Тема 2. Представление данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Любой метод исследования, будь то наблюдение, опрос или анализ документов, позволяет получить разнообразную информацию об изучаемом объекте. Обработать и обобщить эту информацию – значит получить новые знания, сделать их доступными для других специалистов, использовать для выработки рекомендаций при принятии решений. С этой целью сведения, полученные в ходе исследования, нужно преобразовать в форму исходных данных для обработки.

Принципы упорядочения, преобразования и отображения эмпирических данных включают:

1) подготовку данных к статистической обработке (группировку, табулирование);

2) графическое представление данных (в форме гистограмм, полигона и кумуляты);

3) статистическую обработку данных.

 

 

Группировка данных

Группировка – это объединение вариант в интервалы, границы которых устанавливаются произвольно и непременно указываются. Получаемая в итоге величина называется частотой появления признака.

Группировка данных – это суммирование частоты появления признака или некоторых значений признаков в изучаемом массиве объектов по определенным позициям. Математический смысл обработки исходных данных при использовании метода группировки заключается в суммировании данных по частоте появлений некоторых значений.

Наиболее легким из известных методов обработки является метод простой группировки данных. Например, результаты тестирования студентов 1-го курса по философии распределились следующим образом:

1 – ответили на «отлично» – 10 чел.;

2 – ответили на «хорошо» – 34 чел.;

3 – ответили на «удовлетворительно» – 94 чел.;

4 – получили «неудовлетворительно» – 18 чел.;

5 – не участвовали в тестировании – 12 чел.

Табулирование данных

Наиболее распространенной формой группировки экспериментальных данных являются статистические таблицы. Таблицы бывают сложные и простые.

К простым относятся таблицы, применяемые при альтернативной группировке, когда одна группа испытуемых противопоставляется другой; например, здоровые – больным, высокие люди – низким и т.п.

Пример простой таблицы приведен ниже (таб. 2.1). В ней представляются результаты обследования мануальной асимметрии у 110 учащихся 3-6-х классов.

 

Таблица 2.1

Классы Праворукие Леворукие Сумма
3 и 4 43 6 49
5 и 6 44 17 61
Сумма 87 23 110

Усложнение таблицы рекомендуется использовать, когда измерение изучаемых признаков производится в номинативной или порядковой шкале.

Усложнение таблицы происходит за счет возрастания объема и степени дифференцированности представленной в них информации. К сложным таблицам относятся так называемые многопольные таблицы, которые могут использоваться при выяснении причинно-следственных отношений между варьирующими признаками.

Примером сложной таблицы служит таблица 2.2, в которой представлены классические данные Ф. Гальтона, иллюстрирующие наличие положительной зависимости между ростом родителей и их детей. Таблица организована таким образом, что позволяет оценить частоту встречаемости в популяции однозначно фиксируемых соотношений роста родителей и роста ребенка.

 

Таблица 2.2

Рост родителей

Рост детей в дюймах

Всего

60,7 62,7 64,7 66,7 68,7 70,7 72,7 74,7 74             4   4 72     1 4 11 17 20 6 62 70 1 2 21 48 83 66 22 8 251 68 1 15 56 130 148 69 11   430 66 1 15 19 56 41 11 1   144 64 2 7 10 14 4       37 Всего 5 39 107 255 387 163 58 14 928

Правильно составленные таблицы – это большое подспорье в экспериментальной работе, позволяющее одновременно осуществлять разные варианты группировки полученных данных.

 

 

Ранговый порядок

Ранжирование – это расположение данных в порядке возрастания или убывания.

Ранжирование может быть простым и принудительным.

При простом ранжировании количество рангов меньше количества ранжируемых признаков.

Например, можно разделить группу людей, претендующих на должность менеджера, по признаку соответствия предъявляемым требованиям:

- ранг 1 получат претенденты, соответствующие предъявляемым требованиям;

- ранг 2 – претенденты частично соответствующие требованиям;

- ранг 3 – претенденты, несоответствующие требованиям.

В этих случаях не всегда можно все признаки уместить в несколько рангов. Признаки, имеющие один ранг, могут сильно отличаться.

Принудительное ранжирование используется в случае, когда количество рангов равно количеству признаков.

При принудительном ранжировании разные ранги могут искусственно преувеличивать расстояние между рангами. В разных группах один испытуемый может иметь ранг, отличный от того, какой он имел бы в другой группе.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 364.