Лекция №10. Культура Эпохи Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: дать характеристику культуры эпохи Нового времени и ее отличие от культур других эпох

Задачи: 1. сформировать знание: основных этапов мировоззренческих позиций, достижений каждого из пеирод

              2. Сформировать умения: дать характеристику основным стилям и жанрам эпохи

1.Стили и жанры искусства эпохи нового времени. Эпоха Нового времени занимает период с 18 по 19 вв. Это время контрастов и противоречий –буржуазные революции в Англии, а затем и во Франции, во имя царствования короля –солнца Людовик 14, время географических и научных открытийНи одна эпоха не смогла породить такое огромное количество стилей , жанров и направлений в исскустве.Это время барокко , рококо, классицизма , романтизма , символизма ,реализма .

Барокко. Барокко в переводе с итальянского означает “странный, причудливый”.

Он возник в Италии и распространился в европейских странах. На появление этого стиля оказало влияние два фактора : кризис католической церкви и появление нового класса – буржуазии .Барокко для церкви был не обходимым , чтобы вновь привлечь к себе внимание , а буржуазия чтобы показать свое богатство . Барокко как стиль можно охарактеризовать как зрелищность . пышность,вычурность , театральный блеск , фантастичность . В архитектуре барокко выразился в обилии композиционных элементов , гармоничном сочетании дворцов и парков , роскоши оформления .Представителями барокко в архитектуре стали итальянские скульпторы Бернини “ Собор Святого Петра “ , Барромини “ церковь Сент-Иво “ .

В художественном искусстве ярким представителем стал Питер Пауль Рубенс (“Воздвижение креста “ , “ Персей и Андромеда “ , “ Снятие с креста “ и другие ) . В его произведениях царила целая гамма чувств , восхищение физической красотой тела, огромная жажда жизни .

В литературе барокко выразился в усложнении романа . Это сложная интрига , с многочисленными вставками , непредсказуемость разворачивающихся действий .

В музыке представителями барокко стали И.С. Бах , А. Вивальди , Г. Ф. Гендель.

В Италии и Франции наряду с барокко господствующим стилем стал классицизм (образцовый ) . Классицизм основан на следовании принципам , идеалам античности : ясности , симметрии , сдержанности , строгости форм , глубина мысли . В произведениях классицизма отличают стремление выразить возвышенные героические и нравственные идеалы , создать яркие и гармоничные образы . Большое значение классицизм имел в художественном творчестве и литературе . В художественном творчестве классицизм представлен творчеством Жак Луи Давида ( “ Клятва Горациев “ “ Смерть Марата “ , “ Консул Брут “ ) , Ж.О.Энгра ( “ Портрет Бертена “ , “ Одалиски “). В литературе представителями классицизма является основоположник немецкой классической литературы И. В. Гете ( “ Эгмонт” . “ Римская элегия “ , “ Фауст “ ) . Вершиной творчества И. В. Гете стала трагедия “ Фауст “ о мятущейся одинокой личности , которая проходит длинный путь исканий цели своего существования и смысла . Другой поэт , драматург И. Ф. Шиллер также является основоположником немецкой классической литературы (“Мария Стюарт “ , “ Орлеанская дева “ , “Вильгельм Телль“, “ Разбойники “ ,” Коварство и любовь»).

Одновременно с классицизмом развивается стиль рококо (бриллиант или ракушка) . Для рококо характерны легкость , изящество , грациозность , изысканность. Более всего он развился в декоративно-прикладном искусстве , росписи , интерьеры . Представителями рококо в живописи были художники Ж.Ватто , Ф.Буше , Ж.Фрагонар .В литературе рококо воспевается праздность , безопасность беззаботность , сельское уединение .Излюбленные жанры – пастораль , сказка , галантный роман ( К . Гоцци и Гольдони ) .

Сентиментализм – художественное течение в 19 века под влиянием Великой Французской революции. Сопоставление и противопоставление реального и воображаемого мира являются специфической чертой романтизма .Реальная жизнь с ее утилитаризмом , бездуховностью рассматривается романтиками как недостойная человека . В романтизме прекрасный идеал должен осуществиться , хотя бы в мечтах . Романтизм отвергает современную ему действительность , бежит от нее . это бегство осуществляется романтиками в трех основных формах: - уход в природу – идеал свободы и чистоты ( интерес к деревне, критика города, интерес к фольклору); - романтизм “заглядывает” в иные регионы, экзотические страны, которые еще не испорчены буржуазной цивилизацией; - бегство в фантастические, воображаемые миры.

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм. Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во ф р а н ц у з с к о й литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840-1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов (“ Ругон Маккары “ ) Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья  Эдмонд ( 1822-1896) и Жюль (1830-1870) Гонкур, немцы Арно Хольц (1863-1929), Герхард Гауптман (1862-1946), американцы Стивен Крейн (1871-1990), Фрэнк Норрис (1870-1902) и бельгиец  Камиль Лемонье (1844-1919).

Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но ив других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер  Андре Антуан (1858-1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1856-1912) , а в живописи- французские художники Эдуард Мане (1832-1883) , Константен Менье (1831-1905) и немецкая художница Кете Кольвиц (1867-1945). Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства , со свойственными ему безнадежностью, аморализмом , упадком духа.

В конце 19 и в нач. 20 вв. складываются также следующие стили в искусстве. Символизм – художники этого направления стремились выразиться посредством символов, они искали идеал за пределами реальности , обращаясь к мистике, потусторонних идей. Крупнейшими представителями символизма в литературе были А.Рембо , А.Белый, А.Блок, в живописи он связан с именами М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова. Представители этого направления были сосредотачивали свое внимание на художественном выражении посредством символов “ вещей в себе “ и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к “ скрытым реальностям” , сверхвременной идеальной сущности мира , его “ нетленной красоте “. Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовым ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.

Новым явлением стал импрессионизм (впечатление). Художники пытались запечатлять мимолетные впечатления, настроения. Крупнейшие представители импрессионизма Э.Мане, К.Писарро, Э.Дега, П.О.Ренуар, К.Моне. В музыке импрессионизм представлял творчество Клода Дебюсси и М.Равеля. Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, современником и соратником был великий французский скульптор Огюст Роден. Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляло красоту и благородство человека ( скульптуры “ Граждане Кале”,” Поцелуй”, “Мыслитель” и др.) Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме . Ярким представителем этого направления были 3 художника : французы П.Сезанн, В.Ван Гог и голландец П.Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Но каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность и оставил свой собственный след в искусстве. Так П.Сезанн в своих портретах , натюрмортах , пейзажах стремился выявить с помощью градации чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство , логику структуры , величие природы ограниченное единство ее форм. Это нашло отражение в его картинах “ Берега Марны”, “ Персики и груша”и др.

Памятники культуры: П.Рубенс ( “Воздвижение креста”, “ Персей и Андромеда “, “ Снятие с креста “), Ж.Л.Давид ( “ Клятва Горациев “, “ Смерть Марата”, “ Консул Брут”), Ж.О.Энгра ( “ Портрет Бертена”, “Одалиски”), И.В. Гете ( “ Эгмонт”, “ Римская элегия “, “Фауст”), И.Ф.Шиллер ( “ Мария Стюарт”, “ Орлеанская Дева”, “ Вильгельм Телль”, “ Разбойники”, “ Коварство и любовь”), Ч.Байрон( “Паломничество Чайльд Гарольда”, “ Гяур”, “Корсар”), Э.Т.Гофман(“ Повелитель блох”, “Золотой горшок”, “ Крошка Цахи”), Г.Гейне( “Германия”, “ Зимняя сказка”), О.Роден( “ Граждане Кале”, “Поцелуй “, “Мыслитель”), П.Сезанн(“Берега Марны”, “Персики и груша”).

Термины и понятия : барокко , рококо, классицизм, романтизм, реализм, символизм, декаданство, импрессионизм , постимпрессионизм, модерн.

 

Литература

1. Под редакция профессора А.Н.Марковой “Культурология. История Мировой культуры “ М.-1995 г.

2. Т.Габитов “Культурология “. А.-2003 г.

3. Г.В.Драч “Культурология”. Р-н – Д- 1998 г.

4. В.Тимошинов “Культурология “ А-2003 г.

                                      

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 290.