Цель: Раскрыть основные достижения казахской культуры в советский период
Задачи: Сформирования знания основных достижений в области культуры, вклад казахских уменых, писателей и творческой интиллегенции в развитие и сохранение культурного и сохранение культурного наследие. Знание биографии М.Ауэзова, К.Байсеитовой, К.Сатпаева
1. Стили и жанры искусства ХХ века.
2. Массовая культура.
Культура ХХ века - культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисная в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение.
Видоизменения, которые претерпевает культура ХХ века от этапа к этапу своего развития, концентрируется в стилевых, идейно - художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в ХХ веке, и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения.
Место, которое занимает в истории человечества культура ХХ века, - особое. Это период является бурным, полным исторических событий, кровопролитных войн, разного вида кризисов.
С начала ХХ века начинается период авангардизма или модернизма, под которым подразумевается совокупность художественных направлений в культуре первой трети ХХ столетия, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее художественные традиции, создать новые средства художественного самовыражения.
Все авангардистские течения имеют одно общее - они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. В этом его уязвимость. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилась к подчеркнутому выражению своей индивидуальности. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных средств и материалов, ибо важным условием успеха является способность создать нечто совершенно новое и невиданное.
В 1905 году в Париже рождается первое направление авангарда, получившее название фовизм.
Фовизм абсолютизировали яркие цветочные сочетания и динамичность рисунка. Самым известным из фовизстов был, несомненно, А. Матисс, также Руо, Дюфи и другие. Композиция строится на контрасте цветовых плоскостей и эмоциональности композиционного решения. (Панно "Танец", "Красная гостиная" и другие).
Набизм ( от еврейского "наби" - пророк ), представители которого пытались в живописи синтезировать литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм. Представители набизма были Бонар, Дени, Вилар и другие.
Кубизм, течение авангарда, передающее все многообразие мира через простейшие геометрические формы. Создателями течения были П. Пикассо и Ж. Брак. Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, он должен сам творить новую реальность, которая подчиняется особым законам - не жизни, а искусства.
Футуризм ( от л ат. - будущее ), как и кубизм относится к тем же художественным направлениям внутри модернизма, которые встали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не случайно зародился в Италии. Группа художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое искусство, искусство будущего, как они говорили. Они призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличивать технику и промышленный дух нового времени. Наиболее эмпирическим среди футуристов является Джино Северине, его сюжеты "Автобус" или "Метро".
Следующим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства - его отражение. Название "экспрессионизм" употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее точное воплощение. Картина для экспрессионистов была лишь средством поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить переживать и действовать. Художников не удовлетворяли существующие порядки, но выхода из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады, неспособность увидеть в мире что - либо иное кроме зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как "Мост" и "Синий всадник".
Дадаизм - еще одно течение авангарда, отличавшееся крайним антиэстетизмом и презрением к классике мировой культуры. Он возник в Швейцарии в 1916 г., вскоре дадаизм переместился в Париж, где к нему примкнули художники Дюшан, Миро, Пикабия и поэты Арагон, Элюар, Бретон. Его авторы на выставках представляли различные коллажи в виде, например, наклеенных на холст окурков, газет, опилок, при этом демонстрация сопровождалась под стать "музыкой" - ударами в ящики или банки, танцами в мешках.
На почве дадаизма в 20-е годы во Франции возник сюрреализм. В его основе лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычайных сочетаниях, и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла - все, подчиняется случайности сновидения. Появления такого искусства в большей мере было связано с распространенной в этот период в медицине точкой зрения. Согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Соответственно некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника так, чтобы произведения возникло как бы само собой, без контроля разума. Главным представителем этого течения был Сальвадор Дали.
Одним из самых сложных, самых спорных направлений в современном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. Абстрактная живопись уже не пытается воссоздать что - либо конкретное. Только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника. Нередко употребляются также названия "беспредметное искусство". "Отцом абстракционизма" считают русского художника В. Кандинского. Различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах К. Малевич, называя свой творческий метод супрематизмом.
В литературе авангардизма писатели вместо привычного повествования часто прибегали к методу "потока сознания", когда привычное повествование заменяется непривычным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективных описаний окружающего. Представителями этой литературы были Д. Джойс, В. Вульф, А. Платонов, Ф. Кафка.
Русская послереволюционная культура - один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но, вместе с тем, в какой-то степени внушающий оптимизм период. Гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непосредственно советскую. Ведущей темой становится тема революции и строительства социалистического общества. Первой советской пьесой, поставившей современные вопросы, была "Мистерия-Буфф" В.Маяковского.
В конце ХIХ и в начале ХХ века дальнейшее развитие получила литература критического реализма. Френк Норрис ( романы "Спрут" и "Омут" ), Т. Драйзер ( романы "Сестра Керри" и "Дженни Герхард" ) в своих произведениях сочетает реализм с натура листическими принципами творчества.
С. Д. Линкольн - один из вдохновителей движения литераторов, так называемых "разгребателей грязи". Его произведения "Стыд городов", "Борьба за самоуправление".
Выдающийся вклад в развитие реалистической литературы внес Д. Лондон ( повести и рассказы "Зов предков", "Любовь к жизни", "Морской волк" и многие другие ).
Откровенными проповедниками мистики и декаданса выступили поэты Т.С. Элиот, Э. Паунд.
Европейская художественная литература сохраняет верность классическим традициям - это произведения Г. Беля, А. Труайя, Д. Голсуорси, Т. Манна, А. Франса и других.
Изменения в культуре ХХ века наиболее отчетливо оказались заметными в архитектуре. Возникло желание освободится от смешения стилей, которое в течении полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. На архитектурный стиль прежде всего повлияли следующие факторы: демографические процессы, развитие научно-технической революции, появление бетона и железобетона. Принципиально меняется лицо построек, идет отказ от классической архитектуры.
Одно из стилевых движений, возникнувшее на рубеже веков называется "ар нуво" в Бельгии и Франции, в русском языке его обозначили как "модерн", что значит современный. Внешние черты этого стиля - множество кривых линий и нагромождений декоративных элементов. Таковы здания, построенные по проекту испанского архитектора А. Гауди, среди которых выделяется недостроенный кафедриальный собор "Ла Саграда Фамилия" в Барселоне. Так же проект "Каса Мила" - жилой комплекс в Барселоне.
Модерн постепенно сменяется конструктивизмом. Основоположником направления считается немецкий архитектор В. А. Гроппиус, создатель архитектурной школы Баухауз в Веймаре. Распространению традиций конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье. Людвиг Мис ван дер Роэ развил идею совершенной "универсальной формы". Элисль-Сааринен ( "Чикаго дели Трибюн" , "Эмпайр стейт-билдинг" ). Эро Сааринет ( "Дженерл Мотерс".
Кинематография - новый вид искусства, ставший лицом ХХ в. В 1894г. братья Л. и О. Люмьеры создали свою установку для демонстрации цветовой проекции движущихся фигур, которую называли "синематографом". В 1895г. организовали просмотр первого двухминутного документального фильма. Далее последовали игровой фильм "Политый поливальщик" и документальный "Прибытие поезда". Изобретатель киноаппарата в США Т. А. Эдисон .
В 1902г. Ж. Мельес во Франции снял фантастический фильм "Путешествие на Луну", 1903г. Э. Портье - "Великое ограбление поезда". В 1912г. появляется мультипликация, образовывается Голливуд.
В изобразительном искусстве возникает новое течение - поп-арт, которое возникло в США. Картины поп-художников отпугивали публику и критику своей пошлостью и бездуховностью. Представители поп-арта: Д. Джонс, Р. Лихтенштейн, Р. Раушенберг.
К середине 60-х годов поп-арт сдает свои позиции оп-арту. Его основоположником считается В. Вазарелли. Смысл оп-арта в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции.
Фотореализм возник в 70-х годах в Америке. Он является символом техногенного отношения к культуре, воспринимающего ее как продукт техники. Представители: О. Флек ( "Семь портретов" ), Р. Этез ( "Фалад").
Массовая культура - это культура, идущая на поводу у обывателя. Она навязывает всем стереотипы стандартного мышления, стереотипы толпы, явления, связанные с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.
Д. Селдес в своей книге "Большая аудитория" доказывал, что "массовая культура" ориентируется на самые низкие примитивные вкусы и оценки. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе, обществе. Целью массовой культуры является не только заполнение досуга и снятия стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания, что формирует тип пассивного, некритического человека.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и не сбыточных грез. Массовыми жанрами в литературе стали детективы, мелодрамы и триллеры.
В музыке массовая культура отражается в широком применении электроинструментов, синтезаторов, которые позволяют получить различные комбинации звуков.
Телевидение является эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связано со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации обладает орудием внушения, социальной дрессировки человека.
Имена 1. Пабло Пикассо (1881-1973), 2. Сальвадор Дали (1904-1989), 3. Макс Вебер (1864-1920), 4. Фридрих Ницше (1840-1900), 5. О. Шпенглер (1880-1936), 6. С. Д. Линкольн (1866-1936), 7. Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), Т. А. Эдисон (1847-1931)Авангардизм,
Термины и понятия: Модернизм, Сюрреализм, Экспрессионизм, Фовизм, Набизм, Куб изм, Дадаизм, Абстракционизм, Масса, Толпа, Модерн
Литература.
1. А. А. Радугина. Культурология. М. 2000г.
2. Н. Н. Петрухинцев. ХХ лекций по истории культуры. М. 2001г.
3. В. Тимошинов. Культурология. А. 2003г.
4. Н. Маркова. Культурология. М. 2001г.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 301.