1. Переложите в каждом равенстве по одной палочке так, чтобы равенства стали верными.
(V – IV = I) (VI = V + I)
2. Какие фигуры верхнего и нижнего ряда надо соединить, чтобы получились прямоугольники?
3. В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между 5 детьми, чтобы каждый получил по 1 яблоку и чтобы 1 яблоко осталось в корзине?
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите записи на доске:
Δ + ○ = □ 3 + 4 = 7
□ – Δ = ○ 7 – 3 = 4
□ – ○ = Δ 7 – 4 = 3
– О каком правиле они рассказывают?
– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как связаны между собой действия сложения и вычитания.
III. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
Задание 1. Прочитайте условие трех задач. Какое выражение соответствует каждой задаче?
26 + 28 = 54 (чел.) 54 – 26 = 28 (чел.) 54 – 28 = 26 (чел.)
– Такие задачи называются обратными. Прочитайте правило в учебнике. Как называют сложение и вычитание? (Это взаимно обратные действия.)
Задание 2. Взаимно обратные действия используют для проверки вычислений. Выполните действие и проверьте результат с помощью обратного действия.
Задание 3. Выполните вычитание и проверьте свои ответы с помощью сложения.
57 35
35 22
22 57 и т. д.
Задание 4. Решите задачи, ответьте на вопросы.
– На сколько меньше страниц в первой сказке, чем во второй? (45 – – 28 = 17 (стр.) На 17 стр.)
– Какая сказка длиннее: вторая или третья? (Вторая.) На сколько страниц? (45 – 23 = 22 (стр.) На 22 стр.)
Задание 5. Придумайте вопросы к задачам и решите их.
Решение: 1) 47 + 38 = 85 (с.) – всего.
2) 47 – 38 = 9 (с.) – на столько больше.
б) I день – 37 очк. Решение:
II день – ? очк. 76 – 37 = 39 (очк.) – во II день.
Всего – 76 очк.
в) Всего – 18 км Решение:
I раз – ? км 18 – 13 = 5 (км) – в I раз.
II раз – 13 км
Задание 6. Составьте задачу и решите ее.
Было – 27 чел. Решение:
Вышло – 9 чел. 27 – 9 + 11 = 29 (чел.) – стало.
Вошло – 11 чел.
Стало – ? чел.
IV. Итог урока.
– Как называют сложение и вычитание?
– Какие задачи называются обратными?
– Как выполнить проверку вычислений?
Урок 59
Закрепление изученного
Цель деятельности учителя: создать условия для развития умения вычитать числа с переходом через разряд, выполнять вычисления разными способами, решать текстовые задачи, придумывать задачи по рисунку, осуществлять проверку вычитания двузначных чисел.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, текстовые задачи в 2–3 действия.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; выделяют существенное и несущественное в условии задачи; составляют краткую запись условия задачи; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока
Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.