысления своего жизненного пути и своей личности. Обращает на себя внимание то, что в смысловом отношении близкие, но все же различные в современной психологии понятия, такие как эмоции, чувства, переживания, смыслы, страсти, желания, аффекты и т.п. в большинстве случаев исследователями строго не дифференцируются и часто используются в виде синонимического ряда. С позиции современного состояния психологии целесообразно зафиксировать превращение понятия «переживание» в одноименную категорию, которая и объемлет собой все те понятия, которые встречались в исторической перспективе и по-разному высвечивали отдельные аспекты системного феномена «переживание». При этом переживание может выступать в одной теоретической системе как сущность, а в другой – как явление. Если оно становится сущностью, то о переживании мы можем говорить как о категории, в ином случае, категорией может выступить, например, смысл, тогда переживание станет служебным понятием. Конечно, в представленном культурно-историческом анализе переживаний освещены далеко не все идеи о них, и далеко не все особенности культуры определенной эпохи. Но изложенное может рассматриваться как вполне репрезентативная версия социокультурной динамики, имеющей самое непосредственное значение для понимания переживаний.Л. С. Выготский говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Переживания – индикаторы различных этапов истории личностного становления. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированы и менее осознаваемы переживания. Взрослый человек способен к осознанию обширной области своего внутреннего мира, но высокая степень дифференциации переживаний осложняет данную работу. Необходимо личностное усилие, которое опирается на имеющиеся ресурсы (старообразования) и одновременно отрицает их, что приводит к новообразованиям.Значение и смысл – термины, которые крайне важны для культурно- исторического анализа и понимания переживаний. Они помогают по-особому трактовать и проблему психологического отчуждения, проблему психологического здоровья, проблему психологической жизни и психологической смерти. Позиция психолога по отношению к человеку: дать возможность переживать, дать возможность родиться смыслу, набравшись при этом терпения и выдержки, чтобы не формировать что-то, не вести куда-то. Несмотря на то, что вести никуда не надо, человеку, переживающему нужен психолог как вспомогательразговора с самим собой, как медиатор важных психологических процессов – процессов переживания. Интимность переживаний и многоголосье переживаний – это их тесно переплетенные важнейшие свойства. Переживания в культурно-исторической психологии есть средство самоорганизации, средство решения жизненных проблем, средство совладания с кризисными ситуациями. Но во всем этом содержится нечто большее. Переживания, творческие переживания, есть единственный путь восхождения к индивидуальности. Творческие переживания рождаются из несоответствия жизненной ситуации и сознания человека, или, в самом широком контексте, несоответствия бытия и небытия. Синтезом первого и второго выступает творческое усилие, становление, духовное бытие. А по мысли В.П. Зинченко именно переживания выступают средством одухотворения жизни.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 282.