Лекция №12. Средневековая культура Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: выявить основные черты средневековой культуры Казахстана.

Задачи: сформировать представление о развитии литературы, поэзии, научной мысли

I . Основные черты культурного развития Средневековья.

Говоря о культуре Казахстана в период Средневековья следует оговорить тот факт, что духовное и материальное состояние культуры того периода целиком нельзя отнести и причислить конкретно к казахам. Процесс становления казахского этноса был затяжным, в данном случае следует говорить о корнях и этнокультурной основе в формировании казахского этноса.

Все достижения культуры эпохи Средневековья могут быть в равной мере отнесены всем тюрским народам –киргизам, уйгурам, туркменам, узбекам, казахам, азербайджанцам, туркам, татарам, башкирам и др.

В раннем Средневековье в период VI –VIII вв. жителями Казахстанких городов были усуни, кангюи, согдийцы, тюрки. Но уже к IX –XIII вв. Средневековые авторы пишут о городах тюрков. Так Тараз назван «городом благословенных тюрков -чаруков», Кулан –городом карлуков, на берегах Алаколя и Прииртышья расположились горда кимаков –Гаган, Карантия, Дальмурия, Астур. В Семеречье находились города Огузов –Хиам, Горгуз, Янгикент и др.

На территории Казахстана в период Средневековья существовало множество царств, ханств, каганатов.

В период Моголистана казахи обособились в Старший, Средний, Младший жузы. Судьбы народов этого государства тесно переплелись с судьбами Индии, Кашмира, Тибета.

Тюркские племена Центральной Азии, входившие в состав тюрских каганатов, уже в VI –VIII вв. широко пользовались собственным письмом. Первоначально использовался согдийский алфавит, на основе которого в первой половине VII в. зародился древнетюрский рунический алфавит, особенности его в отличии от согийского является то, что он был лучше приспособлен для фиксации на дереве и камне. Древнетюрское руническое письмо использовалось до Х –ХI вв. Памятниками древнетюрской письменности являются каменные стелы –памятники, сооруженные в честь Бильге –Кагана, Куль –тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, монетах и предметах быта.

Начиная с раннего средневековья могущественным фактором развития культуры в Азии, в частности государств на территории Казахстана был Шелковый путь. Он обеспечивал связи между народами, влиял на историб и развитие цивилизации. За сферы влияния на различных участках пути велись воины, расцветали и гибли города и государства, исчезали с исторической арены и появлялись на целые народы и племена, плели политические интриги могущественные государства –Византия, Персия и др.

Музыканты и поэты Средневековья воспевали не только ценности своей культуры, но и идею освоения чужих культур. Это подтверждают слова знаменитого поэта Джалиддина Руми: «Как часто бывает, что турок и индиец находят общий язык. Как часто бывает, что два турка словно чужие. Значит язык единодушия –совсем другое дело: единодушие дороже единоязычия».

Летописцы отмечают, что в средневековых городах говорили одновременно до 9-11 языках и понимали друг друга.

Буддизм проник на территорию Казахстана в I в. до н.э. Он имел своих последователей в среде Западных тюрок, жителей Чуйской долины. Это подтверждено находками в таких городах как Суяб, Ак –Бешим, Ипиджаб, и др. буддийские храмы, святилища украшались скульптурами Будды, стелами с буддисткими сюжетами росписями и резьбы.

Местное население обращалось в христианство, христианскую веру принял царь тюрок. Наличие христианства подтверждено находками в Таразе, Мерке, Джамукате, Навакете. В Таразе при раскопках обнаружена керамическая куржка с надписью «Петр и Гавриил», к несторианским относят находку двух серебряных блюд с христианскими надписями и символикой свидетельствуют о распространенности его среди местного населения. Позже христианские были перестроены под мусульманские.

Манихейство –синтез зороастризма и христианства, проповедовало идеи прихода мессии, идею борьбы добра и зла, светы и тьмы. Обнаруженная маникейская рукопись «Священная книга двух основ» сообщает, что книга была написана в «стране десяти стрел», т.е. в городе Таразе.

Зороастризм в Казахстане появился в VI –VII вв. благодаря согдийцам, но задолго до того некоторые его элементы наблюдались у саков –массагетов. В зороастризме почитаются четыре элемента Вселенной –огонь, земля, воздух, вода. Но среди местного населения зороастризм переплетается с местными культами –культа огня, предков, животных –барана, верблюда и лошади. Огонь как жизненная стихия почитался особо. Посвященное ему проведения –весеннее равноденствие. Это по Заратуштре, день торжества истины, поражения злого духа, возвращение духа, несущего тепло и свет. Он отличался праздничным богослужением, веселым угощением, возобновлением и укреплением дружеских отношений. Находки в Отраре, Красной речке –«оссуарий» -глиняных ящиков для костей, постройки, керамика, монеты и резные фризы свидетельствуют о наличии этой религии в Казахстане.

Ислам в Казахстане появился в конце VI –VIII вв. и постепенно распространился повсюду, вытеснив все другие. Ислам сыграл цивилизованную роль, дал возможность приобщения к более обширному культурному миру.

II . Ислам в Казахстане.

Арабы пришли в Центральную Азию в 712 г. он сыграл связующую роль для тюркских племен, дал перспективу приобщения к другим культурам. Поначалу ислам насаждался насильно, но процесс шел довольно трудно, постепенно он начинает распространяться среди местного населения добровольно. В государстве Караханидков мусульманство принял каган Сатук, его сые Мусса в 955 г. объявил ислам государственной религией. К Х веку значительная часть племен кипчаков и Огузов принимают мусульманство.

Казахи, уйгуры, узбеки и другие народы Средней Азии являются суннитами ханафитского мазкаба, которое характеризется терпимостью к инакомыслящим, использование местного обычного пава, применения в правовых вопросах свободного индивидуального суждения (рай), и суждения по аналогии (кияс). С усилением вляние релегии в Казахстане начал проникать суннизм хатбалитского мазхаба, отличающийся отрицанием свободы мнений в релегии, фанатической строгостью соблюдений обрядовых и правовых норм шариата, ограничением применения кияса.

На ислам в Казахстане значительное вляние оказало одно из течений ислама –суфизм. Суфизм –это «особое мистическое религиозно –философское мировоззрение в рамках ислама, представителем которого считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание или соединение) человека с божеством». Оно достигается путем экстаза или внутреннего озарения ниспосланного человеку идущего по пути к богу. В суфизме существует множество течений, школ, которые разрабатывали различные этапы на пути к богу. Но в основном это 4 стади (ступени):

1. «Шариат»- «закон», т.е. праведная жизнь согласно законам ислама;

2. «Тарикат»-«мистический путь», основным принципом является аскетизм. Это путь ученика (мюрида), который должен отечься от своей воли и подчинить себя наставнику (мюрида).

3. «Марифат» -«мистические познание», на этой стадии возможно достижение экстаза для временного общения (висаль -связь) с богам;

4. «Хакикат» -(истина), стадия доступная немногим суфиям –постоянное общение с «абсолютной истиной», состояния «фана».

Экстаз достигается посредством Зикра –основы суфийской обрядности. При этом постоянно упоминается имя бога «Аллах» и «Ху Аллах, и может сопровождаться комплексом упражнений. Обычно зикры совершались в специальных суфиийских обителях –Ханака.

Характерной чертой суфизма является его гибкость. Он позволил подвести под него любуб концепцию и мировоззрение, в том числе народов Средней Азии и Казахстана. Культ предков (аруах) соединился с культом святых. Некоторые обычаи противоречат догмам официального ислама.

Одним из основоположников суфизма в Казахстане был Ходжа Ахмет бин Ибрагим бин Махмуд бин Афтихар Ясави. В народе бытует мнение: «В Мадине – Мухаммед, в Туркестане – Ходжа Ахмет». Ходжа Ахмет родился в н. ХII в. в Исфиджабе (Сайрам).

Другим духовным наставником Ахмет Яссави считал Абу Насра Аль-Фараби. Под влиянием творчества Аль-Фараби он написал свою книгу «Диуани-Хикмет».

Ахмет Ясави получил начальное образование Отраре, затем влился в ряды суфитов, возглавляемых Юсупом Хамадани в Бухаре. После смерти Ю.Хамадани власть переходит к Ахмету. Но через короткое время он возвращается на родину, пропагандируя суфизм. Народ называет его Азрет Султаном.

Огромную роль его роста популярности, как духовного наставника и проповедника, сыграл его религиозный труд «Диуани Хикмет» («Книга гениальности») на древнетюрском языке. Она множество раз переписывалась и переиздавалась, т.к. была доступна и понятна местному населению.

 

III . Устное народное творчество, наука и литература Средневековья.

В IV-VIII вв. среди тюркоязычных племен существовала устная поэтическая традиция.

Китайские летописи сохранили легенды и народные предания о представлениях племен (легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг). Исторические предания и священной земле «Отукен» упоминается в орхонских памятниках, в трудах Махмуда Кошгари, Аль Бируни.

В фольклоре отражается быт, со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, легенды, сказки, пословицы, поговорки.

Об эпическом искусстве говорят древнейшие эпосы на тюрском языке «Коркыт-Ата» и «Огыз-Нама».

Эпос «Коркыт-Ата» возник в кыпчако-огызской среде в бассейне Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся устно, в XIV-XVI вв. он был записан азербайджанскими и турецкими писателями как «Книга деда Коркута». Эпос состоит из 12 поэм о героических похождениях огузских богатырей и героев. В эпосе упоминаются племена усуней и канглов. Повествование ведется от имени реальной личности, бека огузо-кипчакского племени кият Коркыта. Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза и покровителем искусства врачевания.

Эпос «Огыз-нама» впервые записан в XIII в. Рашид ад Дином, затем XVIII в. Абылгазы. Ученые полагают, что появился он намного раньше в Жетысу или Кашгарии среди племен Карлуков. Герой эпоса Огыз – каган обладает сверхъестественными силами совершает ряд подвигов и становится правителем народа уйгур.

В XI – XII появляются уже крупные литературные произведения благодаря двору Караханидов, которые стремятся к славе просвещенных правителей поощряли поэтов, ученых, архитекторов, астрологов.

Одним из крупнейших произведений той эпохи является поэма «Кутатгу билик» («Благодатной знание»). Она записана Юсуфом Хасхаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра-хана. Материал для поэмы автор собирал более 30 лет, поэма состоит из 13 тысяч двустиший. В основе поэмы лежат сказания, легенды народов жетысу, кашгара. Четыре принципа – «закон», «счастье», «разум», «будущее» составляют ядро книги, это свод идеалов и пожеланий, дидактическая поэма.

Произведение Ю.Баласагунского это энциклопедия, основанная на исламских догмах на тюрском языке о разумном устройстве государства, которое предполагает:

1. стройную систему правления;

2. подбор чиновников;

3. упорядоченную систему налогов.

Звездой первой величины является тюрок по происхождению Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби ат-Турки. Он родился в округе Фараб (Отрар) в 870 г. Термин «тархан», согласно надписи в памятнике Кюль-тегину обозначает категорию «начальников». Аль Фараби объездил весь халифат – Багдад, Каир, Дамаск, Алеппо и умер в Дамаске в возрасте 80 лет. Творчество Аль Фараби разносторонне – он внес неоценимый вклад в философию, этику, теорию музыки, логику, математику, астрономию, социологию. За свои научные заслуги он получил титул «Второй учитель», имея в виду, что первый был Аристотель, оказал влияние на творчество Ибн Сина, Ибн Рушда и на развитие еврейской философии.

В философии Аль Фараби основываясь на Аристотеля сумел развить свою собственную философскую. Линию.

Для Аль-Фараби характерно стремление при постановке проблемы найти способы и формы постижения реальности. Воззрения Аль-Фараби по целому ряду вопросов – материалистические, прежде всего это признание вечности мира, самостоятельности материи. Бог для Аль-Фараби – первопричина всего, «толчок», все остальное зависит от человека. Человек от животного душа и разум, но они все же имеют естественное начало и должны восполняться стремлением к совершенству. Учение Аль-Фараби о государстве направлено на будущее. Его модель образцового государства реально не соотносилась с существующими типами феодальных государств его эпохи. Ценными же остаются в его идеях размышления об истинном счастье, человеке, его мест и предназначении в мире. Гуманизм Аль-Фараби выразился в представлении общества без войны, нищеты, эксплуатации, торжестве справедливости, дружбе, взаимопомощи, взаимоуважении.

Творческое наследие Аль-Фараби органически вписывается в современную культуру, они не устарели и представляют интерес и поныне. Махмуд Кашгари родился в 1029 г. в Кашгари в знатной караханидской семье. Образование получил в центрах науки и культуры – Бухаре, Самарканде, Багдаде и др. городах.

Основной труд М.Кашгари «Диван» является тюрской энциклопедией, в котором представлены исторический этнографический материал о тюрках, их этике в X-XI вв.

Огромный вклад в отечественную историю внес Мирза Мухаммад Хайдар дуглат (1499-1551 гг.). Его основной труд «Тарих – и – Рашиди» это история народов Центральной Азии – казахов, кыргызов, уйгуров, узбеков. Сам Мухаммад Хайдар происходил из знатного и влиятельного рода – дуглат, родился в Ташкенте, где его правителем был отец Мухаммед Хайдара. По матери он приходился внуком могольского хана Юнуса. Дулати обладал многосторонними способностями, военным талантом. В Могольском государстве при Султан-Саид хане занимал видное положение. Изменившиеся к нему отношения после смерти хана заставило его перебраться в Индию, скитаться по Тибету. В 1544 г. М.Х.Дулати становится фактически правителем Кашмира. Здесь и был написан его труд «Тарих – и – Рашиди».

«Рашидова история» является неоценимым источником при изучении Казахстана, при исследовании его культуры. В нем содержаться сведения о древнем Таразе, Варсхоже, Баласагуне, Киялыке, Алмалыке. В «Тарих – и – Рашиди» освещен период, когда казахский народ впервые отделился от Золотой Орды и Чагатайского улуса и объединился в самостоятельное ханство (1456 г.), о времени хана Касыма (1480-1520 гг.), когда Казахстан превратился в сильное государство Средней Азии.

При описании исторических событий Дулати придерживается трех положений: «Первая – то, что я услышал от людей и подкреплено слухами излагается кратко. Вторая – то, что я сам видел воочию, изложено подробно. Третья – то, что я слышал и видел собственными глазами, однако разум отказывается это принять об этом совсем не будет написано». То есть, это означает не упускать правду, не искажать истину и не преувеличивать низость, подлость. Это и есть святое правило нравственности. «Тарих – и – Рашиди» это не только историческая летопись, но в нем также отражены представления М.Х.Дулати об истинной вере, нравственных качествах человека. Современных исследователей в «Тарих – и – Рашиди» привлекает история Моголистана, история становления Казахской государственности, этнических процессов, общественных отношений. Дулат сам наблюдал изложенные события или же опирался на надежные источники в соответствии с теми принципами, которые были изложены ранее. В «Тарих – и – Рашиди» приводятся сведения об истории племени дуглат, кунграт, Татрах, башкирах и др. в настоящее время творчество М.Х.Дулати привлекает внимание ученых – востоковедов и работы по его изучению продолжаются.

Мы рассмотрели наиболее значительные имена и произведения средневековой литературы и науки. Из список можно дополнить именами Масуда ибн Усмана («Тарих – и –Абулхаир-хани»), Зайн аддина Васифи («Бадаи аль-вакаи», «Удивительные события») и многие другие.

Невозможно перечислить обилие имен и перечисление произведений. Многое еще требует специального исследования.

Наиболее значительные литературные произведения писались в основном в придворной среде талантливыми поэтами, которые находились на государственной службе или при правителях. Обычно свои творения они посвящали или дарили им.

В народе же были сложены сказки, героические сказания, пословицы, поговорки – «Ер тостік», «Желкілдек», «Ер Сайын», «Кабланды батыр» и др.

Поэтому, иногда в описании характеристики духовной культуры применяют термины «придворная литература» и «народная». Но все это вместе дает общее представление о состоянии культуры того периода. Долгое время народам Средней Азии и Казахстана, мы можем с гордостью сказать о том, что наши предки смогли внести в мировую культуру свой неоценимый вклад.

 Литература

1. Т.Габитов “Культурология “. А.-2003 г.

2. Г.В.Драч “Культурология”. Р-н – Д- 1998 г.

3. В.Тимошинов “Культурология “ А-2003 г.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 723.