Любой метод исследования, будь то наблюдение, опрос или анализ документов, позволяет получить разнообразную информацию об изучаемом объекте. Обработать и обобщить эту информацию – значит получить новые знания, сделать их доступными для других специалистов, использовать для выработки рекомендаций при принятии решений. С этой целью сведения, полученные в ходе исследования, нужно преобразовать в форму исходных данных для обработки.
Принципы упорядочения, преобразования и отображения эмпирических данных включают:
1) подготовку данных к статистической обработке (группировку, табулирование);
2) графическое представление данных (в форме гистограмм, полигона и кумуляты);
3) статистическую обработку данных.
Группировка данных
Группировка – это объединение вариант в интервалы, границы которых устанавливаются произвольно и непременно указываются. Получаемая в итоге величина называется частотой появления признака.
Группировка данных – это суммирование частоты появления признака или некоторых значений признаков в изучаемом массиве объектов по определенным позициям. Математический смысл обработки исходных данных при использовании метода группировки заключается в суммировании данных по частоте появлений некоторых значений.
Наиболее легким из известных методов обработки является метод простой группировки данных. Например, результаты тестирования студентов 1-го курса по философии распределились следующим образом:
1 – ответили на «отлично» – 10 чел.;
2 – ответили на «хорошо» – 34 чел.;
3 – ответили на «удовлетворительно» – 94 чел.;
4 – получили «неудовлетворительно» – 18 чел.;
5 – не участвовали в тестировании – 12 чел.
Табулирование данных
Наиболее распространенной формой группировки экспериментальных данных являются статистические таблицы. Таблицы бывают сложные и простые.
К простым относятся таблицы, применяемые при альтернативной группировке, когда одна группа испытуемых противопоставляется другой; например, здоровые – больным, высокие люди – низким и т.п.
Пример простой таблицы приведен ниже (таб. 2.1). В ней представляются результаты обследования мануальной асимметрии у 110 учащихся 3-6-х классов.
Таблица 2.1
Классы | Праворукие | Леворукие | Сумма |
3 и 4 | 43 | 6 | 49 |
5 и 6 | 44 | 17 | 61 |
Сумма | 87 | 23 | 110 |
Усложнение таблицы рекомендуется использовать, когда измерение изучаемых признаков производится в номинативной или порядковой шкале.
Усложнение таблицы происходит за счет возрастания объема и степени дифференцированности представленной в них информации. К сложным таблицам относятся так называемые многопольные таблицы, которые могут использоваться при выяснении причинно-следственных отношений между варьирующими признаками.
Примером сложной таблицы служит таблица 2.2, в которой представлены классические данные Ф. Гальтона, иллюстрирующие наличие положительной зависимости между ростом родителей и их детей. Таблица организована таким образом, что позволяет оценить частоту встречаемости в популяции однозначно фиксируемых соотношений роста родителей и роста ребенка.
Таблица 2.2
Рост родителей
Рост детей в дюймах
Всего
Правильно составленные таблицы – это большое подспорье в экспериментальной работе, позволяющее одновременно осуществлять разные варианты группировки полученных данных.
Ранговый порядок
Ранжирование – это расположение данных в порядке возрастания или убывания.
Ранжирование может быть простым и принудительным.
При простом ранжировании количество рангов меньше количества ранжируемых признаков.
Например, можно разделить группу людей, претендующих на должность менеджера, по признаку соответствия предъявляемым требованиям:
- ранг 1 получат претенденты, соответствующие предъявляемым требованиям;
- ранг 2 – претенденты частично соответствующие требованиям;
- ранг 3 – претенденты, несоответствующие требованиям.
В этих случаях не всегда можно все признаки уместить в несколько рангов. Признаки, имеющие один ранг, могут сильно отличаться.
Принудительное ранжирование используется в случае, когда количество рангов равно количеству признаков.
При принудительном ранжировании разные ранги могут искусственно преувеличивать расстояние между рангами. В разных группах один испытуемый может иметь ранг, отличный от того, какой он имел бы в другой группе.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 606.