Символизм переживаний наиболее явно Фрейдом обозначен при анализе сновидений. Он составил список символов различных сновидений и их возможное толкование. По виду это несколько напоминает сонник. Но идея совсем другая - не предсказывать будущее, а искать в прошлом и настоящем причины психотравмирующих переживаний и неврозов.
Подробно с этим фрейдовским «сонником» можно ознакомиться в его известной работе «Толкование сновидений», в которой, кстати, по мнению многих специалистов, наиболее четко и доступно изложены основные идеи всего классического психоанализа. Символическое замещение может быть отчасти объяснено с помощью модели редукции влечений [1, c. 62].
Итак, по нашему мнению, существует четырнадцать категорий или групп символов, способных обрисовать человеку раскрытые перед ним надличные перспективы[3, c. 2]:
1. 1Обращение внутрь (интроверсия) 2. 2Спуск – Нисхождение 3. 3Подъем – Восхождение 4. 4Расширение – Распространение 5. 5Пробуждение 6. 6Свет – Озарение 7. 7Огонь | 1. 8Развитие 2. 9Усиление – Возрастание 3. 10Любовь 4. 11Путь – Странствие 5. 12Превращение – Преобразование 6. 13Возрождение – Обновление 7. 14Освобождение |
К первой группе относятся символы интроверсии, обращения внутрь . Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации. О типичном, "нормальном" ее представителе, вовлеченном в стремительный водоворот самоцельной активности, можно сказать, что психологически он живет "вне себя".
Вторая группа состоит из символов, связанных с нисхождением , или спуском к основанию, "фундаменту" нашего существа. Исследование неосознаваемого символически трактуется как углубление в пропасти внутреннего мира, как исследование "дна" души.
Третья группа символов связана с подъемом , восхождением , – освоением "внутреннего пространства" в верхнем направлении.
Символы четвертой группы – это символы расширения сознания. Следует заметить, что несмотря на взаимоисключающий, казалось бы, характер некоторых символов, в действительности они предполагают и дополняют друг друга.
Теперь мы переходим к пятой группе символов, – символам пробуждения . Состояние сознания обычного человека можно назвать состоянием сна в мире иллюзий. К их числу относится иллюзия "реальности" картины мира, рисуемой нашими чувствами, а также множество иллюзий, порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями.
К шестой группе относятся символы света и озарения . Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д.
Седьмая группа – символы огня – относится к числу самых распространенных. Поклонение огню или почитание его свойственно всем религиям. Повсюду на алтарях в светильниках и лампадах горит священный огонь, мерцает пламя. Переживание внутреннего огня испытывалось многими мистиками: достаточно будет упомянуть св. Екатерину Сиенскую и Блеза Паскаля. Огонь выполняет прежде всего очистительную функцию, и именно с такою целью он применялся в "духовной алхимии".
Символы восьмой группы обозначаются словами " эволюция " и " развитие ". В определенном смысле об этих словах можно говорить как о синонимах. Развитие означает высвобождение внутренних сил и подразумевает переход от возможного к действительному. Два основных символа развития – зерно и цветок: зерно, которое скрыто, содержит в себе возможность дерева, и цветок, который, распускаясь из закрытого бутона, предшествует плоду.
Привычность такого рода явлений выработала у нас безразличие к чуду, благодаря которому из желудя развивается дуб, а из ребенка взрослый человек. Аристотель пытался объяснить это чудо "энтелехией", иные – "моделью" и "архетипом".
Девятая группа символов включает символы усиления или возрастания . Надличные переживания можно рассматривать как усиление жизни сознания, повышение ее напряженности или психологического "вольтажа" по сравнению с тем, которым живет средний человек.
К десятой группе относятся символы любви . Человеческая любовь как таковая является более или менее сознательным стремлением "выйти" из себя, преступить границы обособленного существования и соединиться с другим существом.
Символы одиннадцатой группы включают в себя символы Пути , путешествия, странствия. Эти символы также использовались и используются повсеместно.
Теперь мы переходим к двенадцатой группе, символам трансмутации – превращения , преобразования . С помощью определенных средств тело и душа человека могут быть преобразованы в нечто более совершенное. При этом происходит органичное и гармоничное объединение всех сторон человеческого существа – "биопсихосинтез", – осуществляется "психодуховная алхимия".
Все эти символы могут быть использованы в психологических упражнениях для того, чтобы стимулировать соответствующие надличные переживания и способствовать синтезу личного и надличного уровней, становлению Целостного Человека.
По мнению Д. Б. Эльконина [2, c. 16], символическое замещение и, соответственно творческое моделирование формируется в детской дошкольной игре. Динамика развития моделирования следующая: первоначально ребенок может использовать только предметные модели (стадия сюжетно ролевой игры), затем – графические модели как в виде схематического рисунка, так и в более абстрактной схеме, которая так или иначе должна в себе нести характерные чувственно наблюдаемые черты отображаемого объекта.
Символизм в игре позволяет ребёнку действовать в воображаемой ситуации. В игре дети обязательно создают, ограничивают и называют игровое пространство: начинают игру с определения - «здесь наш дом», «здесь больница», «это ракета», «тут вход» и т.д. Чем больше развита игра, тем больше само игровое пространство ограничивается и замещается всё более условными средствами. Так, шестилетние дети удовлетворяются меловой чертой, отграничивающей «дом» от «улицы», изображением красного креста, чтобы «получилась» поликлиника, а то и просто речевым ограничением. Ещё одним проявлением детского игрового символизма следует считать то, что игровая событийность разворачивается не в одном, а в нескольких планах, воспроизводится ряд ситуаций в пределах одного и того же игрового пространства с одними и теми же игровыми предметами. Переход из одной игровой ситуации в другую происходит путём речевого переименования или сменой символического маркирования.
1 А. А. Симановский Психология обучения и воспитания. / К.Н. Белогай // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – №3. – С. 16 – 17.
2 С.Н. Жеребцов Технологии работы психолога с переживаниями личности / И.Г. Кокурина, Е.И. Солина // Психология в России: современное состояние. – 2009. – № 7. – С. 62 – 63.
3 Р. Ассаджоли Символы трансперсонального опыта. / В.Данченко // Журнал трансперсональной психологии, – 1969. – №1 С. 2 –4.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.