Инструмент Описательная статистика входит в Пакет анализа (активация Пакета анализа смотри п.2.7.2). С его помощью можно в очень короткие сроки, использовав ресурсы программы, обработать массив данных и получить о нем информацию по целому ряду статистических критериев. Среди критериев, которые высчитывает данный инструмент следующие показатели:
Рассмотрим работу данного инструмента на примере задачи 4.2.
Переходим во вкладку «Данные» и выполняем щелчок по кнопке «Анализ данных», которая размещена на ленте в блоке инструментов «Анализ». Открывается список инструментов, представленных в Пакете анализа. Ищем наименование «Описательная статистика», выделяем его и щелкаем по кнопке «OK» (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Описательная статистика |
После выполнения данных действий непосредственно запускается окно «Описательная статистика».
В поле «Входной интервал» указываем адрес диапазона, который будет подвергаться обработке этим инструментом. Причем указываем его вместе с шапкой таблицы. Так как мы захватили данные вместе с шапкой, то около параметра «Метки в первой строке» следует установить флажок. Тут же выбираем тип группирования, переставив переключатель в позицию «По столбцам» или «По строкам». В нашем случае подходит вариант «По столбцам», но в других случаях, возможно, придется выставить переключатель иначе.
Выше мы говорили исключительно о входных данных. Теперь переходим к разбору настроек параметров вывода, которые расположены в этом же окне формирования описательной статистики. Прежде всего, нам нужно определиться, куда именно будут выводиться обработанные данные:
В первом случае нужно указать конкретный диапазон на текущем листе или его верхнюю левую ячейку, куда будет выводиться обработанная информация. Во втором случае следует указать название конкретного листа данной книги, где будет отображаться результат обработки. Если листа с таким наименованием в данный момент нет, то он будет создан автоматически после того, как вы нажмете на кнопку «OK». В третьем случае никаких дополнительных параметров указывать не нужно, так как данные будут выводиться в отдельном файле Excel (книге). Мы выбираем вывод результатов на этом же рабочем листе (рис.4.2).
Далее, если вы хотите чтобы выводилась также итоговая статистика, то нужно установить флажок около соответствующего пункта. Также можно установить уровень надежности, поставив галочку около соответствующего значения. По умолчанию он будет равен 95%, но его можно изменить, внеся другие числа в поле справа.
Кроме этого, можно установить галочки в пунктах «K-ый наименьший» и «K-ый наибольший», установив значения в соответствующих полях. Этот параметр, также как и предыдущий, не является обязательным, поэтому флажки можно не ставить.
После того, как все указанные данные внесены, жмем на кнопку «OK».
Рис. 4.2. Параметры инструмента Описательная статистика |
Рис.4.3. Результаты, полученные с помощью Описательной статистики |
Среди множества показателей Описательной статистики есть те, которые нас интересуют, они выделены цветом (рис. 4.3).
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Дайте определение размаху, выборочной дисперсии, генеральной дисперсии, стандартному отклонению. Воспроизведите формулы для их нахождения.
2. Что характеризует выборочная дисперсия.
3. Вычислите для множества: 22, 15, 16, 21, 24, 24, 27, 28, 30, 30, 31, 31, 31, 34, 36 размах, дисперсию, стандартное отклонение.
4. В каких случаях можно проводить сравнение разных выборок по дисперсиям?
5. Выборочные дисперсии результатов контрольной работы в классе 7«А» и 7«Б» соответственно равны 0,44 и 1,38. Какой вывод можно сделать при сравнении результатов контрольной работы в двух классах?
6. Дисперсия каждой из групп A и В равна 5. Будет ли дисперсия 10 значений, полученных путем объединения групп, меньше, больше или равна 5?
Группа А: 13, 11, 10, 9, 7
Группа В: 28, 26, 25, 24, 22
Лабораторная работа №2
Описательная статистика
Этапы обработки данных:
1. Занести данные в таблицу Excel (две выборки).
2. Упорядочить данные (по возрастанию) в каждой выборке.
3. Рассчитать моду, медиану и среднее.
4. Посчитать дисперсию, стандартное отклонение.
5. Посчитать коэффициент вариации.
6. Сделать сравнительный анализ, полученных результатов.
Задания для вариантов 1 – 5
При определении степени выраженности некоторого психического свойства в двух группах, опытной и контрольной, баллы распределились следующим образом.
Дать сравнительную характеристику степени выраженности этого свойства в данных группах.
Вариант 1.
Опытная | 18, 15, 16, 11, 14,15, 16, 16, 20, 22, 17, 12, 11, 12, 18, 19, 20 |
Контрольная | 26, 8, 11, 12, 25, 22, 13, 14, 21, 20, 15, 16, 17, 16, 9, 11, 16 |
Вариант 2
Опытная | 19, 16, 17, 12, 15,16, 17,17, 21, 23, 18, 13, 12, 13, 19, 20, 21 |
Контрольная | 27, 9, 12, 13, 26, 23, 14, 15, 22, 21, 16, 16, 18, 17, 10, 12, 17 |
Вариант 3.
Опытная | 16, 13, 14, 9, 10,13, 14,14, 18, 20, 15, 10, 9, 10, 16, 17, 18 |
Контрольная | 24, 6, 9, 10, 23, 20, 11, 12, 19, 18, 13, 14, 12, 14, 7, 9, 14 |
Вариант 4.
Опытная | 15, 12, 13, 8, 11,12, 13,13, 17, 19, 14, 9, 8, 9, 15, 16, 17 |
Контрольная | 23, 5, 9, 9, 22, 19, 10, 11, 18, 17, 12, 13, 14, 13, 6, 8, 13 |
Вариант 5.
Опытная | 15, 12, 13, 8, 11,12, 13,13, 17, 19, 14, 9, 8, 9, 15, 16, 17 |
Контрольная | 24, 6, 9, 10, 23, 20, 11, 12, 19, 18, 13, 14, 12, 14, 7, 9, 14 |
Задания для вариантов 6 – 10
Была исследована группа детей с заболеванием крови до лечения препаратами и после лечения. В таблицу занесены показатели крови по результатам медицинского обследования. Сделать сравнительный анализ результативности лечения данным препаратом, используя методы описательной статистики.
Вариант 6.
до лечения | 20,5 12,1 13,6 40,5 9,6 33 77,2 8,7 3,5 13,8 7,4 29,4 116 21,9 |
после лечения | 2,3 7,5 3,8 3,8 8,8 13 4,7 3,9 4,8 5,7 9 13 0,9 |
Вариант 7.
до лечения | 280 230 100 60 90 80 8 36 50 90 17 42 42 30 |
после лечения | 86 280 30 170 210 230 230 156 102 161 15 60 20 |
Вариант 8.
до лечения | 112 60 84 60 60 40 76 60 84 40 112 46 64 70 |
после лечения | 82 78 110 130 130 104 108 129 110 88 105 73 85 80 |
Вариант 9.
до лечения | 113 61 85 61 61 41 77 61 85 41 113 47 65 71 |
после лечения | 81 77 109 129 129 103 107 128 109 87 104 72 84 79 |
Вариант 10.
до лечения | 111 59 83 59 59 39 75 59 83 39 111 45 63 69 |
после лечения | 83 79 111 131 131 105 109 130 111 89 106 74 86 81 |
Задания для вариантов 11 – 15
Для проверки эффективности новой развивающей программы были созданы две группы детей шестилетнего возраста. На первом этапе дети обеих групп были протестированы по методике Керна-Йерасика (школьная зрелость). Результаты тестирования по невербальной шкале занесены в таблицу. Сделать сравнительный анализ школьной зрелости детей этих групп.
Вариант 11.
Эксперимент. | 29 31 31 25 25 19 22 20 14 16 27 24 32 27 14 24 |
Контроль | 34 31 28 27 30 23 21 28 29 31 17 22 21 15 33 29 |
Вариант 12.
Эксперимент. | 14 13 11 8 12 13 13 13 11 12 14 13 12 14 10 13 |
Контроль | 13 13 14 12 14 14 12 13 15 13 11 12 14 9 14 13 |
Вариант 13.
Эксперимент. | 33 33 37 33 34 33 31 29 29 35 31 29 31 34 26 26 |
Контроль | 39 30 38 36 31 37 35 32 39 34 30 32 36 29 39 36 |
Вариант 14.
Эксперимент. | 13 12 10 7 11 12 12 12 10 11 13 12 11 13 9 12 |
Контроль | 12 12 13 11 13 13 11 12 14 12 10 11 13 8 13 12 |
Вариант 15.
Эксперимент. | 30 32 32 26 26 20 23 21 15 17 28 25 33 28 15 25 |
Контроль | 35 32 29 28 31 24 22 29 30 32 18 24 22 16 34 30 |
Задания для вариантов 16 – 20
У участников психологического исследования, в число которых входила группа педагогов и группа непедагогов, был исследован уровень конфликтности. Полученные данные занесены в таблицу. Можно ли утверждать, что уровень конфликтности педагогов выше, чем у непедагогов?
Вариант 16.
Педагоги | 32 31 32 29 32 28 32 32 25 39 29 31 35 32 26 31 20 33 22 30 |
Непедагоги | 24 25 25 24 30 27 28 28 30 30 31 29 30 24 33 32 35 |
Вариант 17.
Педагоги | 31 30 31 28 31 27 31 31 24 38 28 30 34 31 25 30 19 32 21 29 |
Непедагоги | 23 24 24 23 29 28 27 27 29 29 30 28 29 23 32 31 34 |
Вариант 18.
Педагоги | 33 32 33 30 33 29 33 33 26 40 30 32 36 33 27 32 21 34 23 31 |
Непедагоги | 25 26 26 25 31 28 29 29 31 31 32 30 31 25 34 33 36 |
Вариант 19.
Педагоги | 36 41 41 41 41 40 37 39 35 39 40 45 45 42 42 45 41 36 34 40 39 |
Непедагоги | 35 38 38 33 41 41 44 38 36 42 43 38 40 35 37 48 46 |
Вариант 20.
Педагоги | 35 40 40 40 40 39 36 38 34 38 39 44 44 41 41 44 40 35 33 39 38 |
Непедагоги | 34 37 37 32 40 40 43 37 35 41 42 37 39 34 36 47 45 |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 784.