Лекция №8. Средневековая культура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: раскрыть содержание сущностные характеристики развития средневековой культуры

Задачи: 1. сформировать знание: основных положений христианства и ислама, их влияния на развитие средневековой культуры Запада и Востока

      2. Сформировать умения: на основе особенностей христианства и ислама дать сущностную характеристику развития средневековой культуры

1. Мировоззрение и мироощущение человека Средневековья.

2. Романский период в культуре средних веков.

3. Готическое искусство.

Человек средневековья чувствовал себя не частицей чего-то большого, социальной корпорации или сословия; он думал о себе, как об исполнителе определенной социальной роли. Так как Средневековье – время универсальных понятий и четко структурированного общества знали свою роль и все свои возможности и их границы. В средневековой культуре все верили в Бога. Это являлось для средневекового человека постулатом, настоятельней шей потребностью всего его видения мира и нравственного сознания, он был неспособен объяснить мир и ориентироваться в нем. То была - для людей средневековья - высшая истина, вокруг которой группировались все их представления и идеи.

В средневековье родилась сама личность, индивидуальность человека – человека не как личины, но как моральной индивидуальности, человека как персоны (per se una), как подобия Богу- творцу и как венца творения. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир. Поэты и художники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей, не обращают внимания на то, что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Поклонение святому могло принимать такие гротескные формы, когда верующие, озабоченные тем, чтобы обеспечить себя на будущее чудотворными останками праведника, решают умертвить его, или когда крестьяне поклоняются могиле собаки считая ее святой. Святость выступает как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии предельного самоотречения и сознания избранности, бескорыстия и алчности милосердия и жестокости. Смерть и жизнь, экстремальные противоположности в любой системе миропонимания, оказываются обратимыми, а граница между ними - проницаемой некоторые умирают лишь на время, и мертвые возвращаются к живым, с тем, чтобы поведать им о муках ада, ожидающих грешников.

Природа окружала средневекового человека повсюду. Служение идеалу и верность ему были основополагающими ценностями средневековья.

Образ жизни средневекового общества существенно различался в деревнях и городах. Важнейшей, располагающей реальной властью, силой средневекового общества было рыцарство. Рыцари являлись основой армии, они задавали тон в общественной жизни. Широкой известностью в этом плане пользовались рыцарские турниры, крестовые походы. Подвиги рыцарей, их любовь к Прекрасным Дамам, описывались в так называемых рыцарских романах. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Широкой известностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского “Тристан и Изольда” о пылкой любви двух молодых людей.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса - “Песнь о Роланде”, в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. Важный памятник германской литературы XII – XIII вв. - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство. В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.

К важнейшим достижениям средневековой литературы, помимо рыцарских романов, относится также рыцарская лирическая поэзия. В Германии её представители – миннезингеры (певцы высокой любви) сами исполняли свои произведения. Во Франции поэзия достигла вершины в “куртуазной” (придворной) лирике трубадуров. Они воспевали идеальную любовь, преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Значительным явлением в литературе Франции XII – XIII вв. стало творчество вагантов (бродячих поэтов), которых можно сравнить с современными бардами. Особенностью стихов названных поэтов была постоянная критика католической церкви, духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Средневековья, как и период бурного расцвета не только поэзии, но и музыки, эпоса, философии.

Городская культура зародилась во Франции в XI – XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.

Театральное искусство активно развивалось и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно начинает развиваться и особый драматический жанр – моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распределение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Пьер Абеляр (1079 – 1142), философ, богослов, поэт. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма.

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. При Карле Великом (742 - 814 ) во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была не совершенна, и большинство зданий, построенных из дерева погибло. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидающимся, согласно учению церкви, концом света. С этого периода для возведения построек в западной Европе широко использовались только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими узорами. Этот стиль получил название романского. Примерами романской архитектуры являются собор Нотр - Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арсивале, Вилезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестре, Нориче (Фпнгия), в Станагаре (Норвегия), в Лунде (Швеция).

Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Так, романский стиль сменяется готическим.(XII в.). Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышением. Основа готического собора – высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающие на большой высоте. В таком здании стены являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражам.

Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).

Основные термины и понятия: Городская культура. Миннезингеры. Трубадуры. Ваганты. Моралите. Сага. Баллада. Жонглер. Романский стиль. Готический стиль (готика). Кирпичная готика. Витражи. «Пламенеющая готика». «Новый сладостный стиль». «Перпендикулярная готика». Декоративная готика.

Памятники культуры: Памятники литературы: «Мириобиблион» патриарха Фотия, Поэма « Беовульф», «Старшая Эда», «Сага об Эрике Рыжем», « Песнь о Роланде», Роман Готфрида Страсбургского, «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах», Баллады о Робин Гуде, Сочинение «Да и нет» Петра Абеляра. Памятники архитектуры: Храм Святой Софии в Константинополе, Собор Нотр – Дам в Париже, Соборы в Оксфорде, Винчестере (Англия), Вестминстерское аббатство в Лондоне,                                                                                           Реймский собор (Франция), Собор Парижской богоматери (Франция, Собор в Любеке (Германия).

Литература.

1. Очерки по истории мировой культуры.

2. А.Н. Маркова. Культурология.

3. Б.И. Кононенко. Культурология в терминах, понятиях, именах.

4. А.И. Кравченко. Культурология.

5. А.И. Грибунина. История мировой художественной культуры.

6. Всемирная история.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 231.