Лекция №4,5. Культура древних цивилизаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Раскрыть основные концептульные основы развития древних цивилизаций Востока

Задачи 1. Сформировать знание об основных достижениях культуры Египта, Междуречья, Индии и Китая, суть религиозных воззрений и их вклад в каждую из областей культуры

Культура Древнего Египта

Слово происходит от древнегреческого наименования «Айгюптос», современные египтяне называют свою страну «Миср», древние же называли свою страну «Кемет (черная)». История Египта делится на следующие периоды: Древнее царство – 2900-2270 годы до н.э.; Среднее царство – 2100-1700 гг до н.э.; Новое царство – 1555-1090 гг до н.э.

В религии Египта был политеизм (многобожие). Это объяснялось, что по представлениям египтян бог не имеет конкретной сущности и проявляется во многом. Но основным богом считался Ра – солнечное божество, которое в разное время суток имел разные названия – Атум на закате, в зените Ра, на восходе Хепри. Одним из почитаемых богов Египта был Птах – покровитель воды, разума и земли, создатель всего сущего. Почитаемыми были также боги Осирис и Исида. Осирис умирающей и воскресающей природы, покровитель царства мертвых, его жена и сестра Исида – богиня благородия, воды. Их сын Гор – царь Египта. Поклонялись также богине истины и порядка Маат, богу луны и письменности, счета Тот. Из животных поклонялись кошке Баст, крокодилу Себеку, быку Апису и другим. В 14 веке до н.э. фараон Аменхатем IV провел религиозную реформу и ввел единобожие, поклонение одному солнечному диску Атону и сам принял имя Эхнатону, но после смерти фараона Египет вновь вернулся к многобожию.

Важнейшей чертой культуры Древнего Египта является протест против смерти. Египтяне отрицали смерть, верили в бессмертие души и это определило их мировоззрение. Эта мысль нашла свое яркое и конкретное выражение лишь в египетской цивилизации и породило заупокойный культ. По египетским представлениям каждый человек несколькими характеристиками – Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – имя, Ах – приведение, Ба – сущность, Ка – душа. Главная роль принадлежит Ка, именно ему предстоит вновь соединиться с телом и воскреснуть. Со смертью погибает лишь материальная часть, а душа вечна. Но для этого необходимы определенные условия: построить для души защищенное место усыпальницу (в пирамиду), подготовить и сохранить тело (мумифицировать) и через 70 дней он воскрешал и жил отныне вечно. Весь путь к воскрешению египтяне описали в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире».

Искусство и архитектура. Памятниками древнеегипетского искусства является статуя фараона Амененхета III, стелла вельможе Хунена, голова фараона Сенусерта III, рельеф с изображением фараона Тутанхамона. Все они являются шедеврами изобразительного искусства, в котором египтяне огромного мастерства. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство. За пределами Египта ценились ювелирные изделия из золота, серебра, слоновой кости. Они изобрели стекло, фаянс, глазурь. Пирамиды высшее достижение египетской цивилизации. Самой древней пирамидой является фараона Джосора, самой большой – Хеопса, пирамида Хефрена знаменита тем, что перед ней расположена статуя сфинкса – существо с телом львом и головой человека.

В искусстве египетские мастера строго придерживались канона – свода правил и норм, которые необходимо соблюдать при изображении людей. Правила канона соблюдались неукоснительно при изображении фараонов и вельмож. Если же это были изображения простых людей, то допускались творческие решения.

Наука в Древнем Египте занимала важное место и определялась материальными потребностями хозяйством, строительством, военным делом. Математика развивалась из потребности сельского хозяйства. Они умели производить сложные математические действия - +,-,*,/. А также умели вычислять площадь круга, поверхность полушара, шара и др. Они составили точный календарь, наблюдая за светилами, год состоял из 365 дней, делился на три сезона по четыре месяца. Они составили звездного неба, каталоги звезд, изобрели часы – водяные, маленькие карманные, нашейные солнечные часики. Мумификация трупов способствовала развитию медицинских знаний, особенно хирургии. Они создали учение о кровообращении и сердца, создавали лечебники. Развита была история, где велось подробное описание событий и хронологий.

 

Культура Двуречья.

В долине между реками Тигра и Ефрат в 4 тысячелетии до н.э. появилась такая же как в Египте развитая культура. Она получила название культуры Двуречья (Месопотамия). В отличие от Египта Двуречь сменили друг друга несколько государственных образований – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Цивилизация Двуречья это культура городов-государств – Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, Вавилон. Большинство городов основано шумерами и поэтому культуру Двуречья иногда называют шумерской. Шумеры оказали огромное влияние на культуру Двуречья. Они являются изобретателями письменности – клинописи, надписи на глиняных табличках, которые имели клиновидную форму и дали название этой письменности. Они впервые в человеческой истории создали поэму «Золотой век». Написали эллегии, создали первый библиотечный каталог. Шумеры авторы медицинских книг, сборников рецептов. У шумеров была развита математика, они являются авторами 60-тиричной системы исчисления, т.е. 60 минут, 50 секунд и т.д.

Шумерская мифология оказала огромное влияние на последующие религии. Миф о потопе и сотворения мира, о котором рассказывается в библии является шумерским. Шумеры интересовались музыкой и являются изобретателями свирели, флейты, бубны, арфы. Ранними шумерскими богам были Ан, Энлиль, Энки. Ан бог неба, отец всех богов. Энлиль – бог ветра, воздуха и пространства от земли до неба. Энки – бог океана, пресных вод. Почитаемыми божествами также были бог луны Нанн, его сын бог солнца Уту, богиня плодородия и плотской любви Иштар, ее супруг Таммус, владыка царства мертвых, ниргал и др.

Наследницей культуры шумеров стал Вавилон. Вавилонское царство достигло своего рассвета при царе Хаммурапи. Законы Хаммурапи первый во всемирной истории сборник законов. Верховным божеством вавилонского пантеона был бог Мардук. Он являлся покровителем города. Памятников архитектуры Двуречья совсем мало, т.к. страна бедна камнем и использовался в основном сырцовый кирпич. Но в истории остались миф о Вавилонской башне, о Висящих садах царицы Семирамиды.

Древняя Индия.

Индия была заселена с глубокой древности уже в III тыс.до н.э. в долине р. Индия возникла развитая культура Хараппы, которая стала основой для дальнейшего развития культуры Индии. Основными центрами развития культуры Хараппы были города. Крупнейшие из них Хараппа и Мокенджо-Даро.

Сведения о культуре древней Индий последить сложно, так как в Индии не велось хронологических записей, материалы собирались в основном из сохранившихся литературных источников, эпосы и религиозных текстов.

Города эпохи Хараппы представляли собой прямые улицы, с 2х-3х этажными зданиями. Из обожженного кирпича, благоустроены. Вне центра находились зернохранилища, цитадели, культовые сооружения. Культура эпохи Хараппы знала металлургию бронзы-орудия труда, оружие, предметы быта.

К середине ІІ тыс. до н.э. в Индию вторгаются племена ариев и История Индии становится непрерывной целью войн между древнеиндийскими государствами.

В конце VI до н.э. Индию покорил персидский царь Дарий І и Индия вошла в состав государства Ахеменидов.

В 327 г.до н.э. Индию уже завоевывает войско А.Македонского позже в результате восстания против войск А.Македонского было основано государство Маурьев. В 187 г. до н.э. династию Маурьев сменила династия Шунга, а с начала І в. племена шаков или кушанов покоряют Индия и она вошла в состав Кушанской империи, позже в V в.н.э. на Индию нападают племена Гуннов.

Таким образом, Индия неоднократно подвергалась завоевательным войнам, но народы, приходившие в Индию не только влияли на культуру Индии но и сами воспринимали Индийскую культуру.

В культуре Индии самыми значительными явились религии. Они возникали и преемственно развивались на основе друг друга и продолжают оставаться в современных религиозных воззрениях Индийские религии оказали влияние на всю Юго-Восточную Азию, Китай, Японию.

Философия, мировоззрение этих религий являются, интересными и в наши дни, все больше людей обращаются к их изучению и становятся их последователями.

Самым ранним религиозными верованием обычно относят ведизм, который представлен в собрании 4 текстов-вед: Ригведа (книга гимнов). Самаведа, и Яджурведа (сб. молитвенных заклинаний и обрядов). Атхарваведа-самый поздний сборник песнопений и магических заклинаний. Ведические боги подразделялись на асуров (злые духи) и дэвов (добрые духи).

В ведизме были заложены дальнейшие представления. Мир это иллюзия, есть только Абсолютный Дух.

В н.І тыс. до н.э. в Индии складывается брахманизм. В этот период в Индии складываются Варны (касты). Всего их 4-брахманы (жрецы), вайшьи (земледельцы и скотоводы); кшатрии (князья и войны); шудры (слуги).

Касты произошли из разных частей тела бога Брахмы-брахманы из уст; кшатрии из рук; вайшья из бедер, шудры из ступней.

Деление на касты сохранилось в Индии и до наших дней, немного видоизменилось но кастовое сознание живет еще в современных индейцах.

В основе брахманизма признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия. Подлинная реальность-существование мирового духа (Брахмы). Жрецы утверждают, что безроогостность и покорность, отсутствие завести позволяют душе возродиться в более высоком общественном положении и наоборот.

Теоретической основой брахманизма стало учение о карме. Оно гласит судьба человека зависит от его прежней жизни, человек сам создает свою судьбу. Брахманская литература представлена в религиозных трактатах – Упанишады. В них отражены 6 философских систем-формы толкования истины.

Это Миманса, Веданта, Санкхья, Ньяя, Иога, Вайшека.

В VI-V в.в. до н.э. в Индии распространяется буддизм. Основателем его является принц – Сиддхартха. Гаутама Шакьямуни-Будда (просветленный). По преданию Будда явился на землю, чтобы выполнить спасительную миссию указать путь избавления от страданий. При рождении ему предсказали религиозный подвиг. Его отец не желал сыну религиозной карьеры. Он окружил ребенка роскошью, дал блестящее образование, женил на красивой девушке, которая родила ему сына. Все плохое в жизни скрывалось от принца. НО однажды он встретил больного, покрытого язвами, сгорбленного в раздумья аскета. И принц понял, что в мире существуют страдания. Он ушел из дома, семь лет провел в отшельничестве и открыл четыре истины:

1. Жизнь-это страдание. Человек рождается в страданиях, живет страдая и умирает в страданиях.

2. Причина страдания-желания человека.

3. Способ избавления от страданий избавление от желаний.

4. Путь избавления от желаний путь само углубления к просветлению души, путь Будды.

Буддизм не отвергает реинкарнацию, карму и сансару. Но сансара в буддизме не вечное колесо перевоплощений. Цель в буддизме выход из сансары. Для того нужно переродиться в человека, отсюда только возможен переход к нирване. Нирвана состояние без страданий, вне жизни и вне смерти. Переход к нирване зависит только от самого человека, а не от богов, боги сами подчинены законам сансары, вне зависимости от кастовой и социальной принадлежности. Простата и демократичность новой религии привели ее к успеху. В ІІІ в. до н.э. при династии Маурьев он становится государственной религией. Учение Будды глубоко нравственное. Оно учит: «Никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над собой; «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа порождает ненависть, ибо побежденный несчастен.

В буддизме выделяются две ветви-Махаяна-путь спасения для большинства, Хинаяну – путь к спасению для монахов. В Махаяну особо почитаются бодхисатвы - люди уже достигшие нирваны, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим.  

Под влиянием буддизма и брахманизма сформировался индуизм. Дать точную характеристику индуизма довольно трудно, так как он распродается на множество течений. На первый план выдвигаются боги Брахма, Вишку, Шива. Вишну- помогает людям, сообщает истину, бог создания. Шива –бог разрушения и одновременно создания, ибо разрушение это начало создания, бог Танца (чаще всего он изображается ануцющим). В индуизме сложилось учение об аватарах – перевоплощениях бога. Отсюда и почитание множества священных животных и растений коровы, рыбы, кабана человека (Рама и Кришну), река Ганг, лотос….

Почитание знаний отличительная черта Индийской культуры.

Искусство, литература наука. Древнеиндийские мастера достигли совершенства в искусстве ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись) и зодчестве. Им присущи богатство, выразительность творческая фантазия, мастерство передачи движений и чувств.

Дворец Ашоки (273-232 г.до н.э.) имел три зала, расположенных ярусами, с колоннами и роскошной отделкой. Дворец был украшен балконами и аварками, имел роскошный парк с искусственными водоемами и фонтанами.

С буддизмом связаны культовые сооружения-ступы, которые имели полусферическую форму-символ неба и бесконечности (ступа санчи-250г.до н.э.).

Развивалось пещерное зодчество (пещерный храм в Аджанте). В эпоху Маурьев, Кушанской династии и Гуптов получили свое развитие моментальная скульптура из камня.

К литературе древней Индий относят веды. К ведической литературе относят «Священные предания» – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и домашней жизни («Кама сутра»-трактат об искусстве любви).

Более 2 тыс. лет волнуют два великих произведения- «Махабхарата» и «Рамална» «Махабхарата» –эпос о борьбе за власть внутри царского рода Бхараты. В нем множество сказаний , легенд, рассуждений. «Рамаяна» повествует О победе царевича Рамы, над демоном Раваной. Герой этих двух произведений Кришна («Махабхарата» и Рама («Рамаена») –считаются воплощением бога Вшину.

Классиком индийской лирической поэзии и драматургии является Калидаса (IV-V в.в.).

В науке индийские ученые дали миру десятичную систему исчисление, современное начертание цифр, извлечение квадратного и кубического корня, число П, арифметическую и геометрическую прогрессию, дали миру шахматы.

Древний Китай.

В отличии от Индии, Китай имеет письменные источники, по которым возможно выстроить хронологию развития культуры Китая.

Древнейшие поселения появились в долине р.Хуанхэ около 5 тыс. лет до н.э. правит династия Ся, затем Шан и т.д. Правление династий, определяют исторические этапы развития Китая.

Среди них наибольший след в культуре Китая оставили династии Чжоу, Цинь, Тай и Сунн, Цин. В правление этих династий произошли экономические, исторические, культурные изменения.

Эпоха Чжоу (XI-III в до н.э.). В эпоху возникло конфуцианство.

Эпоха Цинь (221-207 г. до н.э.). При этой династии произошло объединение китайских земель, введена единая денежная система, начато строительство Великой Китайской стены.

В период правления династии Тан (VII-X в) и Сунн (X-XIII в) Китай достигает расцвета экономика и культура.

Последней китайской династией была династия Цинн которая просуществовала до 1911 г.

Религия.В Китае с самого начала не было понятия «бог». В др. Китае считали, что создателем всего сущего является Небо, которое порождает все на Земле. На небе существует множество богов, поэтому и свою страну они называли «Поднебесной».

В Китае зародились и мирно существуют по сей день три основные религии – конфуцианство, даосизм и Чань-буддизм.

Конфуцианство одна из самых оригинальных и своеобразных религий. Оно возникло в VI-V вв до н.э. и основателем его является Кун-Фу-Цзы – Конфуций. Конфуция не занимали вопросы о смысле жизни, смерти, он не писал философских трудов. Учение Конфуция это поучения. Его интересовало прежде всего условия образования государства где правят порядок, мир и благоденствие. Его поучения после смерти Конфуция ученики изложили в книге о суждениях «Лунь Юй». Учение Конфуция это условия разумного порядка в жизни людей, стремление к достижению пяти добродетелей – мудрости, гуманности, верности, почитания старших, мужестве.

Основное правило в жизни каждого должно быть соблюдение правил и обрядов, которые строго соблюдались. Конфуций высшей ценностью обьявил земное существование в стабильном обществе. Идеи Конфуция оказали огромное влияние на мировоззрение и национальный характер китайцев, быт. Уже 25 веков эти идеи сохраняются и оказывается влияние на китайское общество, которое основывается на разумных нравственных принципах.

Даосизм является противоположностью конфуцианству. Основателем ее является современник Конфуция – Лао-Цзы. (книга «Дао-дэ»). Слово «дао» означает путь. Цель жизни – достижение личного бессмертия, путем физических упражнений, дыхательной гимнастики, психотехники, сексуальной гармонии. Конфуция интересовала социально-политическое устройство, а даосы обращается к природному, естественному человеку, его разуму. Человек не может изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание, отказ от активной деятельности. Теория недеяния – основной принцип даосизма.

Чань-буддизм или китайский буддизм также получил свое развитие. Чань-буддизм особую роль отводит медитации, цель которой достижение просветления.

Интересным фактором является то, что китайцы могут веровать во все три религии. В китайскых храмах стоят вместе статуи Конфуция, Будды и Лао-цзы.

Наука, искусство. В древнем Китае была развита математика, астрономия, медицина. В математике они ввели понятия отрицательных чисел, изобрели множество технических приборов – магнитный прибор, водяную мельницу, открыли секреты изготовления пороха, бумаги, шелка, фарфора.

Характерной особенностью китайской культуры является искусство каллиграфии. В искусстве каллиграфии существует множество школ, стилей и почерков. Владение каллиграфией входило в число обязательных дисциплин образованного человека.

Китайская живопись тесно связана с письмом. Художники, для создания живописных картин использовали кисть и тушь, использовали композицию, как в иероглифе. Основным жанром китайской живописи был пейзаж (горы и воды), «цветы и птицы», «люди». Занятие живописью и литература тесно связаны. На искусство Китая огромное влияние оказало учение даосизм. Оценивая живописные картины древних художников говорят о «поэтичности картин», а литературы «живописности стиха».

Развивалось также и прикладное искусство – изготовление бронзовых зеркал с очень тонкой резьбой, резьба по кости.

Отличительной особенностью искусства Китая является то, что древние мастера прежде всего подчеркивали природное, естественное. Отсюда и предпочтение к таким природным материалам как яшма, нефрит и изделиям из них. Зачастую китайские мастера просто подправлял то, что было сделано природой. И в этом также ощущают влияние даосизма.

Рассмотренные культуры оказали огромное влияние, на мировую цивилизацию, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры и продолжают оказывать свое влияние на современников, помогая познавать себя, удивляя совершенством своих достижений.

Основные термины и понятия

Заупокойный культ, иероглиф, мумия, пирамида, сфинкс, клинопись, зиккурат, брахманизм, буддизм, варны, ведизм, кафма, сансара, макаяна, хинаяна, даосизм, конфуцианство, теория недеяния, пагода

Литература.

1. В. Тимошинов. Культурология.

2. А.Н. Маркова. Культурология.

3. Т. Габитов. Культурология.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 280.