Цель: Раскрыть как меняется культура казахов с вхождением в состав России
Задачи: 1. сформирования знания: развития казахского просвещения и вклад А.Кунанбаева, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина в дело просвещения
2. Сформировать умения: дать оценку социальных этических и гуманистических воззрений А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова и др.
Мудрую политику сохранения, упрочения казахской государственности проводила хан Среднего Жуза Абылай (1711-1781 гг), правил с 1771 по 1781 гг. Будучи влиятельным султанов, он проводил тонкую политику, сумел в 1748 г принять подданство России, сохраняя его, в 1756 г принять Китайское подданство, но при этом был практически самостоятельным.
Абылай был ханом Среднего Жуза. Сам он стал считать себя ханом всех трех казахский Жузов, поскольку фактически его власть распространялась кроме Среднего Востока, в значительной степени на Младший и Средний Жузы.
Абылай понимал, что не только Средний Жуз, но и весь Казахстан в условиях раздробленности и постоянных междоусобиц не в состоянии противостоять внешней опасности. Поэтому при всех его колебаниях, лавировании Абылай постоянно подчеркивал «… от давнего уже времени… к высочайшему ее императорскому величеству двору по прежнему нахожусь в должном моем послушании». Это же подтверждает и его сын султан Вали: «был рсскийской стороне верен». Однако двойственная внешняя политика Абылая создавала весьма сложную и напряженную обстановку в местах соприкосновения Российской империи с Цинской.
Политика двойственного подданства, которой придерживался Абылай, была обулсовлена жизненными интересами Казахстана. Глубокие преобразования, осуществленные им прежде всего в Среднем Жузе, во многих сферах укрепили Казахскую феодальную государственность, обеспечив проведение независимой политики. Признание его ханом Среднего Жуза Екатериной II и Цинским двором, т.е. двумя крупными государствами, значительно укрепили позиции Абылайхана.
Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахский земель. Хан Абылай – последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Абылай удалось вернуть казахские города на юге. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчался успехом. В качестве союзников, предлагались Афганистан, Бухара, Коканд и Кыргызстан, но острые противоречия в Кокандом и Кыргызами вылились в вооруженные столкновения. На союз с Казахстаном ссылалась лишь Бухара. Более успешной была деятельность Абылай внутри государства. Чокан Валиханов писал, что «Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана. В тоже время он не мог полностью сокрущить авторитет баев и был вынужден считаться с их волей». Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казыбек-би и Бухар жырау.
Имя Абылая осталось в памяти казахского народа и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость за возрождение казахского государства. Хан Абылай умер в Ташкенте в 1781 году и был похоронен в мечети Кожа Ахмет Яссави в Туркестане.
История засвидетельствовала миссию главы специального посольства России в Казахстан А.Тавкелева 20 апреля 1731 г как …российского правительства по юридическому оформлению сложившихся на протяжении многих веков русско-кахазских связей, выразившемуся в подписании международно-правового акта о добровольном присоединении Казахстана к России. Это явилось одним из наиболее крупных и важных дипломатических шагов русского государства в XVIII в.
Инструкция, разработанная для А.И.Тавкелева требовала привести Абулхаира и других владетелей к присяге на российское подданство. Предусматривалось, что в случае, если возникает ситуация, при которой Абулхаир или кто-либо из других казахских владетелей, а возможно и все вместе, откажется от присяги, русский посол должен был их к тому склонить, т.е. сделать все от него зависящее для осуществления своей миссии. А.И.Тавкелев уполномочивался также добиться добровольного направления в России аманатов.
Присоединения Казахстана, начавшиеся в 30-х годах XVIII века, завершилось лишь в конце середины XIX века и явилось сложным противоречивым процессом.
Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления открыл широкие возможности для замеселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.
Так с середины XVIII века система ханской власти в Казахстане подвергалась воздействию политических институтов Российского государства.
Созданные русской властью новые юридические институты султанов, правителей, волостных управителей, аульных старшин уже не поддавались естественным саморегулирующим механизмам казахского общества, но в то же время во многом еще не поддавались контролирующим и регулирующим функциям российских законов. Это порождало кризисные явления в социальном организме кочевого общества и вызывало вслед за этим естественное чувство ущемленности со стороны разных социальных слоев.
Завершение присоединения Казахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношении Казахского края. Завершение присоединения Казахстана также совпало с реформами в самой России. Военно-колониальными методами присоединив Семиречье и Южный Казахстан. Царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское явление в регионе. Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами, установила в Казахстане колониальный режим.
Уставы о сибирских, оренбургских казахах 1822-1824 гг., по существу ликвидировавшие ханство в Казахстане (за исключение Букеевской Орды), открыли простор для правительственной и частной казачьей колонизацией, но не смогли уничтожить векками сохранившиеся формы управления.
Родоплеменная структура казахского общества (суд биев, власть султанов) в основном продолжала сохранять былое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с веками насиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного уклада автономного края.
Новая система управления расшатывала патриархально-феодальный уклад жизни кочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Административное управление носило ярко выраженный военный характер. Во главе областей находились военный генерал-губернаторы, сосредоточившие в своих руках полноту военной и гражданской власти, что была принципом административного устройства казахской степи по новой реформе.
Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялись в своих правах и местная знать. Казахи отказались принимать новые порядки. Уже в первой половине 60-х годов XIX века в Казахстане, особенно в Младшем Жузе, колониальный гнет стал усиливаться. Это создавало предпосылки для роста недовольства трудящихся масс, которое могло вылиться в открытое выступление против царизма.
Наиболее ярко была выражена антиколониальная и антифеодальная направленности восстания 1836-1838 гг. под руководством батыра Исатая Тайманова. В нем был протест против вытеснения казахов с мест законного их обитания, насильственной ломки традиционного и веками сложившегося хозяйственного уклада.
Присоединение Казахстана к России имело и положительные и отрицательные стороны. Оно с одной стороны помогло сохранить нацию и свою государственность, приобщило к мировой культуре, принесла существенный сдвиг в развитии культуры казахов. Колониальная политика царской России осуществлялась не только по отношению к казахам, но и к другим народам Российской империи. Этому примеры восстания как самих русских, так и других наций.
Влияние общественной мысли России на культурное развитие Казахстана.
С исторической точки зрения, присоединение Казахстана к России было несомненно фактом прогрессивным и положительным. Столь же прогрессивным был переход части казахов к оседлости, к земледелию, развитие торговли и ремесла, внедрение товарно-денежных отношений. Прогрессивным был и факт включения Казахстана в общероссийский рынок.
В культурном отношении основным прогрессивным последствием было приобщение казахского народа к русской культуре. Следует отметить, что, в частности, именно в 20-40-е годы XIX века значительно продвинулось изучение Казахстана, до того почти совершенно неизвестного научному миру. Проявляются труды ряда русских ученых исследователей Казахстана. Так, в 1832 году трехтомная работа Левшина первая сводная научная работа, посвященная Казахстану, истории, географии, этнографии казахов, не утерявшая своего значения и поныне. Выходят труды по геологии, ботанике, зоологии и географии Казахстана Гельмерсена, Карелина, Эверсмана, Лимана и др., исторические работы Вельяминова-Зернова и др.
Особенности казахского просвещения.
Идеи просвещения народа наиболее ярко проявились в начале 19 века. Под влиянием перемен, наступивших в многовековом кочевом обществе казахов появляются и идеи, которые должны были бы поднять культуру, приобщить к мировой культуре казахский народ.
Наиболее ярко и полно просвещенческая деятельность проявилась в жизни, делах и творчестве трех великих казахских просветителей – Ч.Валиханове, А.Кунанбаеву, И.Алтынсарине.
Всех их объединила одна общая мысль – дальнейшая судьба казахского народа зависит от просвещения народа. Своим творчеством и деятельностью они смогли внести в казахскую культуру огромный неоценимый вклад, сумевший во многом повлиять на судьбу казахской культуры.
Деятельность каждого из них шла своим особым путем – Ч.Валиханов как первый ученый, этнограф, географ, Абай – философ и поэт. И.Алтынсарин – организатор и деятель в сфере образования.
У истоков современной казахской национальной культуру стоял первый казахский ученый и просветитель Ч.Валиханов. Огромное значение Ч.Валиханова для нашей отечественной науки еще в XIX веке было общепринятым. Профессор М.И.Веселовский говорил: «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Ч.Валиханов: русские ориенталисты единодушно признали в лице его феноменальное явление».
Ученый и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский считал Валиханова «одним из самых просвещенных людей из национальных окраин». Большое значение для формирования общественно-политических взглядов Валиханова имело его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции – поэтом С.Ф.Дуровым, писателем Достоевским, в то время отбывавшем ссылку в Омске и Семипалатинске.
В 1854-1857 гг Валиханов путешествовал по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, по Киргизии, где собирал богатый географический, этнографический и исторический материал о казахском и киргизском народах, о котором высоко отзывался известный путешественник-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский.
В 1858-1859 гг Валиханов совершает свою знаменитую поездку в Китай, Кашгарию, которая принесла славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды посвященные истории, географии и социальному строю народов восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.
В конце 1859-1961 гг Валиханов жил в Петербурге, где работал в высшем военном учреждении – генеральном штабе, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1858 году, слушал лекции в петербургском университете. Он работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестан, принимал участие в подготовке к изданию трудов ученого К.Риттера, обобщал материалы по географии, этнографии, истории о Восточном Туркестане, Тянь-Шане, Киргизии. В Петербурге познакомился с идеями русских революционных демократов-шестидесятников. Повседневно общаясь с русскими учеными и писателями Чокан пробуждал у них интерес к Средней Азии и Казахстану, способствовал укреплению дружеского расположения к народам этих окраин.
Весной 1831 г тяжелая болезнь заставила Ч.Валиахнова оставить Петербург. Живя в ауле, н занимался изучением быта, истории народа, собиранием образцов устной поэзии. Много писал об отсталости, средневековье, страданиях бесправных народных масс, томившихся под двойным гнетом чиновников-колонизаторов и феодалов, об их произволе и насилии. Он выступает в защиту прав народных масс, против угнетения и несправедливости.
Ч.Валиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического, культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, образовании. Вся его деятельность носит просветительный характер.
Ч.Валиханов сумел глубоко и верно понять историческую необходимость взаимного сближения России и Казахстана для того, чтобы возможно быстрее вывести свой народ в ряд развитых народов.
Идея Ч.Валиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие общественной мысли в Казахстане. Научный подвиг Ч.Валиханова в свое время стал центром внимания ученого мира России, да и не только ее. Труды Ч.Валиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и в Берлине.
Историческая заслуга другого казахского ученого в области педагогики, фольклористики принадлежит Ибраию Алтынсарину (1841-1889). По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть народных светских школ. Всю жизнь он посвятил просвещению своего родного народа. Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русских педагогов – писателей К.Д.Ушинского, Н.Толстого.
Если у истоков современной казахской национальной культуры стоял первый казахский ученый и просветитель-демократ Ч.Валиханов, то открытие начальных и народных школ связано с именем И.Алтынсарина.
К концу XIX и начало ХХ века в области образования произошли значительные изменеия. Это касается не только медресе и мектебов, находящихся в различных уездах и волостях, но и светских школ. Сложилась двойная система образования – светская и духовная. И.Алтынсарин оставил глубокий след в истории просвещения и наиональной школы Казахстана, т.к. царизм рассматривал школьное образование как одно из действенных средств русификации национальных меньшинств. Пости во всех учебных щаведениях обучение велось на русском языке, не изучались история и литературе коренного населения. После окончания школы Алтынсарин в начале работал писарем, затем переводчиком, а в 1860 г областное правление поручило открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском управлении. По его инициативе была создана сеть народных светских школ, собирая у населения средства, он открыл двуклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах. Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение в подготовке специалистов из среды коренного населения.
Он написал два учебных пособия «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе работы былипостроены на строго продуманных научных принципах и поэтому занимают важное место в истории педагогики Казахстана. Ученый публикует отрывки из исторического этапа казахов «Кобланды батыр», «Жанибек батыр», целый ряд материалов о прошлом казахского народа. В переводах из русских классиков, в оригинальных произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического просветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Как образованный человек И.Алтынсарин интересовался этнографией, собирал и систематизировал устное и народное творчество казахов. По этнографии в записках Оренбургского отдела русского географического общества он публиковал статьи «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов».
Ибрай Алтынсарин проявил себя как ученый-новатор. Он развивал лучшие национальные традиции казахского народа, стоял у истоков формирования научного мировоззрения, важных проблем различны отраслей знания в Казахстане.
Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся его представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 гг).
Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначлаьник новой казахской реалистической литературы. Время Абая- сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском, начавших проникать в аулы, товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет: упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и властвуй» был в разгаре. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим основоположником, которой явился А.Куннабаев. Одновременно он усиленно занимается изучением русской литературы, часто посещает публичную библиотеку в Семипалатинске, дружит с представителями русской интеллигенции. В Семипалатинске он знакомится с политическими ссыльными Е.П.Микоээлисом, С.С.Гроссом, Н.И.Долгополовым. Это были настоящие просветители, изучавшие местный край. Они открывали библиотеки, читальни, распространяли знания среди населения. Дружба и совместная работа с передовыми русскими интеллигентами, постоянные занятия русской литературой имели важное значение в формировании и развитии просветительских и демократических идей Абая. Абай не только создает замечательные произведения, отражающие жизнь казахского народа, но и занимается переводом на родной язык произведения классиков русской литературы.
Отношения к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его лирике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социально-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науки. Лирика Абая знакомит нас с его нравственным идеалом.
Поэзия Абая занимает важное место в духовной жизни казахского народа, в его литературе. Недаром стихи Абая, песни передавались из уст в уста, из аула в аул, стали самыми любимыми в народе. Благодаря лирике Абая, казахская поэзия не только обогатилась идейно-художественными открытиями, но и нашла новое, реалистическое русло для своего последующего движения и развития.
Основные направления в казахской литературе и общественной мысли на рубеже с начала ХХ века.
В начале ХХ века происходит дальнейшее усилении колонизации Казахстан, связанное с проникновением в Казахстан капиталистических отношений. Происходит классовое расслоение в ауле, обнищание и уход на промышленное предприятие, растет движение против колониального гнета. В 1905-1907 гг возникают организации социал-демократических групп (в основном при помощи политических ссыльных). В 1907 г осуществляется столыпинская реформа, принят «Закон о выборах в Государственную Думу», лишивший избирательных прав народы Сибири, Средней Азии, Казахстана. Происходят усиления процесса переселения крестьян из Европейской России на окраины, изъятие пастбищных земель у кочевников.
Это тяжело отразилось на положении Казахстанского народа. Социально-экономические условия вели к росту национального движения. В борьбу за лидерство вступают традиционная элита и формирующуюся казахская интеллигенция. Лидером общенациональной либерально-демократической оппозиции стал А.Букейханов. На основе пробуждения национального самосознания происходит консолидация тюрко-язычных народов. С 1913-1917 гг издается газета «Казах». Ей принадлежит роль развития прессы в Казахстане. Руководил газетой Н.Байтурсынов. основной целью газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского языка и литературы. Здесь печатали работы А.Бокейхана по фольклору, А.Байтурсынова о казахском языке и казахской литературе. С 1913 г газета выходила на двух языках – татарском и казахском языках.
Расширяется издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте вышли произведения А.Кунанбаева, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Байтурсынова, Мирякуба Дулатова.
Участие России в первой мировой войне вызвало всеобщий экономический кризис. Направление казахов на тыловые работы стало подовом к национально-освободительной войне в 1916 г. Руководителями движения против царского указа стали Б.Ашекеев, А.Иманов, А.Жанбоынов и др.
В начале ХХ века в Семипалатинске, Омске, Уральске вышли книги демократических представителей – Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова, А.Байтурсынова.
Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. Он писал стихи, переводы русской классики. Сборник произведений «Сорок басен» А. Байтурсынова вышел в 1909 г в Петербурге и принес ему известность. А. Байтурсынов понимал, что подъем культуру, преодоление отсталости возможен через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. Он начинает научно изучать казахское языкознание. Его перу принадлежит ряд статей о казахском языке.
Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции 1917 г. До революции в Казахстане насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 224 врача, 393 средних медицинских работников. После гражданской войны на всей территории Казахстана осталось 33 врача и несколько фельдшеров.
В 1919 г была объявлена амнистия лидерам партии «Алаш», и правительству «Алаш Орда». Но уже в 1926 г начались гонения против А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Аймаутова и др.
Одним из ярких представителей казахской национальной интеллигенции были художественные литераторы - поэты и писатели. В 20-30 гг широкой известностью пользовались произведения Ж.Аймутова, Ш.Кудайбердиева, С.Сейфуллина, С.Торайгырова, И.Джансугурова, Б.Майлина.
Признаным лидером тех, кто ббез колебаний встретил победу октября был революционер и поэт С.Сейфуллин.Явлением в казахской литературы Мыркажан Дулатулы. Он известен как поэт и прозаик, автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал».
В начале ХХ века начинается творческий путь талантливого прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы. Значительный вклад в развитие казахской литературы внес писатель Султанмахмуд Торайгыров.
Начало ХХ в стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавший в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы.
Поэта М.Жумабаева современники еще при жизни называли казахским Блоком. Его лирика отличалась тонкостью, новаторством, глубоким постижением чистоты и красоты человеческой души. Им переведены на казахский язык произведения Гете, Гейне, М.Горького, Ю.Лермонтова. Но талант М.Жумабаева не всегда получал правильную оценку. Так 24 ноября 1924 г состоялось собрание студентов-казахов обучающихся в Коммунистическом Университете народов Востока в Москве, где обсуждался сборник М.Жумабаева. Вывод участников был: «Магжан в большинстве рисует прошлое, ищет старое, воспевает нокронализм, эгоизм, распущенность… Его стихи по существу имеют явно контрреволюционную направленность».
В стихотворениях и поэмах М.Жумабаева предпочтение отдано общечеловеческим ценностям, гуманизму, чем партийности и классовости. Поэт открыто выражает свою любовь к родной степи, жителям, обычаям и традициям, выдержавшим испытание временем.
Литература
1. Т.Габитов “Культурология “. А.-2003 г.
2. Г.В.Драч “Культурология”. Р-н – Д- 1998 г.
3. В.Тимошинов “Культурология “ А-2003 г.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 700.