Лекция №9. Культура эпохи Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: дать характеристику культуры эпохи Возрождения и ее отличие от культур других эпох

Задачи: 1. сформировать знание: основных этапов мировоззренческих позиций, достижений эпохи Возрождения

           2. Сформировать умения: дать характеристику основным стилям и жанрам эпохи

1.Итальянское Возрождение.

2.Северное Возрождение.

1. В эпоху средних веков в истории развития всемирной культуры и искусства начался новый период, который вошел в историю под названием "культуры Возрождения". Развитие эпохи Возрождения началось в Италии. Это было развитое государство. Культура Возрождения была связана с образцами античного искусства. Искусство в соответствии с требованием времени становилось богаче содержанием, сформировались новые стили. Деятели , порожденные эпохой Возрождения, были высокообразованными, разносторонне развитыми и без устали занимались исследованием анатомии, математики, философии. Поэтому мастера ренессанса подарили будущим поколениям художественно содержательные, глубоко реалистичные образы искусства.

Эпоха Итальянского возрождения в целом делится на две части, первая - начальное возрождение XV века, а вторая - эпоха высокого Возрождения в XVI веке. Основным центром эпохи Возрождения была Флоренция, позже в XVI веке он переместился в Рим.

Коренные изменения происходят в архитектуре. Архитекторы не признавали романский и готический стили, широко распространенные в Италии. Самым известным сооружением эпохи Возрождения является купол Святого Петра в Риме, который строился более 100 лет. Среди первых его проектировщиков можно назвать архитекторов Браманте и Микеланджело. Последний спроектировал огромный купол высотой в 132 метра . Используя арочные галереи, колоннады, своды архитекторы придали своим постройкам ясность. Постройки эпохи Возрождения украшались различными колоннами и были очень сложными. Одним из первых художников эпохи Возрождения был великий Джотто (1270-1337). Он глубоко и всесторонне ознакомился с античным искусством Рима и, находясь там, создал свое мозаичное произведение "Новичелла". Имя Джотто сделала знаменитым его картина "Предательство Иуды". 

Художник эпохи Возрождения, знаменитый скульптор Донателло (1386-1466) родился во Флоренции. Он учился скульптурному мастерству, работая в мастерской знаменитого скульптора Лоренцо Гиберти. Его знаменитым произведением является скульптура Давида. Согласно легенде в стране царя Саула в течение сорока дней разбойничал жестокий герой, кровопийца Голиаф, которого никто не мог победить. Против него выходит простой мальчик, пастушонок по имени Давид. Подвиг Давила, ставший основой для произведения Донателло, отображен в этой скульптуре очень правдиво.

Еще одним скульптором эпохи раннего Возрождения является Андреа дель Верроккьо (1335-1488). Он был учеником Донателло, продолжателем его дела. Его знаменитая скульптура - памятник полководцу Колмони - воздвигнута в Венеции.

В то же время жил и известный мастер кисти Мазаччо. Секрет и глубину искусства он постигал у Джотто. Две фрески в старой церкви во Флоренции были нарисованы в 1427 году самим Мазаччо, без помощников. Первая - "Изгнание из рая", вторая - "Величие Динарии". Это капелла Бранкаччи, ставшая узнаваемой своими красками. После капелла стала школой практики для многих поколений художников Италии. Сюда часто приходили знаменитые мастера Боттичелли, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, которые знакомились с фресками Мазаччо. Этот художник умер в 1428 году в Риме.

После Мазаччо среди мастеров кисти выдвинулся Сандро Боттичелли (1441-1510). Именно ему удалось достичь высокого художественного мастерства. Одним из знаменитых картин стало его полотно "Рождение Венеры". Еще одной известной картиной является "Весна". В ней запечатлено волшебное движение, течение, гармония, с великолепным знанием, сохранением закона пропорций, передана форма тела. Сандро Боттичелли стал особенно известным благодаря своим картинам, изображающим красивых и изящных женщин. У истоков Возрождения в Италии стоял Данте Алигьери (1265-1321), автор "Комедии ", которую назвали "Божественная комедия". Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка.

Эпоха позднего Возрождения. Термин "Возрождение" в Италии появился в XV веке, впервые это понятие начало использоваться в трудах писателя и художника Джорджа Вазари, особенно в его четырехтомном исследовании под названием "Самые знаменитые художники, архитекторы, скульпторы". Деятели культуры и гуманисты Италии XV - XVI веков очень высоко оценили развитие искусства своих эпох. После античной культуры долгое время в странах Западной Европы установилась эпоха застоя, после которой начался расцвет искусства. Начавшая тенденция развития в Италии искусства, литературы, культуры, в области науки постепенно стала распространяться в Англию, Германию, Францию, Испанию, Голландию, Финляндию и другие страны. По словам классиков - марксистов, именно эпоха Ренессанса стала великим прогрессом в истории искусства, культуры, науки. В течение трех веков в Италии, во многих странах Западной Европы во всех отраслях художественного искусства начался раннее невидимый расцвет. По словам Энгельса, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Джорджоне, великие личности, порожденные эпохой Возрождения. В их ряду имелись также такие известные немецкие художники как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах старший, Ханс Кольбейн Младший.

 В эпоху позднего Возрождения в Италии были известны три основных великих художника. Самые большие успехи и достижения этой эпохи появились именно в работах этих великих художников. Это художники: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520). Именно эти художники сумели поднять до высот уровень художественного искусства своей эпохи.

Леонардо да Винчи занимался многими отраслями науки. Им впервые были проведены исследования отдельных частей тела, внутренних органов человека. Этот художник успевал делать все, он был и инженером, и художником, и архитектором. Вместе с тем, он показал образцы высокого художественного уровня своего творчества. Его произведения в церкви Святой Марии делла Грация в Милане стоит в ряду с лучшими образцами мирового художественного искусства. Одним из таких считается полотно его работы "Тайная вечеря". Тема картины взята с периода иноземного нападения на Италию, тяжелых испытаний, выпавших на народ. Поэтому "Тайная вечеря" считается произведением вполне соответствующим требованиям эпохи. В данной картине художник подразумевает необходимость сплочения и единства для защиты Родины. Если первлй великолепной работой Леонардо была картина "Тайная вечеря", то второй - не менее величественная "Мона Лиза" или "Джоконда". Вся тайна красивой молодой женщины - в ее еле заметной улыбке на губах. В ее облике светится волшебное благородство, какая-то невидимая тайна. У художника не так уж много работ, однако, каждое его произведение выделяется своеобразием.

Другим великим художником является Микеланджело Буанарроти (1475-1564). Это талантливый скульптор, мастер сумевший придать жизнь краскам, поэт, воспевавший сердцем. В любой его работе в первую очередь воспевается высокий разум, подвиг человека. Он глубоко исследовал картины великих художников Донателло, Мазаччо, знакомился с передовыми образцами искусства. Особенно большое впечатление на него оказывают скульптуры Донателло, что подвигло художника изучать теорию искусствоведения. У него немало великолепных работ высокого уровня. Самым знаменитым среди них является известная статуя "Оплакивание Христа", находящаяся в соборе Святого Петра в Риме. Основное строение произведения состоит из двух фигур: матери и ребенка. Изображается скорбная в горе фигура матери, оплакивающая погибшего ребенка, чье холодное тело лежит на ее коленах. Возвеличила Микеланджело его работа - статуя "Давид". Она воздвигнута на центральной площади города Флоренция. Легендарная фигура Давида, ставшая основой для произведения многих мастеров искусства, у художника предстает в новых гранях. Художник с великолепным мастерством отражает внутреннее состояние Давида, показывает его в качестве защитника народных интересов. Именно эта скульптура возвеличила художника до недосягаемых высот. Кроме них у Микеланджело имеются и другие не менее известные работы, это статуи "Солнце", "Ночь", "Моисей". А в качестве шедевра изобразительного искусства можно его роспись длиной 40 м в Сикстинской капелле в Ватикане. Над выполнением данной работы на религиозную тематику художник трудился целых четыре года.

Третьим видным художником эпохи позднего Возрождения является Рафаэль Санти (1483-1520). Большинству произведений Рафаэля характерна тема матери: "Мадонна Конестабил", "Мадонна Альба" и другие. Для Рафаэля особенно памятным был 1503 год. именно в этот год ему была поручена работа по оформлению самых торжественных залов во дворце Ватикана. Позже в свет появились известные произведения "Диспут", "Афинская школа" и другие. Имя Рафаэля возвеличило его великолепное произведение "Сикстинская мадонна". Великий художник скоропостижно скончался в 37 лет, однако за столь короткий срок он сумел создать немало настоящих шедевров искусства.

В связи с очень влажной погодой, в Италии появилась масляная краска. (Впервые эта краска была создана в Нидерландах). В результате работы с ней у художников появилась возможность открыть и другие секреты масляной краски. Именно в этот период жил знаменитый художник Тициан (1477-1576), зачастую работавший в жанре портрета. Самым знаменитым из работ Тициана считается произведение "Святой Себастьян". Его героем является народный герой из истории Рима, отважный Себастьян, призывающий людей к борьбе с врвгами. Кроме этого, у Тициана имеются и другие знаменитые работы - "Кающаяся Мария Магдалена" и "Венера Урбанская". Этот художник первым заложил основу богатого колоритного рисунка. Основным компонентом в его произведениях являются светлые оттенки красок, тени. Его образы выделяются обилием оттенков красок и красочных мазков. Тициана считают одним из гигантов искусства эпохи позднего Возрождения. После Тициана жили и творили такие замечательные художники как Веронде, Джорджони, Тинторетта. К концу XV - в первой трети XVI веков относится расцвет творчества Ариостно (1474-1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы "Неистовый Роланд".

 

II. Искусство Нидерландов эпохи Возрождения.В связи с применением масляной краски, найденной в Нидерландах, в первую очередь необходимо отметить искусство живописи. Переход этого вида искусства со старого стиля в эпоху Возрождения затянулся. В Нидерландах преобладали небольшие постановочные произведения нежели фрески и росписи, как в Италии. В них зачастую старались живописать городскую природу, явления повседневной жизни. Основателями нидерландской живописи являются братья - художники Ян ван Эйк (1380-1441) и Хуберт ван Эйк (1336-1442). Произведениям этих художников присуще отражение картины природы и города и связь человека с ними.

Одним из популярных картин Ян ван Эйка является "Святая Варвара". Известна также картина "Освобождение из рогатины" Рогнер Ван дер Вейде (1399-1464), работы их современника, ученика братьев Эйк, который больше работал над драматическими портретными произведениями.

В конце XV века - начале XVI века в этой стране жил и творил очень своеобразный художник Иеронимус Босх (1450-1516). Его основные картины изображают в ярких красках жизнь различных живых тварей.

Знаменитыми мастерами эпохи Возрождения явились Питер и Ян Брейгель. Их творчество отличалось от других: в большинстве своем они рисовали простых людей, то есть это картины из жизни крестьян.

Первые произведения художника были посвящены красоте природы и ее жизнеутверждающим явлениям, то есть показывали человека в гармонии с природой. Подобной работой является часть серийных картин "Времена года" под названием "Охота на снегу".

В целом художники Нидерландов больше внимания обращали на живописное искусство, стараясь во всей полноте и правдивости отобразить истинные картины обыкновенной жизни.

 

Эпоха Возрождения в Германии.В этот период в Германии не произошло больших перемен, как в Италии. Здесь до сих пор сохранились средневековое мышление и сознание. А в архитектурном искусстве сильно было влияние готики, об этом свидетельствует обилие заостренных строений, которые фасадами смотрят на улицу. Однако красивые дворцы власть имущих и богатых аристократов строились в стиле ренессанса.

Несмотря на довольно медленное развитие искусства в Германии, искусство Возрождения сумело и здесь оставит своеобразный след. Классовая броьба, крестьянские восстания, происходившие в конце XV - начале XVI веков заметно осложнили обстановку в Германии и помешали дальнейшему развитию возрождающегося ренессанса.

Живописные работы эпохи Возрождения в Германии отмечались своебразностью. В немецком искусстве сохранились чувства печали и горя, жестокости, ненависти.

Одним из великих художников данной эпохи является график Альбрехт Дюрер (1471-1528), знам6енитый ученый, оставивший своеобразный след не только в немецком, но и в мировом искусстве. Именно Дюрер впервые полно написал о науке рисования. Он также сделал верное заключение о пространстве, сформировал немало законов. В Германии графикой занимался один Дюрер, но несмотря на это, он в немалой степени способствовал ее заметному развитию. Наряду с этим он занимался и живописью. В основных его работах изображаются герои. Особым мастерством отличаются его человеческие образы и \или же картины животных, выполненные в стиле графики. Он воспринимаются как живые, даря зрителю неизгладимые впечатления.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455)1522, стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения "Письма темных людей".

 

Франция в эпоху Возрождения. Французы возродили свой ренессанс. Особенного развития они добились в архитектурном искусстве. Об свидетельствуют прекрасные, производящие неизгладимое впечатление дворцы, замки. Например, королевский охотничий замок Шанбор, где стиль фрагцузского ренессанса отличить по шатровым окнам. Сугубо своеобразно развивалось и скульптурное искусство. Одним из знаменитых скульпторов того периода был Жан Гужон (1510-168), который украшал дворец Лувр. Его образы отличались особой красотой. Одним из его работ является "Женщина с кувшином".

А в живописи стиля ренессанса придерживались художники Жан Клуэ (1485-1541) и Франсуа Клуэ (1522-1572), отец и сын, которые были дворцовыми художниками. Жан Клуэ был известен замечательными портретными работами, он творил во время правления Франциско I и рисовал его портрет.

Искусство ренессанса оставило свой след и в изготовлении мебели. Появилась прекрасная мебель, отличающаяся красотой и изяществом. Мебель можно было передвигать и она была похожа на некое архитектурное строение.

Представителем Возрождения во Франции был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".

Памятники культур: "Божественная комедия" Данте, поэма Ариосто "Неистовый Роланд", "Письма темных людей" Рейхлина, роман Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", творчество Боттичелли, творчество Леонардо да Винчи, творчество Рафаэля, творчество Джоджоне, творчество Дюрера, творчество Джотто, творчество Донателло, творчество Микеланджело, творчество Мазаччо, творчество братьев Эйк, творчество Вероккьо, творчество Вагнера Ван дер Вейде, творчество Босха, творчество Клуэ, творчество Гужона.

Термины и понятия: Ренессанс, Возрождение, ранее Возрождение, позднее Возрождение, культура Возрождения, мастер кисти, гигант искусства, колоритный рисунок, шатровые окна.

 

Использованная литература:

1. "Культурология. История мировой культуры" под редакцией Марковой А.И., Москва, "Культура и спорт", издательское объединение "ЮНИТИ", 1995г.

2. Тимошин "Культурология", Алматы, 2003г.

3. "Культурология" Габитов , Алматы , 2003 г

  

Дата: 2018-11-18, просмотров: 302.