1. Авторханов, А. Технология власти / А. Авторханов. — М. : [б. и.], 1991. — 567 с.
2. Алексеева, Т. А. Политическая философия: к формированию концепции /
Т. А. Алексеева // Вопр. философии. — 1994. — № 3. — С. 3—22.
3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. — М. :
[б. и.], 1989. — 645 с.
4. Нерсесянц, В. С. Философия права /в. С. Нерсесянц // Вопр. философии. — 2002. — № 3. — С. 3—16.
5. Осипов, И. Д. Философия права: конспект лекций / И. Д. Осипов. — СПб. : изд-во Михайлова В. А., 2000. — 61 с.
6. Философия и политика : [материалы круглого стола] // Вопр. философии. — 1996. — № 1. — С. 3—41.
7. Философия права : учеб. пособие. — М. : Академ. Проект, 2002. — 447 с.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
1. Понятие мировоззрения, его структура и функции, исторические типы мировоззрения.
2. Сравнительный анализ философии, мифологии, искусства и науки.
3. Философия как социокультурный феномен. Проблема определения философии. Структура и основная проблематика философии.
4. Генезис философии. Предмет философии и его историческая динамика.
5. Особенности философии Востока. Становление и основные школы индийской философии.
6. Рационально-практическая направленность китайской философии. Конфу-цианство, даосизм, легизм.
7. Становление античной философии (элеаты, пифагорейцы, милетцы, Гераклит, Эмпедокл, атомисты).
8. Философские учения периода наивысшего расцвета древнегреческого полисного строя (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).
9. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
10. Становление и основные особенности христианской философии (апологетика, патристика).
11. Средневековая схоластика, ее эволюция и основные проблемы.
12. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.
13. Философии эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
14. Натурфилософия и пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Коперниканский переворот и его роль в становлении научного мышления.
15. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения (Н. Макиавелли,
Т. Мор, Т. Кампанела).
16. Эмпиризм и рационализм Нового времени.
17. Основные проблемы и тенденции философии Просвещения.
18. Основные идеи и историческое значение немецкой классической философии.
19. Философия И. Канта: докритический и критический периоды.
20. Философская система Ф. Гегеля.
21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
22. Тенденции становления неклассического философствования в XIXв.
(А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).
23. Возникновение и значение марксизма.
24. Материалистическое понимание истории и марксистская диалектика.
25. Позитивизм, его эволюция в XIX—XXвв.
26. Философия структурализма и ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного знания.
27. Феноменология Э. Гуссерля и ее влияние на философию ХХв.
28. Философская герменевтика и ее роль в современной философии.
29. Религиозная философия в контексте современной культуры.
30. Современная ситуация на рубеже XX—XXIвв. и феномен постмодернизма в философии.
31. Особенности и этапы эволюции философии в России. Славянофильство и западничество.
32. Философия всеединства П. Соловьева. Учение о Софии и Богочело-вечестве в русской философии.
33. Либерально-демократическая традиция в русской философии. «Новое религиозное сознание» начала XXв. Философия русского космизма.
34. Философская мысль Беларуси.
35. Философия и белорусское самосознание ХХв.
36. Метафизика и онтология — основные стратегии познания бытия.
37. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
38. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принципы глобального эволюционизма.
39. Пространственно-временная структура бытия. Субстанциальная и реляционная концепция пространства и времени. Пространство и время в живой и неживой природе. Специфика социального пространства и времени.
40. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектики.
41. Основные принципы, законы и категории диалектики.
42. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциальный, функциональный, экзистанциально-феноменологический.
43. Генезис сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта.
44. Структура сознания. Сознание и самосознания. Сознание и мышление.
45. Социокультурная природа сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания.
46. Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии М. Шелера, А. Плеснера, А. Гелена.
47. Современные концепции антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая и др.
48. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
49. Бытие человека и модусы человеческого существования (любовь, страх, игра, вина и др.).
50. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания: мифологическое, религиозное, художественное, обыденное, научное и др.
51. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм и феномен скептицизма.
52. Познание как деятельность. Проблема субъекта и объекта познания.
53. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.
54. Роль интуиции в познавательном процессе. Познание и творчество.
55. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Классическое понимание истины и ее альтернативы.
56. Понятие науки и ее эволюция.
57. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретические уровни научного исследования.
58. Методы и формы научного исследования.
59. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого.
60. Место социальной философии в системе философского знания. Общество как объект философского анализа.
61. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуро-центристская, психологическая, классического и постклассического марксизма, социального действия М.Вебера и др.
62. Общество как система социальных отношений.
63. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта. Роль личности в истории.
64. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепция ненасилия в современной социальной философии.
65. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества.
66. Философия политики и права.
67. Философия культуры. Диалог культур в современном мире.
68. Философия техники. Феномен техники как объект социально-фило-софского исследования.
69. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.
70. Приоритеты философии в ХХІв. Будущее человека и человечества. Современные футурологические модели и проблема духовного единства человечества.
ОБОБЩАЮЩИЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Феномен духовного мира человека и общества, характеризующийся, как мировоззрение — это:
а) форма организации самосознания индивида и общества;
б) представления о мире и месте человека в мире;
в) совокупность индивидуального опыта человека;
г) строгая непротиворечивая система суждений о природе.
2. Исторические типы мировоззрения:
а) религиозное мировоззрение;
б) экзистенциализм;
в) атеизм;
г) мифология;
д) философское мировоззрение.
3. Время возникновения философского мировоззрения:
а) середина III тысячелетия до н. э.;
б) III—Iвв. до н. э.;
в) VII—VIвв. до н. э.;
г) XVII—XVIIIвв. н. э.
4. Суть основного вопроса философии заключается в отношении:
а) теории к практике;
б) идеального к материальному;
в) сознания к материи;
г) содержания к форме;
д) причины к следствию.
5. Философская позиция автора высказывания «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе»:
а) субъективный идеализм;
б) объективный идеализм;
в) агностицизм.
6. Представители философского материализма:
а) М. Хайдеггер;
б) П. Гольбах;
в) Демокрит;
г) К. Маркс.
7. Социокультурная предпосылка формирования метафизического метода философии:
а) великие географические открытия;
б) религиозные реформы;
в) становление науки классического типа.
8. Принцип гармонии веры и разума, выдвинутый Ф. Аквинским утверждает:
а) необходимость размежевания богословия и философии;
б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии;
в) примат философии над богословием.
9. Представители философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения:
а) М. Гусовский;
б) Е. Полоцкая;
в) К. Лыщинский;
г) Ф. Скорина;
д) С. Будный.
10. Основные особенности философии XVIIIв.:
а) наукоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) механицизм;
г) эмпиризм и рационализм;
д) диалектический стиль мышления.
11. Основное утверждение эмпиризма:
а) высший вид познания — это интуиция;
б) все знания человека основываются на опыте;
в) мир в принципе не познаваем;
г) мистическое откровение — источник знаний о мире;
д) разум играет решающую роль в познании человеческого мира.
12. Хронологические рамки немецкой классической философии:
а) XVIIв.;
б) вторая половина XVIIIв.;
в) середина XVIII — середина XIXвв.;
г) середина XVII — середина XVIIIвв.;
д) XIXв.
13. Проблемы, которые исследовал в своем философском творчестве И. Кант:
а) этические проблемы;
б) проблемы социального бытия;
в) познавательные способности человека;
г) источники человеческого познания;
д) социальная структура общества.
14. Каким существом является человек по Фейербаху?
а) Историческим и социальным;
б) природным;
в) биопсихосоциальным.
15. Достижения науки XIXв., явившиеся естественно-научными предпосылками формирования философии марксизма:
а) открытие клеточного строения живых организмов;
б) теория химического строения Бутлерова;
в) открытие закона сохранения и превращения энергии;
г) эволюционная теория Дарвина;
д) генетика.
16. Основные темы и проблемы русской философии XIXв.:
а) космизм;
б) проблема выбора пути развития России;
в) проблема социальной справедливости;
г) религиозно-этическое искательство; проблема религиозного постижения жизни.
17. Представители славянофильства XIXв. :
а) П. Я. Чаадаев;
б) А. С. Хомяков;
в) Н. П. Огарев;
г) И. В. Кириевский;
д) братья Аксаковы;
18. Основные направления развития русской философии конца XIX—XXвв.:
а) марксистская философия;
б) религиозная философия;
в) русский космизм;
г) философия русских революционных демократов;
д) философия русского зарубежья.
19. Основные стратегии постклассического философствования:
а) феноменологическая;
б) аналитическая;
в) психологическая;
г) социально-критическая;
д) эвристическая.
20. Философы постклассической эпохи:
а) Аристотель;
б) Э. Гуссерль;
в) Р. Декарт;
г) Л. Витгенштейн;
д) Ю. Хабермас.
21. Как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык?
а) «Философия сущности»;
б) «философия существующего»;
в) «философия существования».
22. Онтология изучает:
а) природу;
б) материю;
в) бытие;
г) реальность.
23. Философ, которому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской цивилизации:
а) Демокрит;
б) И. Кант;
в) Ф. Аквинский;
г) Парменид;
д) К. Маркс.
24. Категория, которая может быть названа парной по отношению к категории «бытие»:
а) небытие;
б) дух;
в) материя;
г) сознание;
д) трансцендентное.
25. Философская категория, которой соразмерно понятие реальность:
а) материя;
б) дух;
в) сознание;
г) бытие;
д) бессознательное.
26. Форма бытия, которая считается основополагающей в экзистенциальной философии — это бытие:
а) природы;
б) человека;
в) духовного;
г) социального.
27. Атрибутивные свойства материи — это:
а) неисчерпаемость;
б) сохраняемость;
в) непроницаемость;
г) структурность;
д) самоорганизация.
28. Важнейшее из свойств материи, зафиксированное в ее диалектико-материа-листическом определении, это свойство:
а) существовать в ощущениях человека;
б) быть трансцендентной миру;
в) быть объективной реальностью;
г) быть фиксируемой физическими методами.
29. Диалектико-материалистическое понимание движения — это:
а) перемещение тел в пространстве;
б) любые изменения;
в) поток сознания;
г) любая совокупность ощущений человека.
30. В основе классификации форм движения материи по Ф. Энгельсу лежит принцип:
а) генетический;
б) всеобщей связи явлений;
в) редукционизма;
г) коэволюции человека и природы.
31. Философ, впервые в истории европейской философии сформулировавший законы диалектики как теории развития:
а) Аристотель;
б) Ф. Аквинский;
в) И. Кант;
г) Г. Гегель;
д) Ф. Энгельс.
32. Понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»:
а) прогресс;
б) самоорганизация;
в) регресс;
г) связь состояний.
33. Имя философа, идеи которого развивает неотомизм:
а) Аристотель;
б) Платон;
в) А. Блаженный;
г) Ф. Аквинский.
34. Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:
а) наука;
б) мифология;
в) философия.
35. Расположите в хронологической последовательности основные исторические формы материализма:
а) диалектический материализм;
б) наивный стихийный материализм;
в) метафизический материализм.
36. Как и каким образом во второй половине XIXв. осуществлялось переосмысление наследия немецкой классической философии? Установите соответствие:
а) И. Кант; | 1) Рефлексия с позиций материализма; |
б) Л. Фейербах; | 2) рефлексия с позиций иррационализма. |
в) Ф. Ницше; | |
г) К. Маркс; | |
д) А. Шопенгауэр; | |
е) Ф. Энгельс. |
37. Расположите в хронологической последовательности указанные этапы развития классической европейской философии:
а) философия нового времени;
б) философия эпохи возрождения;
в) античная философия;
г) философия просвещения;
д) средневековая философия;
е) немецкая классическая философия.
38. Установить соответствие между представлениями о предмете философии и перечисленными философскими традициями:
а) предмет философии — логический анализ языка науки; | 1) Натурализм; |
б) предмет философии — природа как таковая; | 2) неопозитивизм; |
в) предмет философии — «жизненный мир человека»; | 3) марксизм; |
г) предмет философии — всеобщие объективные закономерности функционирования и развития природы, общества и познания. | 4) феноменология. |
39. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования:
а) принцип развития; | 1) Диалектический метод; |
б) признание локального характера связей между явлениями действительности; | 2) метафизический метод. |
в) принцип всеобщей связи явлений; г) констатация устойчивости, неизменности предметов и явлений окружающего мира. |
40. Соотнесите методы философского мышления с этапами развития философии:
а) феноменологический метод; б) диалектический метод; | 1) Классическая философия; 2) постклассическая философия. |
в) герменевтический метод; г) структуралистический метод; д) метафизический метод. |
41. Установите соответствие, позволяющее выявить отличительные особенности философии Древнего Востока и Древней Греции:
а) культ разума и логики; б) установка на сохранение и упрочение традиций; в) ориентация на преобразование окружающего мира; | 1) Философия Древнего Востока; 2) философия Древней Греции. |
г) высокий уровень и рефлективности рациональности; д) идея сохранения гармонии Космоса за счет внутреннего преобразования духовного мира человека. |
42. Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к эмпиризму или рационализму:
а) Р. Декарт; б) Ф. Бэкон; в) Г. Лейбниц; | 1) Эмпиризм; 2) рационализм. |
г) Б. Спиноза; д) Дж. Локк; е) Т. Гоббс. |
43. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:
а) герменевтика — философский метод и онтология. | 1) Античный период; 2) средневековье; |
б) герменевтика — искусство истолкования воли богов. | 3) XIXв.; 4) XXв. |
в) герменевтика — метод интерпретации библейских текстов; | |
г) герменевтика — метод интерпретации в психологии и исторической науке. |
44. Установите соответствие между функцией философии и ее внутренним содержанием:
а) разработка моделей и сценариев будущих состояний мира, направлений развития отдельных сфер бытия; | 1) Методологическая функция4 2) прогностическая функция; 3) мировоззренческая функция. |
б) рационально-теоретическое выражение программ деятельности, общения и поведения людей той или иной эпохи; | |
в) регуляция деятельности через разработку эффективных и адекватных реальности способов, приемов, принципов и форм освоения действительности. |
Допишите фразу.
45. Самая развитая форма диалектики как теории развития в рамках немецкой классической философии была разработана ... .
Вставьте пропущенное слово.
46. Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности — это позиция ... .
47. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии средневекового Китая являлось ... .
48. Открытие материалистического понимания истории принадлежит ... .
49. Определите философскую позицию автора высказывания: «Я мыслю, следовательно, существую». ___________.
Вариант 2
Выберите правильный(е) вариант(ы) ответов.
1. Предметом изучения философии является:
а) Бог;
б) физическая реальность;
в) материя;
г) наиболее общие сущностные характеристики человеческого мира.
2. Философская позиция, заключенная в словах древнегреческого философа Демократа: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы... носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля… Последние суть соединения нескольких атомов» — это:
а) дуализм;
б) материализм;
в) идеализм.
3. Представители агностицизма:
а) Гегель;
б) Д. Юм;
в) К. Маркс;
г) И. Кант;
д) Г. Лейбниц.
4. Основные регионы, где зародилось философское мировоззрение:
а) Дальний Восток;
б) Древняя Греция;
в) Древний Китай;
г) Древний Египет;
д) Древняя Индия.
5. Представители философии Древней Индии:
а) Лао-Цзы;
б) Платон;
в) Сиддхартха Гаутама (Будда);
г) Сократ;
д) Парменид.
6. Предпосылки, обусловившие особенности философии Древней Греции:
а) кастово-клановая иерархия общества;
б) торгово-ремесленные отношения;
в) демократия в общественной жизни;
г) господство земледельческой общины;
д) социальный динамизм.
7. Древнегреческие философы, которых называли «учителями мудрости»:
а) последователи Платона;
б) скептики;
в) софиты;
г) все древнегреческие философы.
8. Кто из древнегреческих философов осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания?
а) Аристотель;
б) Парменид;
в) Платон.
9. Философские школы эпохи эллинизма:
а) стоицизм;
б) агностицизм;
в) кинизм;
г) эпикуреизм;
д) пифагоризм.
10. Представители философии Средневековья:
а) А. Блаженный;
б) Н. Кузанский;
в) Демокрит;
г) П. Абеляр;
д) Ф. Аквинский.
11. Отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:
а) антропоцентризм;
б) пантеизм;
в) гуманизм;
г) деизм;
д) антисхоластическая направленность;
12. Для философии Возрождения характерно понимание человека, как:
а) общественного животного;
б) мыслящего существа;
в) творца, художника;
г) созданного Богом привилегированного существа, повелителя всего созданного до него;
д) микрокосмос.
13. Основополагающие темы исследования философии XVIIв.:
а) духовный мир человека;
б) отношение к Богу;
в) природное окружение человека;
г) рациональная реальность;
д) познание человеком окружающего мира.
14. Представители философии Нового времени:
а) Н. Кузанский;
б) И. Кант;
в) Р. Декарт;
г) Ф. Бэкон;
д) Б. Спиноза.
15. Представители философии французского Просвещения:
а) Дж. Беркли;
б) П. Гольбах;
в) Ф. Вольтер;
г) Ж. Ламетри;
д) Дж. Локк.
16. Представители немецкой классической философии:
а) И. Кант;
б) И. Гете;
в) Л. Фейербах;
г) Фр. Шеллинг;
д) Г. Гегель.
17. Основное противоречие философии Г. Гегеля в оценке Ф. Энгельса — между:
а) материализмом и идеализмом;
б) рационализмом и эмпиризмом;
в) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом;
г) системой и методом.
18. Представители иррационалистических тенденций в философии XIXв.:
а) Г. Гегель;
б) Ф. Ницше;
в) С. Кьеркегор;
г) В. Дильтей;
д) А. Шопенгауэр.
19. Философы, чьи труды, в первую очередь, явились теоретическими источ-никами марксистской философии:
а) Дж. Беркли;
б) Г. Гегеля;
в) Л. Фейербаха;
г) И. Канта;
д) Г. Лейбница.
20. Черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:
а) законченный характер;
б) сочетание с материализмом;
в) сочетание с идеализмом.
21. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и запад-никами:
а) исторические судьбы России и русского народа в мире;
б) соотношение общественного бытия и общественного сознания;
в) природа общих понятий (универсалий);
г) необходимость размежевания богословия и философии.
2 2 . Представители русской религиозной философии XIX—XXвв.:
а) В. С. Соловьев;
б) А. И. Герцен;
в) Ф. М. Достоевский;
г) Н. Г. Чернышевский;
д) П. А. Флоренский.
2 3 . Период жизни и творчества Ф. Скорины:
а) XIIв.;
б) вторая половина XIVв.;
в) первая половина XVIв.
2 4 . Философская позиция белорусского философа XVIIв. К. Лыщинского:
а) дуализм;
б) агностицизм;
в) материализм и атеизм.
25 . Основоположник феноменологии:
а) В. Дильтей;
б) К. Ясперс;
в) М. Хайдеггер;
г) Э. Гуссерль.
26 . Термин «иррационализм» — это:
а) отказ от познания мира;
б) отрицание возможности познания мира человеком;
в) отрицание познавательных возможностей разума;
г) сомнение в возможностях научного познания;
д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.
27. Главный принцип, лежащий в основе философии неотомизма как преемницы наследия Ф. Аквинского:
а) первичность материи, вторичность сознания;
б) гармония веры и разума;
в) признание природы причиной самой себя.
28 . Философская традиция, лежащая в основе экзистенциализма:
а) рационализм;
б) иррационализм;
в) сенсуализм;
г) эмпиризм;
д) агностицизм.
29. Исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:
а) социальные кризисы, в том числе мировые войны;
б) возможность использования достижений технической цивилизации во вред человеку;
в) первый полет человека в космос;
г) наличие в мире тоталитарных режимов;
д) перестройка в СССР.
3 0 . Ситуации, которые выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:
а) романтические ситуации;
б) пограничные ситуации;
в) переходные ситуации;
г) оптимистические ситуации.
31 . Основное содержание философской герменевтики составляет:
а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия;
б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера;
в) учение о ноосфере.
3 2 . Основные формы бытия — это бытие:
а) вещей;
б) процессов;
в) природы;
г) сознания;
д) человека; общества; живых существ.
33. Философское направление, отвергающее существование объективной реальности:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) вульгарный материализм;
д) объективный материализм.
3 4 . Первая в диалектико-материалистической философии классификация форм движения материи связана с именем:
а) В. И. Ленина;
б) К. Маркса;
в) Ф. Энгельса;
г) А. Грамши.
35 . Изменения, которые составляют суть процесса развития:
а) обратимые;
б) качественные;
в) направленные;
г) закономерные;
д) количественные.
3 6 . Определите хронологические рамки средневековой философии:
а) І—Хвв.;
б) V—XVвв.;
в) II—XVвв.;
г) X—VIIвв.
3 7 . Расположите в правильной хронологической последовательности:
а) немецкая классическая философия;
б) новоевропейская классическая философия;
в) философия марксизма
38. Расположите в хронологическом порядке ниженазванные формы диалектики в философском познании мира:
а) материалистическая диалектика;
б) стихийная диалектика;
в) идеалистическая диалектика.
39 . Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику основных разделов философского знания:
а) учение о человеке; | 1) Онтология; |
б) учение о бытии; | 2) гносеология; |
в) учение о познании; | 3) философская антропология; |
г) учение об обществе. | 4) социальная философия. |
40 . Установите соответствие основных категорий и философских систем, к которым они принадлежат:
а) инь-ян; | 1) Философия Древней Индии; |
б) нирвана; | 2) философия Древнего Китая. |
в) сансара; | |
г) дао; | |
д) ци. |
41. Установите соответствие между течениями средневековой философии и типами философского мировоззрения:
а) дуализм; | 1) Номинализм; |
б) идеализм; | 2) реализм. |
в) агностицизм; | |
г) материализм. |
42 . Установите соответствие, позволяющее определить философскую позицию названных мыслителей:
а) Г. Гегель; | 1) Материалисты; |
б) Ф. Фихте; | 2) идеалисты. |
в) Л. Фейербах; | |
г) Фр. Шеллинг. |
Допишите высказывание.
43 . Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии средневекового Китая являлось _____________ .
4 4 . Главную отличительную черту древнегреческой философии можно обозначить как ____________ .
45. Основными этапами развития средневековой философии являются _________.
46 . Основными традициями в развитии философии эпохи Возрождения являются __________ .
47. Основоположником немецкой классической философии является ... .
Вставьте пропущенное слово.
48. Имя древнегреческого философа, начиная с которого в западной традиции философствования впервые четко обозначился интерес к человеку — … .
49. Философия Просвещения — этап в развитии европейской философии, относящейся к … веку.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абберация (от лат. aberration — уклонение) — отклонение от нормы.
Абсолют (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий. Бог, абсолютная личность — в теизме, единое — в неоплатонизме и т. п. Вечная, неизменная первооснова всего существующего — дух, идея, божество.
Абсолютная идея — основная категория Гегеля, обозначающая универсальную в его полноте, безусловную, конкретизирующую и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и объект одновременно).
Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности и том элементе, который не может быть опровергнут в будущем.
Абсолютный дух — в философской системе Гегеля — заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.
Агностицизм — философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными структурными факторами) и о структуре личности.
Антагонизм — одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.
Антиномия — противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и, как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).
Антропогенез — учение о развитии человека.
Антропология — философское учение о человеке, фундаментальных основах его бытия.
Априори — термин идеалистической философии, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
Априорный — не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. (Например, априорное утверждение).
Архетип — беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способная спонтанно проявлять себя везде и в любое время.
Аскетизм — термин, обозначающий признание и исполнение предписаний (аскеза), имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний, сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т. п.
Атеизм — исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа, утверждение самооценки бытия мира и человека.
Базис — совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производственных сил. Базис присущ обществу.
Базис и надстройка — понятия социалистической философии, фиксирующие важнейшие структурные элементы общественно-экономической формации. Базис являет собой совокупность производственных отношений, имеет объективный характер и составляет экономическую основу общества. Надстройка как совокупность идеологических воззрений, убеждений и соответствующих им учреждений производна от базиса, но она играет столь активную роль в обществе, что зачастую выступает определяющим фактором общественного развития.
Бессмертие — существование личности или души после смерти; в более широком смысле — слияние души с Богом или с «мировым духом»; существование личности в сознании потомков.
Бессознательное — совокупность психических процессов, не представ-ленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессозна-тельного» Э. Гартмана бессознательное — универсальная основа бытия.
Биосфера — земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим геологической и физико-химической организованностью.
Благо — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее благо» — то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» — в древнегреческой этике; единое — у Платона и в неоплатонизме; Бог — в средневековой схоластике. С конца XIXв. понятие благо вытесняется понятием ценности. В этике благо, в более узком смысле, — синоним добра.
Богоискательство — религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения революции 1905—1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. Представители: Н. А. Бер-дяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус.
Буддизм — религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просвещения” — нирваны.
Бытие — философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предмет-ному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.
Веды — совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке (середина II — VIвв. до н. э.)
Вера — принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.
Верификация — один из исходных принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всего утверждения должна быть, в конечном счете, установлена путем его сопоставления с чувственными данными.
Вещь в себе — философское понятие, обозначающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, как являются «для нас» в познании; одно из центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.
Виртуальная реальность — существующая в понимании компьютера реальность. Все что связано с компьютером и находится по ту сторону экрана.
Власть, в общем смысле, — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия.
Время — форма бытия материи, характеризующая действительность всех объектов и последующую смену состояния.
Гегель Г. (1770—1831) — создатель одной из последних систем классического новоевропейского рационализма. На основе объективного идеализма он разработал теорию диалектики. Все мировое развитие великий философов представил как развитие духа (абсолютной идеи), подчиненное законам логики. Поэтому мир отождествлялся с разумностью как таковой, а иррациональное отодвигалось в сферу запредельного и недействительного.
Генезис — происхождение, возникновение, развитие.
Герменевтика — искусство перевода, искусство объяснения. Это учение о понимании, научном постижении предметов, наук о духе.
Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Гностицизм — философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей: религиозное дуалистическое учение поздней античности (I—Vвв.), воспринимавшее некоторые моменты христианского вероучения (иудеохристианский гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о Боге и конечных тайнах мироздания.
Государство — основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану экономических и социальных структур, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Гражданское общество — общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу, а также включает мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.
Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.
Даосизм, наряду с конфуцианством, — одно из двух основных течений китайской философии, возникшее во второй половине
I тысячелетия до н. э. Даосизм считает основной идеей — учение о Дао — пути извлеченном, естественном и всеобщем знании спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Это философское течение включает в себя магию, алхимию, врачевание и т. д.
Движение — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного. В мире нет материи без движения, также как и не может быть движения без материи.
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья (высказывания) которой связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теорем («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.
Деизм — религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием, как внешнего мира, так и самого человека.
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. На этом учении основан метод мышления.
Диалог (dialogue, от греч. dialogs) — разговор между двумя или несколькими лицами; философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации.
Дилемма — форма умозаключения посылки которого имеют гипотетическую и дизъюнктивную структуру.
Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Дуализм противостоит монизму, является разновидностью плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт.
Дух свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания.
Душа — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Исходит из древних представлений об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти
(ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). По Аристотелю, душа — активное целесообразное начало (форма) живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало.
Евразийство — идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 20—30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый материк между Азией и Европой и особый тип культуры.
Жизнь — одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека.
Закон — необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей.
Западничество (в России в середине XIXв.) — общественное течение, представители которого, принадлежат к разным политическим направлениям, признают, в отличие от славянофилов, западно-европейский капиталистический путь развития, приемлемый для России. Представителями западничества являются: П.в. Анненков,в. П. Боткин, Т. Н. Граневский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин.
Идеализм — общее обозначающее философское учение, утверждающее, что сознание, мышление, психочеловеческое, духовное — первично, основоположно, а материя, природа, физическое — вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Идентификация (отождествление) — бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Идентификация играет важнейшую роль в формировании личности.
Имманентный — свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу.
Императив (от лат. imperatives — повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» императив — общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме). Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения.
Индетерминизм — философское учение и методологическая позиция, отрицающая либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике индивидом называют любой объект, обозначаемый единичным или собственным именем.
Индивидуализм — принцип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиций отдельного индивида в его противоположности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.
Индустриальное общество — общество, основанное на развитии крупного производства, формирующее соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей направлена на постоянный рост объема производства, потребления, знания. Идея роста и прогресса — «ядро» индустриального мифа или идеологии. Индустриальное общество предусматривает экстенсивное развитие производства, «механизацию» общественных связей, отношения человека с природой.
Интеллигибельный — философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.
Интенция — намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
Интерпретация (interpretation, от лат. interpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо, например, той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т. д.
Иррационализм — идеалистическое течение в философии, которое в противоположность рационализму опровергает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая иррациональный характер бытия.
Иррационалистическая философия XIXв. С. Кьеркегор (1813—1855), А. Шопенгауэр (1788—1860), Ф. Ницше (1844—1900) сделала акцент на преодоление рационализма предшествующей философской классики за счет признания приоритета неразумного начала, провозглашения его основной характеристикой, как самого мира, так и его понимания человеком.
Истина — соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.
Кант И. (1724—1804) впервые в истории философии обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания.
Категории — отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества, мышления.
Категорический императив — центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Она требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов или мнений.
Конфуцианство — одно из ведущих течений в древнем Китае, согласно которому судьба человека определяется небом, и то, что люди делятся на благородных и низких, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, ниже стоящий — вышестоящему.
Концепция ненасилия — оппозиция насилию в любых его формах, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения. В основе концепции ненасилия лежит особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие в противоположность насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии. Ее основные представители — Л. Толстой, М. Ганди, в западной «диалогической философии» — Бубер, Бахтин, Эбнер, Мейер, в этике товарищества по осуществлению — Гвардини, в этике благоговения перед жизнью — Швейцар, в экологической этике — Леопольд, Шепард, в программах коммуникативной рациональности — Хабермас, Апель, в религиозных концепциях «интегрального гуманизма» — Маритен.
Космизм — совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.
Креационизм — идеалистическое учение о сотворенном мире, живой и неживой природе в едином творческом акте.
Культура — форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности.
Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII—XVIIIвв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и других, направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.
Либидо — преимущественно бессознательные сексуальные влечения, стремления, желания, склонности. К. Г. Юнг в полемике с З. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего метафизического принципа психики.
Личность — индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также — своих собственных сил, способностей, интересов, устремлений и т. д.
Логика (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления, способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.
Максима (от лат. maxima — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведения, принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.
Марксизм — система взглядов на общество и природу, которая сложилась во второй половине XIXв., базировалась на диалектико-материалистическом мировоззрении и, раскрывая механизм капиталистической эксплуатации, обосновала вывод о неизбежности революционного переустройства буржуазного общества и становления коммунизма. Основоположники марксизма: К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).
Материализм — одно из направлений в философии, которое исходит из того, что мир по природе своей материален, материя, природа, бытие существуют независимо от сознания, материя — первична и является источником ощущений, а сознание — вторично, производно; мир и его закономерности вполне познаваемы.
Материалистическое понимание истории разработано классиками марксизма. Его суть следующем:
– производство, а вслед за производством и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя;
– исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер;
– главной движущей силой, преобразующей жизнь общества, являются народные массы, трудящиеся;
– средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.
Материя (от латинского material) — вещество, субстрат, субстанция, содержание. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма XVII—XVIIIвв. Материя — центральная категория диалектического материализма.
Метафизика — умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира.
Метафизический — относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный. По Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».
Метод (от греч. methodos — путь исследования) — теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение мира, место в нем человека, жизненные процессы, программное поведение, действие людей.
Мировосприятие — формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
Мироощущение — эмоциональная психологическая сторона мировоззрения на уровне чувств, настроения, волевых качеств.
Мистицизм — пристрастие к мистическому, склонность к неопределенному, неточному мышлению, в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.
Мифология (от греч. mylhologia, mytnos — предание, logos — учение) — изображение природы, всего мира, населенного живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой; форма общественного сознания, способ понимания мира, характерны для ранних стадий общественного развития.
Монада — понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число — в пифагореизме; единое — в неоплатонизме; единое начало бытия — в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция — в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая другую монаду и весь мир.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — совокупность ограничений и претензий людей в системе социального взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах социального обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека.
Мышление — активный процесс отражения объектного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач; высший продукт особым образом организованной материи — разума.
Натурфилософия — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
Научно-техническая революция (НТР) — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества, производства, непосредственную производительную силу. НТР началась в середине ХХв. Для нее характерны возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. НТР возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.
Немецкая классическая философия — период в развитии немецкой философской мысли (с середины XVIII — до первойй трети XIXвв.), представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Это идеологическое выражение взглядов прогрессивной буржуазии, эпохи кризиса феодальных отношений конца XVIII —
первой половины XIXвв.
Неомарксизм — течение буржуазно-общественной мысли 30 — 70-х гг. XXв., реализующее марксизм-ленинизм с позиций мелкобуржуазной революционности.
Неопозитивизм — современный этап в существовании философии позитивизма. Неопозитивисты видят задачу философии в анализе языковых средств выражения знаний с опорой на эмпирические, конкретные, позитивные науки. Разновидности неопозитивизма: аналитическая философия, логический позитивизм и др.
Неотомизм — официальная философия, доктрина католической церкви.
Нигилизм — позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины. По Ницше — явление, связанное с переоценкой высших ценностей.
Номинализм (от лат. nomin:s, что значит имя) утверждает, что общие понятия (универсалии) связаны только со сферой мышления и трактуют их как имена реально существующих единичных объектов. Представитель номинализма — И. Росцелин (XI—XIIвв.)
Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие.
Общественное, социальное — все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы.
Общественно-экономическая формация — конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.
Общественный договор — философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.
Общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение; часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Специфика общества определяется способом бытия человека, взаимодействием людей, их сознательной трудовой деятельностью. Деятельность выступает здесь как специфический способ существования социальной материи. Общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизводства.
Объект (от лат. objectum — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Онтология — раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины.
Отражение — одно из основных понятий материалистической теории познания и ее ядра — теории отражения.
Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающие в результате воздействия на органы чувств и через возбуждение нервных центров коры головного мозга.
Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся за пределами природы и тождественное с нею.
Парадигма (от греч. рaradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решение; методы исследования, господствующие в течение определенного исторического периода в научном сообществе; система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
Парадокс ( от греч. рaradoxes — неожиданный, странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полученное в результате логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Патристика — философия и теология отцов церкви, т. е. духовно-религиозных вождей христианства до IVв. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом в 1712 г.
Пограничные ситуации — ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимся восстановлением нашего самобытия (самосознания).
Позитивизм — направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания, конкретные науки, отрицающие познавательную ценность философского исследования.
Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание выступает особой функцией тех, кто профессионально осуществляет тот или иной вид духовного производства. Это процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентацию в окружающем мире.
Понятие — мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений, отношений между людьми.
Постмодернизм — явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.
Постпозитивизм — ряд современных философских концепций, возникших в процессе критики неопозитивизма. Постпозитивисты отказываются от жесткого эмпиризма и преувеличения роли абстрактно-логических конструкций и переносят акцент на теоретические, социокультурные и ценностные аспекты научного познания.
Право — система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых и охраняемых государством; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.
Прагматизм (от греч. рragma — род. п. pragmatos — дело, действие) — философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.
Праксиология — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Прогресс — тип, направление развития характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Просвещение — политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного строя; течение, ставящее своей целью заменить воззрение, основывающееся на религиозном или политическом авторитете такими, которые вытекают из требований человеческого разума (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.)
Пространство — такая форма бытия материи, которая выражается протяженностью, структурностью, взаимодействием.
Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Рационализм — направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Отдавая предпочтение дедуктивному методу, рационализм в познании природы особое значение придавал математическим методам исследования. Представителями рационалистической философии XVIIв. являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Рациональное — правила, соответствующие законам разума (логики), принятые каким-либо сообществом.
Реализм, в средневековом понимании, — учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Реализм представлен А. Кентерберийским (1033—1109).
Революция — глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы и познания.
Регресс — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.
Религия (от лат. religion — благоразумие, культ, святыня) — весьма влиятельное миропонимание и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога (богов), сверхъестественного.
Релятивизм — методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Ригоризм (от лат. rigor — твердость, строгость) — строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведение и мысли, исключающие какие-либо компромиссы, учет других принципов, отличных от исходного и т. п.
Сакральный (от лат. sacralis — священный) — обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному.
Самосознание национальное — выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, к определенной нации, осознание себя, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов.
Свобода — способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
Сенсуализм — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.
Синергетика — междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование. Представители синергетики: И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен (последняя треть ХХв.). Они считают, что предстает как иерархия сред с различной нелинейностью, а неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильного и динамичного развития, ведущего к самоорганизации.
Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную целостность, единство.
Скептицизм — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
Славянофильство появилось в России в середине ХIXв. Это идейно-политическое течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития России странам Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры.
Смерть — прекращение жизнедеятельности организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.
Сознание — человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью идеальная сторона целеполагающей деятельности. Сознание проявляется в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
София в русской религиозной философии (софиологии) — творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи, и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является идеей самого человечества, а также олицетворяет женственность в Боге, будучи символом тайны мира.
Социальная философия — раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей или общественных идеалов, генезиса и развития социальной истории, судеб и перспектив общественного развития.
Социальное действие — форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которого лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества.
Социальный конфликт — один из видов социальных отношений, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов.
Способ производства — особым образом организованная действительность общества по производству материальных ценностей и воспроизводству всей общественной жизни в исторически конкретный период, характеризующийся конкретными понятиями. Например, феодальный, капиталистический способы производства.
Структура — строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, законами данных взаимосвязей.
Субстанция (от лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всех явлений и процессов.
Субъект (от лат. subjectus — находящийся в основе) — носитель предметно-исторической деятельности, активное начало, преобразование действительности и ее познание с присущим ему самосознанием, усвоенными программами, созданными человеком миром культуры, формами языка, нормами нравственных и эстетических оценок и т. д.
Схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам, представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Сциентизм (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества, где в качестве образца берутся естественные науки, математика.
Теизм (от греч. theos — бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Теизм отличается от пантеизма признанием потусторонности Бога, а от деизма — признанием непрерывной активности Бога.
Теория — в широком смысле — комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений, в более узком смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существования, связях в определенной области действительности объекта данной теории.
Теософия — мистическое богопознание, учение о божестве, исходящее из субъективного, мистического опыта и стремящееся изложить этот опыт в виде связной системы.
Теоцентризм — идея, по которой основой мироздания является Бог. Все поступки человека имеют смысл тогда и только тогда, когда они связаны с Богом.
Техника — понятие, которым в истории культуры обозначается:
а) современный комплекс инструментов, орудий, машин, а также искусственная среда как воплощенное стремление человека к власти над природой; б) техническое творчество как цель и средство сохранения человеческого рода при переходе от естественно-органического к искусственному миру; в) деятельность, связанная с особым способом преобразования природы, системой ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире.
Технология (от греч. technе — искусство, мастерство, умение) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Технофобия — понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его существованию. Во второй половине ХХв. под воздействием бурного роста техносферы и ее разрушительного воздействия, технофобия получает широкое распространение в массовом сознании людей.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Один из основных демократических принципов, неразрывно связанных с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.
Традиция (от лат. tradition — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Трансцендентальный (от лат. transcendens — род. п. transcendent — выходящий за пределы) — предельно общие понятия (сущее, истина, добро, нечто, единое) — в схоластике. В философии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.
Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) — принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Утопия — изображение общественного строя, лишенного научного обоснования.
Фальсификация (от позднелат. falsificatio, falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных.
Фатализм — мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Фейербах Л. (1804—1872) — критик идеализма классической немецкой философии с позиций метафизического материализма. Ему принадлежит глубокий критический анализ религии как социокультурного феномена. В теории познания Л. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущения составляют единственный источник познания.
Феминизм — комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующий положение женщины в обществе.
Философия (с греч. filiо — любовь и sophia — мудрость) — теоретическая основа мировоззрения, стержень всей духовной культуры, особая форма общественного сознания и наука. Предметом изучения философии являются фундаментальные принципы и основы бытия сложной системы «человек — общество — природа». Философия каждой исторической эпохи дает свое видение этой системы, специфически интерпретируя предметное поле философии.
Философия жизни явилась критической рефлексией над философской классикой. «Жизнь» в рамках данной концепции выступает в качестве первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разделению мира на материальное и идеальное (Ф. Ницше, В. Дильтей).
Фрейдизм — общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда. Фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.
Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Цивилизация (civilization, от лат. civilis — гражданский) — общество; высокая ступень, уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; синоним слову культура; совокупность достижений общественного прогресса, материальных и духовных достижений общества.
Эвристика — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении.
Экстраполяция — распространение выводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее и т. п.
Эмпиризм — учение о теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающий, что все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.
Явление (от греч. ptiainomen — являющееся) — событие, случай, факт; все, что в жизни имеет место и в чем обнаруживается; все, что воспринимается чувствами.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Философия: учеб. пособие / П. В. Алексеев [и др.]. — 4-е изд. —
М. : ТК Велби, Из-во Проспект, 2007. — 592 с.
2. Алексеев П. В., Панин А. В.Философия: учеб. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ТК Велби, Изд — во Проспект, 2006. — 608 с.
3. Алексеев, П. В. История философии: учеб. пособие / П. В. Алек-сеев. — М. : ТК. Велби, изд-во Проспект, 2006. — 240 с.
4. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 612 с.
5. Бросова, Н. З. Судьба метафизики и судьба человека / Н. З. Бро-сова // Вопр. философии. — 2005. — № 11. — С. 54—65.
6. Волчек, Е. З. Философия: учеб. пособие с хрест. изм. / Е. З. Волчек. — Минск : Интерпрессервис, 2003. — 544 с.
7. Вишневский М. И. Философия: учеб. пособие / М. И. Вишневский. — Минск: Выш. шк., 2008. — 479 с.
8. Губин В. Д. Основы философии: Учеб. пособие . — М.: ФОРУМ: ИНФРА — М., 2003. — 288 с.
9. Гурина, М. Философия: пер. с франц. / М. Гурина. — М. : Республика, 1998. — 540 с. : ил.
10. Ильин В. В. Философия: Учебник. В 2 т. Т. 1. / В. В. Ильин. — Ростов н /Д. : Феникс, 2006. — 832 с.
11. Ильин В. В. Философия: Учебник. В 2 т. Т. 2. / В. В. Ильин. — Ростов н /Д. : Феникс, 2006. —784с.
12. Философия и методология науки: учеб. Пособие для аспирантов / А. И. Зе-ленков, Н. К. Кисель, В. Т. Новиков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. — Минск : АСАР, 2007. — 384 с.
13. История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]. — 2-ое изд., испр. — Минск : Новое знание, 2001. — 728 с.
14. История философии: энцикл. — Минск : Интерпрес сервис : Книжный дом, 2002. — 1376 с.
15. Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие /В. Н. Калмыков. — Минск : Высш. шк., 2006. — 431 с.
16. Канке В. А.Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Логос. — 376 с.
17. Философия : учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. — М. : Инфра, 2006. — 519 с.
18. Философия : учеб. пособие / А. А. Козел, Л. Е. Лойко, И. А. Рябков и др.; под общ. Ред. А. А. Козела. — Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. — 416 с.
19. Лойко А. Е. Философия: учеб. Пособие. — Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. — 216 с.
20. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. — М. : Академ. проект, 2008. — 692 с.
21. Философия : вопросы и ответы / М. И. Мартынов [и др.]. — Изд. 2-е. — Минск : Тетра Системс, 2002. — 272 с.
22. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
23. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов,В. М. Скакун. — Минск, 1998. — 896 с.
24. Основы философии : учеб. пособие для вузов / отв. ред. Е. В. Попов. — М. : ВЛАДОС, 1997. — 320 с.
25. Проективный философский словарь : Новые термины и понятия / под ред.
Г. Л. Тулочинского, М. Н. Энштейна. — СПб : Алетейя, 2003. — 512
26. Скирбяк, Г. История философии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. Скирбяк ; пер. с англ.В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крылесного. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 800 с.
27. Философия : учеб. для высш. учеб. заведений / И. Н. Смирнов
[и др.]. — М.: [б. и.], 1998. — 288 с.
28. Тихонравов, Ю. В. Философия / Ю. В. Тихонравов. — М. : Бизнес шк. «Интел-Синтез», 1998. — 304 с.
29. Философии : учеб. пособие /В. К. Лукашевич [и др.]. — Минск : БГЭУ, 2002. — 431 с.
30. Философия / под ред. Н. И. Жукова — 5-е изд., испр. и доп. — Минск : НТУ «АПИ», 2000. — 332 с.
31. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / под ред. Е. Е. Несмеянова. — М. : Тардарики, 1999. — 351 с.
32. Философия: 100 экзамен. вопросов. Ростов н/Д. : МарТ, 2000. — 256 с.
33. Калашников, В. Л. Философия: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов /В. Л. Калашников. — М. : ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
34. Философия : справочник студента / Г. Г. Кириленко [и др.]. —
М. : АСТ; Слово, 2000. — 642 с.
35. Пивоев, В. М. История философии: учеб. пособие / В. М. Пивоев. — СПб : Лань, 2002. — 351 с.
36. Философия : учеб. для студентов вузов / Ю. А. Харин [и др.]. — Минск : ТетраСистемс, 2005. — 447 с.
37. Философия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. С. Степин [и др.] ; под общ. ред. Я. С. Яскевич. — Минск : РИВШ, 2006. — 624 с.
38. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. — М. : Совет. энцикл., 1983. — 840 с.
39. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности : учеб. пособие для вузов. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. —576 с.
40. Яскевич, Я. С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия : учеб. пособие для студетов высш. учеб. заведений / Я. С. Яскевич. — Минск : РИВШ, 2005. — 420 с.
41. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. — Минск : Новое знание, 2003. — 400 с.
42. Яскевич, Я. С. Основы философии: учеб. пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вя-зовкин, Х. С. Гафаров. — 2-е изд., испр. — Минск: Высш. шк., 2008. — 268 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
Тематические планы по дисциплине «Философия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 5 |
Содержание дисциплины «Философия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
Тема 1. Философия как феномен культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
Тема 2. Древнегреческая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 27 |
Тема 3. Философия эпохи Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 41 |
Тема 4. Основные философские идеи в культуре Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 51 |
Тема 5. Философия Нового времени. Философия Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 63 |
Тема 6. Немецкая классическая философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 74 |
Тема 7. Тенденции становления неклассического философствования ХIХв (А. Шо-пегауэр, Ф. Ницше, С. Къеркегор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 85 |
Тема 8. Марксистская философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 93 |
Тема 9. Философия ХХв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 106 |
Тема 10. Русская философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 130 |
Тема 11. Философская мысль Беларуси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 142 |
Тема 12. Философская концепция бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 152 |
Тема 13. Диалектика как философская концепция развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 166 |
Тема 14. Философия сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 178 |
Тема 15. Проблема человека в философии и науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 195 |
Тема 16. Теория познания и философия науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 216 |
Тема 17. Социальная философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 233 |
Тема 18. Философия культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 249 |
Тема 19. Философия техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 260 |
Тема 20. Философия политики и права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 269 |
Примерные вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 280 |
Обобщающие тестовые задания по философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 283 |
Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 297 |
Список источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 316 |
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 865.