Лекция №13. Казахское музыкальное творчество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: выявить основные черты казахской культуры.

Задачи: сформировать представление о развитии литературы, поэзии, научной мысли

1. Казахские акыны и жырау и их творчество.

Казахская песня - неисчерпаемая сокровищница народной мудрости. В ней нашли отражение различные стороны трудовой деятельности, исторические события, запечатлевшие в народной памяти тончайшие душевные переживания. С большой полнотой и красочностью песня описывает обрядовые действия, высмеивает людские пороки, гневно протестует против социального неравенства.  

Казахское музыкальное творчество стало объектом изучения русских ученых. Так, в 1909 г. на заседании РГО в Петербурге был сделан доклад на тему: "Киргизы (казахи) Тургайской области, их песенное и музыкальное творчество", автором которого был С.Рыбаков. Песни, легенды и поэмы, передаваемые из поколения в поколение, формировали историю народа и стали ценнейшим достоянием новых поколений, считает писатель.

Люди до сих пор хранят в памяти имена акынов и жырау, посвятивших свою жизнь борьбе за справедливость. Они не боялись острым языком рассказывать о бесчинствах баев и ханов. Казахская народная песня, возникнув в глубине веков, в процессе развития приобрела целый ряд характерных черт, которые отличают ее от песен любого другого народа.

XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Импровизированные песни жырау слагались на события, общезначимые для казахских ханств, — посылку посольства, объявление военных походов, разбор тяжб и раздоров между племенами, родами и ханами, заключение мира, дипломатические отношения с соседями. Жанры у жырау были свои, отличные от фольклорных, — толгау (поэтические импровизированные размышления), в которых размышления сочетаются с назиданиями; песни, хулительные, обличительные; прославления и величания героев; наставления отдельным людям и народу. В творчестве жырау преобладали нравоучения, дидактика. К XVIII столетию облик жырау изменил свои черты. В XVIII в. жырау — прежде всего поэт-импровизатор, он слагает свои песни без музыкального сопровождения. Поэт обособился от музыканта, индивидуальная самохарактеристика в песнопениях жырау становится заметнее, чаще звучат обличающие мотивы, например, у Бухара. Основа песен жырау — размер жыра, жанровая форма — толгау, образность, почерпнутая в степных просторах и кочевой жизни.

В народной памяти сохранилось немало песен жырау, и многие из них приписываются Тати-Каре, Умбетею, Бухару, жившим в XVIII в. Все три жырау, по преданиям, состояли при хане Аблае.

Родоначальником собственно казахской литературы, зарождение которой относится к XV веку, явились Асан Кайгы и Казтуган-жырау. Асан Кайгы (Хасан Сабит-улы) был образованным человеком и поэтому смог дать трезвую оценку смутному периоду в истории тюркских народов, предвидел крах Золотой Орды. Поэтому содержание произведений Асана политизировано и определяется идеями единства тюркских родов, вошедших в состав казахского ханства.

Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Поэзия Казтугана-жырау дает представление об уровне сознания средневековых кочевников. Его творчеству свойственна образность, точность наблюдений. Поэт-воин, слагавший стихи о мужестве, об отваге, тонкий лирик, Казтуган внес особый вклад в развития казахской поэзии. Строки его толгау превратились в пословицы и поговорки.

Особое место в истории казахской литературы занимает Шалнииз-жырау (1465-1560). Из его наследия до нас дошло всего около 600 строк. Его творчеству свойственно размышление о человеке, об окружающей среде. В мире нет ничего постоянного, вечного, говорит жырау, все изменчиво, все преходяще. За недолгую жизнь надо постараться прожить жизнь в веселье, постараться испытать все радости.

Кожаберген Тойлыбайсыншыулы (1663-1762) казахский народный акын, поэт, жырау, батыр. Он родился в 1663 году на территории нынешней Северо-Казахстанской области, Жамбылского района, совхоза "Благовещенск".

В молодости учился в медресе в Самарканде. Хорошо знал арабский и персидский языки. Он сочинял стихи, эпические произведения, наряду с этим, также, сочинял песни. Кожаберген жырау мужественной борьбе народа с великим бедствием посвятил свое произведение "Елим - ай" ("Родина моя"), которое выражало чувства и чаяния его соотечественников, глубокую любовь к Родине. Знаменитая песня "Елим-ай", которую неофициально называют казахским гимном, известна в Казахстане всем, но мало кто знает, что ее автор - выдающийся общественный и политический деятель 18 века, батыр, казахский народный акын Кожаберген-жырау Толыбайулы - наш земляк (его могила находится в Жамбылском районе.) Он по-своему воспевал подвиги казахских батыров. Кожаберген сочинял эпосы о казахских батырах, которые известны в истории. Среди них эпосы "Богенбай батыр", "Ер Едиге", "Ер Кокше", "Ер Касым", "Койлыбай", "Айша-жанша", "Амир Темир" и многое другое. Песни: "Монгол тас", "Балкан тау", и другие. Кюи: "Бозингерен", "Дабыл", "Кызыл Нар" и другие. Оставшуюся жизнь отважный батыр посвятил поэзии. Ему принадлежат поэмы-дастаны: "Ер кокше", "Асан ата", "Жиренше ата", "Аз Жанибек", "Акылбай-батыр", "Ата тек", "Оракбатыр", "Ахмет хан", "Жалан тос" бахадур", "Кызылжар", "Сулу" и т.д., а также многие песни и кюи.

 Значительную роль в развитии казахской поэзии XVIII века сыграло творчество Бухара-жырау. Бухар-жырау Калкаман-улы - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества. Родился в 1668 г. в Баян-ауле в местечке Суйхар-Ния, умер там же в 1781 г.

О социально активной жизненной позиции Бухара свидетельствует его деятельность в качестве судьи (бия) уже в молодом возрасте. О завоеванном им в эти годы авторитете говорит тот факт, что вместе с Казыбеком, Толе би и Айтеке би он участвовал в составлении свода "Законов Тауке хана". Выходец из народа, Бухар благодаря доблести и красноречию "из простых стал ханом", "из черных стал светлым", считаясь по праву влиятельнейшим бием своей эпохи.

Феномен Бухара-жырау - его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для казахского народа.

В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар, сам лелеявший эту мечту, считал Аблая исполнителем своих заветных стремлений и, став его советником, поддерживал его словом и делом. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая, становятся в логически выстроенный, естественный ряд мысли Бухара об обществе и его устройстве, о назначении и роли правителя, о силе духовной сплоченности и бессилии раздробленного народа. К тому же Бухар единственный и непревзойденный летописец, которому можно верить на слово в силу его реального участия в исторических событиях эпохи.

После Бухара-жырау главенствующую роль перешла к акынам. Их объектом внимания стали события повседневной жизни, быт, обычаи и традиции.

Акыны XVIII в. — Шал, Котеш, Коблан, Жанкиси и др. — импровизаторы и сказители, исполнители фольклора. Они тесно связаны с повседневной жизнью народа и представляют собой собственный «род-племя». Они знатоки родословия и преданий, мудрости отцов, содержащейся в пословицах и поучениях.

Будучи «певцами по ремеслу», выступая на тоях (праздниках) и поминках, на родовых и межродовых сборищах, они поют о «временах, давно прошедших», творят эпос и обращаются к современникам, присутствующим на их выступлениях, с арнау (импровизированными посвящениями). В айтысах (поэтических спорах) акыны, представительствуя от своих родов, оценивают их прошлое и настоящее.

В становлении и развитии акынской поэзии большую роль сыграло творчество Жал-акына. Произведения Жала – это размышления о смысле жизни, о сущности добра и зла, о морали. В казахской поэзии Жал-акын был поэтом нового типа, предвестником века XIX. Шал-акын составил поэтическую родословную рода Атыгай. В ней он воспел предков и современников, включая своего рано ушедшего из жизни отца, Кулеке, и его ближайших родичей — старшин Атыгая. Другой акын — Кусен — сложил эпос о своем современнике и соплеменнике Утегене, старшине и батыре рода Жаныс. Мотивы местных преданий сплетаются в эпосе акынов с темами, значимыми для всего народа.

У акына образ нерадивой женщины  описана полнее, она ленива, грязна и сварлива: «Не стесняясь, ругается с мужем. Поварешкой ударив собаку, не помыв, опускает в котел» («О женщине» Шал-акына).

К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа.

Один из наиболее известных акынов начала XX в. - Балуан Шолак (1864-1919) - талантливейший певец- композитор. Он родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе, многие из них популярны и сегодня. Еще большую славу принесли богатырю его песни. Особой популярностью в народе пользуется его песня "Галия", посвященная возлюбленной, воспевающая мир нежных чувств и светлой любви, волнующая необычайным сочетанием мелодичности и лиризма. Прожив всего 55 лет, он оставил после себя десятки песен: «Сентябрь», «Талды-Куль», «Сарын» и другие. И это притом, что творчество акына еще недостаточно изучено.

Еще один казахский народный поэт-акын - Джамбул Джабаев. Родился в семье бедняка-кочевника. Искусству импровизации учился у акына Суюмбая. Выступал с песнями, главным образом обличительными. Неоднократно побеждал в айтысах видных акынов в 19 — начала 20 вв. Из импровизаций дореволюционного периода записаны эпосы «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др. После Великой Октябрьской социалистической революции его песни стали частью нового быта казахского аула. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 на всю страну прозвучали патриотические произведения Джамбула Джабаева: «Ленинградцы, дети мои!» и др. Стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» стало шедевром, символом любви к народу.

Известным акыном и сочинителем поэм - "Кисса" был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге.

В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Мусы Байжанулы, Биржан сала и Акан сери. Развивалось и музыкальное творчество.

Биржан-сал - одна из самых замечательных фигур казахской музыки XIX века. Его по праву считают основоположником казахской народно-профессиональной песни аркинской традиции. Песни Биржана составляют классику казахской музыки. Воздействие творчества певца на казахскую песню огромно. Стиль Биржана ярко концертный, виртуозно блестящий, в своей основе содержит акынскую вещательность, призывность, плакатность. Его жизнь и творчество вдохновили М.Тулебаева и К.Жумалиева на создание оперы "Биржан и Сара", ставшей жемчужиной казахской оперной сцены. Среди его песен наибольшую известность получила песня "Ляйлим -шырак ". Одна из любимейших народом песен Биржана - "Айтпай", посвященная девушке с таким именем.

Один из выдающихся казахских певцов второй половины XIX века - Ахан-Сэре. В его многогранном творчестве особо выделяются песни: посвященная верному скакуну - "Манманкер"; "Нурила"; рассказывающая о любви к девушке Жамал "Сырымбет"; полная проникновенного чувства, горестных переживаний, размышлений о превратностях судьбы "Караторгай"; радостная - о прелестной девушке "Балхадиша"; печальный монолог о безответной любви - "Макпал"; "Кулагер", посвященная гибели любимого скакуна и полная тяжких предчувствий, раскаяний, грусти поэта по ушедшей молодости.

Популярность известного казахского певца-композитора Жаяу Мусы в народе огромна. Его произведения проникнуты протестом против социальной несправедливости. Значительное место в нем занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни. В песнях "Ак сиса", "Хаулау", "Толгау" и др. воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Поэтично и образно изображаются лирические переживания любящих сердец в песнях "Сурша кыз", "Шолпан", "Саулем кыздар", "Гаухар кыз", воспевается природа родного края в песнях "Баянаул", "Летний день", "Улытау", "Сарын" и др.

Ыбрай Сандыбайулы - прославленный казахский певец и композитор, автор многочисленных любимых в народе песен: "Желдирме", "Шалкыма", "Алтыбасар", "Калдырган" и других. Наиболее известная и часто исполняемая песня "Гакку", посвящена любимой девушке Какиме, красоту которой он сравнивал с изяществом белой лебедушки. "Гакку" Ыбрая композитор Е.Брусиловский использовал в качестве арии Жибек в опере "Кыз Жибек." В популярной песне "Жиырма бес" поется об утраченной молодости и пришедшей старости с ее печалями и горестями. Эти песни входят в репертуар самых ярких современных исполнителей казахской песни.

Жырау и акыны создавали свои произведения устно путем непосредственной импровизации, хотя некоторые из них читали по-арабски и неплохо знали мусульманско-книжную культуру.

 Наследие прошлого и современность, жанры фольклора и жанры профессионального песнетворчества (айтыс, например) определяют своеобразие искусства акынов.

Репертуар акынов перекликается с песнями жырау: у тех и других есть толгау — наставительные и обличительные песни. Поэтика акынов ближе фольклору, чем поэтика жырау, и в айтысах, и в толгау, и в назиданиях акынов заметнее повествовательное начало, интерес к быту, описания его. Если поэтические нравоучения жырау отвлеченны или довольствуются одной-двумя подробностями, акыну нужна цепь их, он предпочитает конкретные описания. 

Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.

Основные термины и понятия:   Акын ,жырау, импровизатор, толгау, той, арнау, жоктау, айтыс.

Памятники культуры: Казтуган-жырау, Шалнияз-жырау, Кожаберген-жырау: «Богембай батыр», «Ер Едиге», «Ер Касым» и др. Бухар-жырау: поэма «Сабалак» и др. Шал-акын, Кусен-акын, Балуан Шолак: «Галлия», «Талды-Куль» и др., Жамбул Жабаев : «Ленинградцы, дети мои!» и др., Танибергенов: поэма «Киса» и др. Биржан-сал: песни «Ляйлим-шырак», «Айтпай» и др. Акан-сери: «Манманкер», «Балхадиша», «Макпал», «Караторгай» и др.

 

 Литература.

1. В. Тимошинов. Культурология.

2. Т. Габитов. Культурология.

3. Казахская энциклопедия, Т.4

4. М. Тынышпаев. История казахского народа.

5. Б.И. Кононенко. Культурология в терминах, понятиях, именах.

                                                           

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 876.