Переживая страдания человек создает новые формы своего сознания которые есть как можно подумать высшая доступная ему форма творчества. Возможно, поэтому так часто говорят о духовной красоте, о силе кротости, которые люди в период тяжелых страданий проявляют[1. c. 17].
Психолог анализируя переживания боли, встречается с тем, что они как проявления жизненного стресса выражены в разной степени. Должно быть в реальной работе с людьми, есть смысл дифференцировать переживания боли по их качеству, ориентируясь на понятные ошибки, греха и страдания.
В этом случае есть возможность воздействовать на содержание переживания, на его осознание с целью выработки альтернатив.
Если использовать для этого понятие ошибки, то выработка альтернатив будет связана с анализом причин ошибки и воздействия на них. Можно, например, анализировать типичные ошибки взрослых в отношении к детям – симбиотические связи или авторитетный стиль и т.п.
Тогда работа психолога – это определение типа переживания боли как ошибки и работа над ошибкой или ошибками как их исправление – создание альтернатив.
Боль человека может быть вызвана грехом, нарушением нравственных заповедей.
Стратегия работы психолога, естественно, будет определяться его религиозным и нравственным сознанием.
Мне представляется далеко не бесспорным утверждение, что психологи не работают с нравственными категориями, то есть не оценивают содержание переживаний людей. Эта оценка возникает как осознание (самим психологом и другим человеком) содержания переживаний как необходимость понимая их причин.
Психолог, работающий в области христианской социальной этики, может, и должен, способствовать выработке альтернатив искупления греха людьми, переживающими раскаяние как состояние душевной боли. В светской практике отношений это связано с действиями прощения и раскаяния. Сам человек без помощи других часто это сделать не в силах. В организации этих действий и будет проявляться роль психолога, способствующего осознанию содержания переживания душевной боли.
В ситуации переживания страдания как проявления душевной боли психолог может стать одним из них. Если он сумеет это сделать, то подскажет то отношение к страданию, которое не только уменьшит это страдание, но и раскроет его жизненный смысл.
Выработка альтернатив как осознание содержания переживаний – это работа психолога в ситуации жизненного стресса другого человека, который готов к принятию воздействия психолога ( в ситуацию его профессиональной работы) как другого человека. Думаю, что нет смысла ещё раз напоминать об ответственности психолога, который имеет дело с ситуацией, которая может создавать новые качества психологической жизни, так и полностью разрушить всю жизнь.
Сегодня об этом хорошо известно, и не принимать это в расчет, ориентируясь только на свои собственные переживания профессиональных возможностей, по крайней мере глупо.
Суть дела состоит в том, что, осознавая свои переживания, вырабатывая к ним альтернативное отношение, человек совершает работу, проявляет «Я»-усилия, которые завершаются результатом – структурированием переживаний. Что это за результат, как он представлен в психологическом пространстве и времени жизни человека?
Все факты, которые в связи с этим можно наблюдать и анализировать в практике психологического консультирования, позволяют утверждать, что происходит следующее:
- Человек получает переживание границ «Я» через их обозначение;
- Человек выделяет предмет своего переживания как целостность, как реальность, которая обладает своим собственным пространственным и временными характеристиками, относительно независимыми от существования «Я»
- Человек переживает наличие «Я»-усилий как возможности воздействовать на свое психологическое пространство, сужать и расширять его, менять систему координат, переориентировать во времени и т.п.
1 Г.С. Абрамова Графика в психологическом консультировании / Психология в России: современное состояние. – 2001. –С. 17 – 18.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.