Текст 7.4   Дефектное общение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЕФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ – это помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами. Дефекты подобного рода выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.

Дефекты общения могут появляться вследствие длительной принудительной или добровольной изоляции человека, разнообразных внешних обстоятельств и наличия определенных личностных свойств партнера по общению.

Дефекты общения приводят к развитию у субъекта психологической защиты, что неизбежно препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми.

Часто дефектное общение граничит с деструктивным. Вот конкретные примеры.

Человек может в любом возрасте исполнять роль «ребенка» при возникновении у него сильного страха неудачи, необходимости проявить инициативу, преодолеть неуверенность. Он проявляет черты защитного поведения в дефектном общении – внушаемость, склонность к поверхностным контактам, обостренная ностальгия, плаксивость.

Роль «романтика» играет человек, который боится отвержения, питается иллюзиями, с готовностью принимает простое внимание к себе за уважение. Дефекты общения и взаимодействия – хвастовство, лживость, самонадеянность, демонстративность, склонность к розыгрышам (часто безжалостным), эгоцентризм.

Роль «философствующего» означена такими частыми дефектами общения, как подмена деятельности (особенно когда необходимо принять решение) рассуждениями, склонностью к ритуальным, навязчивым действиям.

Роль «проверяющего» связана с такими дефектами общения, как заносчивость, несговорчивость, чрезмерная гордость, нетерпимость к возражениям, чрезмерное внимание к промахам и недостаткам других людей.

Роль «козла отпущения» включает сверхтребовательность к окружающим, вспыльчивость без меры, склонность к доминированию и сентиментальности одновременно, импульсивность, сильные реакции на критику или в ее ожидании.

                            (По книге В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой «Межличностное общение»).

 

Задание 2. Согласны ли вы с утверждением: «Трудности межличностного неформального общения обязательно влекут за собой нарушение межличностных отношений»? Вспомните какой-нибудь конкретный пример, чтобы обосновать это утверждение.

 

Задание 3. К группе застенчивых относятся (выберите правильный ответ):

  - шизоидные личности, особо застенчивые, аутистичные люди,

  - не владеющие навыками общения, нерешительные,

  - испытывающие нервно-психическое напряжение с незнакомыми людьми,

  - часто краснеющие.

 

Задание 4. Что общего и в чем отличие между:

  - застенчивостью и замкнутостью,

  - застенчивостью и нерешительностью,

  - беззастенчивостью и агрессивностью.

 

Задание 5. Знакомы ли вам чувства, которых пишет о русский композитор П.И.Чайковский в письме к баронессе Фон Мекк?

 

По природе я – дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым была для меня всегда источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может, это доведенная до мании застенчивость, быть может, ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без насилия над собой говорить не то, что думаешь… Единый бог знает, сколько я страдал от этого.

 

Задание 6. Многие люди осознают, что им свойственна застенчивость, пытаются разобраться в ее причинах. Перед вами – сочинение профессора технического вуза, который принял участие в исследованиях психологов по этой проблеме. В рабочей тетради запишите свои размышления по поводу высказываний автора сочинения.

 

Я считаю себя застенчивым. Вопреки этому я к 40 с небольшим годам обзавелся набором ученых званий и степеней. В известной мере свою застенчивость я смог преодолеть (перестал бояться общения с большим коллективом), когда начал вести практические, потом лекционные занятия. Но до сих пор мне требуется преодолеть внутренне сопротивление, чтобы заявить о своих бесспорных правах, которые кто-то по невнимательности или умышленно ущемил. Я теряюсь в магазине, с кассирами. Это проявляется в неуверенном голосе, я начинаю торопиться, чтобы скорей закончить неприятную процедуру проверки покупки, примерки и т.д.

Я считаю себя застенчивым и в общении с женщинами. Мне повезло в семейной жизни, я не испытывал необходимости в дополнительных неформальных контактах, а служебные обычно ограничиваются до минимума.

Сейчас я уже не краснею от застенчивости, хотя это и не исключено. Повторяю, я застенчив, когда дело касается меня самого. Если нужно просить за другого, психологический барьер преодолевается мною гораздо легче. Со стороны не все воспринимают меня застенчивым, о чем узнал совсем недавно. Мне казалось, что мой порок заметен всем. Если меня обманули, значит, я научился скрывать свою застенчивость. Но бесследно это не проходит, так как неврозы «выходят наружу» позднее.

Обо всех возможных причинах застенчивости судить не могу. Моя собственная застенчивость вызвана, по-видимому, многими причинами: авторитарным воспитанием, слабым физическим здоровьем, особенностями психофизического склада, отсутствием активного общения с детьми в дошкольном возрасте. Преодолению застенчивости способствовали:

- активные (по долгу службы) контакты с людьми,

- познание человеческой психики (многие собеседники или сотрудники становятся для меня ясными настолько, что я могу прогнозировать их поведение).

Незастенчивые люди, по-моему, не существуют. Есть застенчивые и беззастенчивые, которые мне глубоко неприятны.

 

Задание 7. Как вы преодолеваете свою застенчивость? Если вы хотите научиться это делать, прочтите книгу американского  психолога Ф.Зимбардо «Застенчивость» (М., 1987 г.), в которой вы сможете найти немало полезных советов для себя.

 

Задание 8. Культурное одиночество может быть вызвано (выберите правильный ответ):

- разрывом поколений,

- единством с природой,

- отторжением значимой группой.

 

Задание 9. Что общего и в чем отличие аутистичности и замкнутости? Аутистичности и необщительности? Аутистичности и отчужденности?

 

Задание 10. Выберите главный признак отчужденности:

 - чрезмерная уверенность в себе,

- разрыв связей с обществом,

- авторитарность,

- карьеризм,

- отсутствие уверенности,

- агрессивность,

- склонность к уединению,

- самодостаточность.

 

Задание 11. Тревожность (беспокойство, страх) – одно из проявлений дефектного общения. М.К. Касвинов в романе «Двадцать три ступени вниз» дает яркое описание тревожного и неуверенного в себе человека, каким, по его мнению, являлся последний российский царь Николай II. Отметьте в своей рабочей тетради те признаки, которыми пользуется автор для описания тревожности в портрете Николая II.

 

Для обычного выражения лица характерна была странная «таинственная» полуулыбка. Она тонула в густых усах и небольшой овальной бородке светло-рыжего цвета… Говорил не спеша, негромким грудным голосом, обдумывая каждую фразу, почему разговор изобиловал длинными паузами, смущавшими собеседника. Во время разговора иногда производил впечатление человека не вполне уверенного в себе, колеблющегося, но старающегося скрыть свои колебания и неуверенность, что наружно выдавали подергивание плечом, частое нарочитое покашливание, сопровождающееся безотчетным поглаживанием рукой бороды и усов.

 

Задание 12. К деструктивному общению относят те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. К нему относят корыстные формы общения – вранье, обман, ложь. Эгоизм, как правило, основа деструктивного общения. Агрессивность, конфликтное взаимодействие – отличительные черты такого общения. Вспомните примеры деструктивного общения, присущие хорошо знакомым вам людям, героям фильмов, литературных произведений.

 

Задание 13. Как вы думаете, в чем состоит отличие лжи и обмана? Неправда – это ложь или обман? Какими чертами личности обладают прирожденные лжецы? Какие черты деструктивности имеет общение эгоистичного человека?

 

Задание 14. Закончите предложения, выбрав нужную фразу. Наблюдение агрессии и насилия по телевидению…

- вызывает катарсис,

- усиливает агрессию,

- вызывает апатию.

- учит агрессии,

- искажает представление о реальности,

- учит сопротивлению к борьбе,

- снимает напряжение.

 

Задание 15. Выберите правильный ответ. Деструктивность манипулятивного воздействия проявляется в…

- разрушительном влиянии на личность «жертвы»,

- разрушительном влиянии на личность манипулятора,

- в том, что оба собеседника страдают от манипулятивного общения.

 

Задание 16. Существуют люди, для которых безвыходных положений не бывает. Хитрец знает 1000 способов, чтобы добиться своего. А вы? Для того, чтобы понять это, ответьте на 14 вопросов этого теста 7.1.

 

 

                                                     Тест 7.1

 

1. Когда вам хочется сказать что-то неприятное, задумываетесь ли вы над тем, что можете обидеть собеседника?

2. Когда вы опаздываете в вуз или на работу, стараетесь ли вы войти тихо, чтобы вас не заметили?

3. Считают ли Вас друзья наивным человеком?

4. Просите ли Вы товарища сделать за Вас то, что Вы боитесь сделать сами?

5. В хоккее, в футболе, настольных играх – считаете ли Вы, что лучше честно проиграть, чем нечестно выиграть?

6. Случалось ли Вам хвалить то, что на самом деле похвалы не стоит?

7. Когда Вы пытаетесь над кем-либо подшутить, сразу ли человек понимает, чьих это рук дело?

8. Можете ли Вы сказать заведомую неправду, чтобы спровоцировать человека на откровенность?

9. Бывает ли, что Вы не можете сразу распознать, что Вас обманывают?

10. Умели ли Вы в школе списывать у соседа так, чтобы он ничего не заметил?

11. Вас часто разыгрывают друзья?

12. Всегда ли Вы находите способ получить то, чего Вам очень хочется?

13. Вы доверчивый человек?

14. Случалось ли Вам обманывать, чтобы достичь своей цели?

                                      

Ключ

Ответ «да» на нечетные вопросы и ответ «нет» на четные вопросы оценивается в 1 балл.

Если Вы получили более 9 очков, то Вы не просто хитрец, Вы – исключительный хитрец. Нет ничего такого, чего Вы не могли бы добиться. Но в этом деле есть один минус. Хитрость часто ведет к неискренности в общении и отношениях.

От 5 до 8 очков: Вы, безусловно, умны, Вас никто не может обмануть. Но в то же время Вы не любите говорить неправду. Это хорошо. Откровенность сближает людей и вызывает доверие.

Ели у Вас меньше 5 очков, Вы, к сожалению, весьма наивны. Вас очень легко ввести в заблуждение. Наверное, Вы часто бываете рассеянны и этим даете повод для шуток знакомым.

 

            Контрольное задание 7

Задание 1. Выполните тест 7.2, который поможет определить, насколько, приятно  с Вами общаться.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 396.