Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Арзаканян, Ц. Философия техники как новая область знаний / Ц. Арзаканян // Вестник высшей школы. — 1990. — № 4. — С. 58—66.

2. Бердяев, Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопр. философии. — 1989. — № 2. — С. 12—21.

3. Мушинский, Н. И. Проблема научного осмысления справедливости в философии техники / Н. И. Мушинский // Мир технологий. — 2004. — № 1. — С. 34—42.

4. Новая технократическая волна на Западе : сб. ст. — М. : Прогресс, 1986. — 452 с.

5. Техника и мораль: грани взаимодействия. — М. : Знание, 1981. — 64 с.

6. Философия техники: история и современность. — М. : [б. и.], 1997. —436 с.

 

 

ТЕМА 20

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

 

Цель: дать понимание философского анализа политики и права.

Задачи:

1) охарактеризовать социально-философские концепции власти, политики, права;

2) выявить философское содержание понятия «государства».

Понятие политики и власти. Социально-философские концепции власти. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Государство как социальный институт. Концепция правового государства и гражданского общества.

 

 

План

 

1. Философия политики. Политика и власть. Социально-философские концепции политики и власти.

2. Философия права. Политика и право. Право и мораль.

3. Государство как социальный институт. Концепция гражданского общества и правового государства.

 

 

20.1 Философия политики. Политика и власть.
Социально-философские концепции политики и власти

 

Философия политики — область политики, анализирующая основания, границы и возможности политики, ее цели и идеалы, методологию политического знания, специфические проявления политики в различных культурах.

Политика (от греч. politika — государственные и общественные дела) — социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных форм государственного управления, государственно-административных институтов, морально-правовых отношений и институтов власти, механизмов ее достижения, удержания, укрепления и реализации. Это отношения между социальными группами и их лидерами по поводу главным образом государственной власти. Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и др. социальные общности.

Политика включает в себя деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц, направленную на участие в делах государства, определение его форм, задач и содержания деятельности. Она охватывает и внегосударственное регулирование общественных отношений, пронизывая различные уровни общественной жизни от институтов до общественных движений и объединений. Политика обеспечивает формирование и функционирование механизмов хранения и передачи политических ценностей, становления новых форм политических отношений и управления.

Политика выступает и как программа действия по осмыслению и решению проблем, стоящих между обществом, и как сфера общественной жизни с различными политическими направлениями, группами и интересами. Она представляет собой «искусство возможного» и «искусство управления», поскольку невозможна без фантазии, интуиции, личного опыта, творческой смелости и элементов игры.

Таким образом, политика — это наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.

Политику и власть иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляя собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений или захвата. Как правило, власть не является самоцелью для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, политических движений, страсти к ее завоеванию и осуществлению. По словарю В. Даля, «власть — право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений. Властвовать — управлять, господствовать, повелевать, распоряжаться. Властолюбие — любо-началие, страсть к господству, к властвованию. Властолюбец — человек, безмерно любящий власть, властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться». Власть — это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личностям. Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. Хотя власть и требует подчинения, но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой, поскольку, как писал В. Соловьев, требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Властные отношения, таким образом, служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации, поскольку в обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Как особая форма социальной деятельности политика возникает вместе с государством и иерархической системой власти, призванной в обществе обеспечить необходимый порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Политика на первых порах была вплетена в общий социокультурный контекст, совпадала с государством и его управлением, основывалась на этических принципах справедливости, блага и долженствования. Политика, согласно «Никомаховой этике» Аристотеля, охватывает этику и учение о государстве, в узком смысле — искусство и науку государственного управления. Политика должна, по Аристотелю, выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. «Мерилом справедливости» и «регулирующей нормой политического общения» являются государство и право. В Римской империи политика рассматривалась с точки зрения ценностей «вечного Рима», всеобщего и универсального порядка и источником правовых норм. В средневековой культуре политике свойственен религиозно — теологический характер этического обоснования политики. Основной ее тезис — «Всякая власть от Бога, Бог — Творец государства». Государственная власть санкционируется церковью и политический порядок получает религиозное оправдание. По мнению, Ф. Аквинского, земная власть должна заниматься внешними действиями людей, а церковная власть должна быть направлена на управление душами людей, на установление и улучшение благой жизни. В эпоху Возрождения религиозной концепции была противопоставлена концепция светского государства, основанная на принципах политического реализма, который предполагал учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам без учета норм религиозной морали. Эти взгляды получили обоснование в трудах итальянского политического деятеля и философа Н. Макиавелли. В Новое время политика получает социальную окраску. Одной из главных проблем становится проблема взаимоотношений личности и государства, получившая свое обоснование в теории «естественных прав». Сторонники данной теории выступали за равенство людей, данное им природой. Теория «естественных прав» дополнялась теорией «общественного договора», согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Для этого они решили выйти из «естественного состояния и перейти в гражданское общество», целью которого является охрана их прав и свобод. Эти теории в разных вариантах развивали Г. Гроций и
Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Г. Лейбниц и
И. Кант (Германия). Т. Джефферсон и Т. Пейн (США), Ж. Мелье,
Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.(Франция). В XVII в. впервые появились проекты разделения властей. Первый принадлежал Дж. Локку, который разделял власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье в середине XVIIIв. создал теорию разделения властей в ее современном виде: разделив ее на законодательную, исполнительную и судебную. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых мыслителями Нового времени, получила название либерализма (от лат. liberalis — свободный). В связи с осмыслением результатов происшедших буржуазных революций в XIXв. политика приобрела новую окраску — критического утопического социализма, в рамках которого были высказаны идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Выразителями этих идей были А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Их взгляды легли в основу марксистского учения о политике. К. Маркс и Ф. Энгельс определяли политику как организованное насилие одного класса над другим. В основе отношений за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм, как и предшествующие ему формации, преходящ. На смену частной собственности придет общественная собственность на средства производства, и эта замена произойдет в результате революции, которую совершит самый революционный и сознательный класс, руководимый коммунистической партией — рабочие. С помощью диктатуры пролетариата будет построено социалистическое общество. Наряду с этими идеями получили обоснование и реакционные взгляды
Л. Гумпловича и Ф. Ницше. Л. Гумплович считал главной движущей силой истории борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Он оправдывал войны, ведущиеся за передел мира. Подобные идеи были высказаны и Ф. Ницше. Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. По Ницше, вся история развития общества является борьбой за власть двух рас: «сильной» (аристократических господ) и «слабой» (угнетенных, массы, толпы). Выступая против социализма, он оправдывал эксплуатацию, доказывая, что она является «естественным» законом жизни, поэтому никаких идей «равенства», «демократии», «прав человека» быть не должно. Отвергая социализм, Ницше считал, что его можно допустить как эксперимент, в процессе которого люди убедятся в его несостоятельности: «в социалистическом обществе жизнь сама себя опровергает, сама подрезает себе корни».

Современными концепциями политики и власти являются системные, правовые, бихевиоральные (поведенческие), реляцивистские и др. Согласно системной, власть рассматривается как свойство политической системы. Ее предназначение состоит в достижении общих целей системы и ее организации. Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это человек, стремящийся к власти. Реляцивистские концепции характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.

 

 

20.2 Философия права. Политика и право. Право и мораль

 

Философия права — область философии, исследующая проблемы права в его различных измерениях: онтологическом, познавательном и аксиологическом. Предметом философии права является не только право во всех его проявлениях и изменениях, но и закон, и государство как основной компонент общественно-политической жизни. Помимо правовых характеристик государства, его законодательной и законозащитной деятельности, предметом философии права являются также вопросы соотношения права и государства, правовые формы организации государства, соотношение прав и обязанностей, проблема преступности и др.

Право — специфическая форма общественных отношений и особый вид социальной регуляции. Оно представляет собой систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства. Поскольку право имеет общеобязатель-ный характер, то его реализация обеспечивается в необходимых случаях государственным принуждением. Для этого может быть использован специальный аппарат: полиция, суд, армия, тюрьма и др. Источником права является закон, а основными принципами: справедливость, гуманизм, равноправие, демократизм и др. В праве выражается политика государства, так как правовые нормы издаются государством. Связь права и государства проявляется в том, что значимость права была признана, конкретизирована и защищена государством, которое выступает как правовая форма организации политической власти свободных людей, правовой институт. Право и государство, пришедшие на смену институтам власти первобытного общества, представляют собой единственно возможную форму выражения и защиты свободы индивидов в публичных делах и отношениях. Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания, отражающего политику через социальные общности и индивидов. Политика и связанные с ней явления имеют две стороны: духовную и практическую. Духовная сторона политического сознания выражена в теоретической и эмпирической форме. Теоретическая форма представлена различными идеями, концепциями, взглядами, имеющими политический характер. Эмпирическая форма политического сознания базируется непосредственно на практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей, малых и больших общностей и выражается в форме переживаний, представлений, иллюзий и других психологических актах. Вместе взятые они служат питательной почвой для формирования общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а в более широком плане — политической культуры общества.

Политическая культура — система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.

Выделяют следующие типы политической культуры:

1) патриархальный, характерной особенностью которого, является полное отсутствие у граждан какого-либо интереса к политической системе, к государству;

2) подданнический тип отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему, государство и слабой степенью личного участия в делах общества;

3) активистский тип отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства.

В процессе развития политических и этических учений сложились три основные модели взаимодействия политической культуры, морали и права.

Первая связана с подчинением практической деятельности людей, включая политику, мораль, религиозным взглядам. Это было характерно для христианских учений, в которых сформировались такие правила, как «не убий», «люби врагов своих как самого себя» и т. п. Для современных концепций этот подход выражается в отношении к человеку как высшей ценности и, в этике ненасилия, как способу достижения справедливого общества.

Вторая модель характеризуется разрывом между политикой и нравственностью. Это нашло отражение в таких выражениях, как «нравственность и политика несовместимы», в «политике нет морали, есть только интересы». В своем труде «Государь» Н. Макиавелли писал о том, что государь для укрепления государственной власти может использовать все средства, включая насилие, вплоть до лишения жизни.

Третья модель выражает достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью. Ф. В. Гегель считал, что государство должно быть наделено особой нравственностью, так как по своей природе оно выражает волю и интересы большинства граждан. Русский религиозный философ В. Соловьев писал, что весь политический мир и его устои базируются на нравственном фундаменте, наполняющимся разумным содержанием благодаря появлению аскетизма, альтруизма и религиозного чувства.

Очевидно, что как право, так и мораль являются необходимыми компонентами культуры общества и служат общей цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Вместе с тем, они имеют отличительные черты и особенности. Нормы морали складываются в общественном мнении и хранятся в нем. Нормы права устанавливаются государством и находят закрепление в официальном акте. Мораль охватывает область отношений более широкую по сравнению с правом.
В правовых отношениях выражается государственный подход к оценке общественных отношений, они более конкретны по сравнению с моралью, которая допускает более широкий простор для толкования. Такое же отличие проявляется и в категориях нравственной и правовой ответственности. Роль нравственной ответственности весьма велика, и особенно она возрастает, в кризисные моменты, переживаемые обществом. От того, насколько люди способны принимать на себя груз моральной ответственности за свою деятельность, зависит судьба общества. Правовая ответственность представляет собой реализацию установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителей. Целями правовой ответственности являются: охрана правопорядка, воспитание граждан в духе уважительного отношения к законам, предупреждение правонарушений.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что право должно быть нравственным, а законы — справедливыми и гуманными.

 

 

20.3 Государство как социальный институт. Концепция гражданского общества и правового государства

 

Государство — основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства является социальная политика, направленная на обеспечение уровня жизни достойного человека, удовлетворение основных потребностей всех социальных групп населения, создание примерно равных условий для реализации жизненных целей личности. Структура государства как социального института включает в себя: конституционные гарантии обеспечения основных гражданских прав личности; многоукладную экономику, включающую в себя частную, государственную и смешанную формы собственности; сочетание рыночных и плановых механизмов регулирования общественного производства; заботы властей об обеспечении всеобщей занятости населения, доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения и др. Социальное государство возникает при наличии зрелого гражданского общества, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Гражданское общество — это сфера свободной жизнедеятельности граждан и их организаций, огражденная соответствующими законами от произвольного вмешательства со стороны государства. В основе современных взглядов о гражданском обществе лежит идея Гегеля о разграничении общества и государства. До него большинство мыслителей отождествляли эти понятия. Данная идея, по сути, отражала объективный процесс дифференциации различных сфер общественной жизни и их становление как самостоятельных, не зависящих от государства. Этот процесс ведет к формированию гражданского общества, в котором человеку законом гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия. Такое общество составляет комплекс социальных групп, частных лиц, их ассоциаций и институтов, включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, объединения по интересам, партии, общественные объединения и организации, взаимодействие которых регулируется правом, и которые как таковые прямо не зависят от государства. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидуумов, их превращения из подданных государства в свободных граждан, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество — правовое общество, в котором личная жизнь человека свободна от любого политического вмешательства, и где права личности имеют приоритет по отношению к правам государства.

Государство и гражданское общество являются двумя полюсами, между которыми существует незримая граница. Роль такой границы выполняет закон. Идея государства, которое строит свою деятельность, опираясь на закон, возникла давно. Суть ее можно выразить в словах: «Пусть погибнет государство, но торжествует закон». В начале XIXв. возник специальный термин — правовое государство, который утвердился не только в науке, но и в повседневной жизни.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.

Отличительными признаками правового государства являются:
1) верховенство закона, выражающего правовые принципы общества;
2) всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов; 3) взаимная ответственность государства и личности;
4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 5) незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства; 6) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, механизма гарантий свободы народного волеизъявления.

Правовое государство и гражданское общество взаимосвязаны и функционируют параллельно. Гражданское общество является условием возникновения правового государства, а правовое государство является условием развития гражданского общества. Ни одна общественная ценность, на которой основывается жизнь людей, неосуществима без юридических гарантий. В правовом государстве можно иметь свое мнение по поводу государственно-правовых велений, но следовать им, когда они утверждены законом, становится обязательным. В гражданском обществе, в отличие от государства, преобладают не вертикальные связи (подчиненности), а горизонтальные (равноправные) отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Таким образом, если гражданское общество характеризуется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельной индивидуализации форм общения и поведения, то правовое государство едино и единственно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму общества. Исчезни правовое государство и общество развалится на конкурирующие и борющиеся между собой части. Условием стабильности гражданского общества является наличие такой государственной политики, которая учитывает весь спектр разнообразных политических интересов. Правовое государство и гражданское общество выполняют роль гаранта соблюдения прав и свобод человека.










Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое политика? Кто является субъектом политики?

2. Что такое политическая система и какова ее роль в жизни общества?

3. Что такое политический режим? Какие типы политических режимов Вы знаете?

4. Что такое политическое лидерство и какие типы лидерства можно выделить?

5. Можно ли утверждать, что поле политики представляет собой рынок, что политики — люди игры, а политика — игра?

6. Какова степень и направленность риска в политической игре?

7. Кто являлся автором теории гражданского общества? Какова связь гражданского общества, правового государства и демократии?

8. Критикуя теорию национального эгоизма, русский философв. Соловьев пишет: «Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести». Какое соотношение нравственности и политики отстаивает философ?

9. Как, на Ваш взгляд, могут быть связаны политические отношения с экономикой? Приведите примеры.

10. В публицистике употребляется термин «политизированное сознание». Как Вы понимаете его и в чем недостатки и достоинства этого феномена?

 

 

Тестовые задания

 

Выберите правильный(е) ватиант(ы) ответов.

 

1. Основные функции политической системы:

а) управленческая;

б) образовательная;

в) выражение интересов социальных групп;

г) научно-техническая;

д) интегративная;

 

 

2. Для демократического режима характерно подчинение:

а) меньшинства большинству;

б) большинства меньшинству;

в) всего населения власти одного или нескольких лиц;

г) всего населения власти одной партии.

 

3. Демократический режим предполагает:

а) запрет оппозиции;

б) многопартийность;

в) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

г) разветвленную карательную систему;

д) наличие гражданского общества; условия для творчества и самовыражения личности.

4. Признаки авторитарного режима:

а) тотальный контроль государства над жизнью общества;

б) безраздельное господство исполнительной власти;

в) парламент является совещательным органом при главе государства;

г) широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантия и защита;

д) наличие неконтролируемых государством сфер жизни, политической оппозиции.

 

Дополните фразу.

 

5. Политическая партия — это __________.

 

 

Тематика рефератов

1. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

2. Политическая власть и социальный интерес.

3. Политика и государственное управление в ракурсе социально-философского исследования.

4. Проблема государства, политики и права в философии Платона и Аристотеля.

5. Макиавеллизм в современной политике.

6. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействиия

7. Гражданское общество и правовое государство как условия обеспечения прав человека.

8. Права человека как императив развития современной социально-политической теории.

9. Права человека и гражданское общество.

10.  Правовое государство: проблемы становления в обществах переходного типа.

11.  Феномен демократии как предмет социально — философского анализа.

12.  Политика и мораль: грани взаимодействия..

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.