Тест 2.1. Уровень субъективного контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На предложенные ниже вопросы ответьте «да» или «нет» в соответствии с вашим согласием или несогласием.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят приспосабливаться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего
не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать
симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние —
влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения суп­ругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со
мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным,
когда полностью контролирует действия подчиненных, а не
полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоя­тельств, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, в общем верю, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных
усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь
здоровью, чем врачи и лекарства.   .

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не стара­лись наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству
оценено другими.     

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей
жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперёд потому, что мно­гое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий
и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем
за противоположной стороной. 

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоя­тельств.

22. Я предпочитаю руководство, при котором можно самостоя­тельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является
причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложив­шихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных об­стоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто
оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так,
а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе,
скорее всего не проявил достаточных усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я
хочу.

33. В неприятностях, и неудачах, которые были в моей жизни,
чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока
проблемы решаться сами собой.     

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит
от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было
зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним
людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать само­стоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на
судьбу.   

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невоз­можно разрешить даже при самом сильном желании.      

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны в этом винить только самих себя. 

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 
























Ключ

Баллы начисляются, если дан ответ "да" на вопросы:  2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44; и если "нет" — на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. Максимальный балл 44. Высокий показатель соответствует высокому уровню субъектив­ного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных в их жизни событий — ре­зультат их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.

Низкий показатель уровня субъективного контроля показы­вает, что такие люди не видят связи между своими поступками и
значимыми для них событиями в их жизни и полагают, что
большинство их являются результатом случая или действий
других людей.

 

Задание 7. Вы, наверно, знаете, что попытки создать типологию психологических характеристик людей восходят еще к Гиппократу. Именно он предложил всем известную типологию темпераментов человека: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Охарактеризуйте их. Вспомните, кто из известных вам литературных героев является ярким представителем того или иного темперамента.

 

Задание 8. Насколько велики ваши познания о типах темперамента человека, вы можете оценить, прочитав текст «Темперамент». Используя текст 2.1, заполните таблицу 2.1. «Диалог с текстом».

 

 

Таблица 2.1.

«Диалог с текстом»

           

Ключевые моменты Текста На чем остановилось                       внимание Почему на этом остановилось внимание именно у меня

       

 




Текст 2.1 ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным реакциям, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему с рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (5 в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются 4 основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический происходит от слова « желчь», сангвинический – от слова « кровь», флегматический – « слизь» и меланхолический – « черная желчь». Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

Слово «темперамент» означает «надлежащее смещение черт», в современной психологии этим термином обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Именно поэтому темперамент, в отличие, например, от характера человека, нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела человека (конституцией), обменом веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности ему более свойственны, больше соответствуют его природной предрасположенности. Дело в том, что темперамент определяет СТИЛЬ поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности.

Темперамент обладает определенным набором психологических характеристик: АКТИВНОСТЬ (степень взаимодействия с окружающим миром), РЕАКТИВНОСТЬ (сила и длительность реакции после прекращения действия стимула-возбудителя), ТЕМПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (скорость выполнения любых действий - это речь, ходьба, движения и др.), ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (тонкость восприятия внешнего мира), РИГИДНОСТЬ – ПЛАСТИЧНОСТЬ (способность к быстрой перестройке в деятельности), ЭКСТРАВЕРСИЯ (обращенность к внешнему миру), ИНТРОВЕРСИЯ (обращенность внутрь, на себя), ПОДЧИНЕННОСТЬ – ДОМИНАНТНОСТЬ (склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим), НЕЙРОТИЗМ (неуравновешенность, нестабильность).

 

Задание 9.  Психологические различия в типах темперамента можно продемонстрировать, если вообразить такую ситуацию: 4 друга – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик - опоздали в театр. Попытайтесь представить их поведение и опишите, как, на ваш взгляд,   каждый из них будет действовать в этой ситуации.

 

Задание 10. Познакомьтесь с современными характеристиками типов темперамента.

 

САНГВИНИК – в качестве типических черт выделяют высокую активность, эмоциональность, экспрессивность (выразительность) поведения. Вследствие подвижности нервной системы у сангвиника могут развиваться трудность сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний.

ХОЛЕРИК – характерна высокая активность с преобладанием возбуждения, резкость, возбудимость, яркость эмоциональных переживаний Подвижность его выражается в легкости перехода к веселью, возбудимость – к неуравновешенности, вспыльчивости, сильным эмоциональным переживаниям. На этой природной основе могут развиваться агрессивность, склонность к сутяжничеству, одержимость какой-либо идеей, но может развиться талант общественного деятеля, полководца, преобразователя.

ФЛЕГМАТИК – активность во внешней деятельности снижена, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, так как он обладает сильным типом нервной системы. Просто вследствие инертности, низкой подвижности нервной системы флегматика трудно побудить к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его. Низкая возбудимость ведет к неэкспрессивному, невыразительному поведению флегматика, уравновешенность – к ровному поведению. На основе этих свойств могут сформироваться леность, безразличие к окружению, но могут и хладнокровие, выдержка, умение управлять собой, верность и преданность, постоянство.

МЕЛАНХОЛИК - слабый тип нервной системы делает меланхолика менее выносливым. Он с трудом работает в условиях конфликта, перегрузки. Однако в более спокойных условиях, вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Внутренняя активность меланхолика и флегматика часто бывает достаточно высокой, хотя внешняя может быть сведена до минимума. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолика глубоки и длительны. В каком жизненном проявлении это выразится – в злопамятстве или поэтическом даре – вопрос времени (по Р.М. Грановской).

 

Задание 11. У каждого типа темперамента свои « отношения» со временем. Как вы понимаете это утверждение психологов?

 

Задание 12. Девизы « Ни минуты покоя», « Доверяй, но проверяй», «Не торопи», «Не навреди» могут охарактеризовать принципы отношений с людьми различных темпераментов. Вы согласны с этим?

 

Задание 13. Можно ли сказать, что характер и темперамент – это одно и то же, если ХАРАКТЕР есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные способы поведения? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 14. В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Охарактеризуйте эти отношения, подобрав  антонимы, например: отношение к труду: трудолюбие – лень, склонность к творчеству – склонность к рутинной работе и т.п. Используйте для этого задания словари.

 

Задание 15.  Подготовьте  сообщение на одну из предложенных тем: 1. Знание о типах темперамента имеет важное  значение для развития коммуникативной компетенции. 2. Бороться с темпераментом   бесполезно,  необходимо  найти  его  достоинства.            3. Темперамент оказывает влияние на формирование характера.

 

Задание 16. Выполните тест 2.2 «Общепсихологическая типология личности», разработанный Г.Айзенком. Из 57 вопросов 24 направлены на выяснение степени экстравертности или интровертности человека, 24 – на выявление уровня эмоциональной стабильности.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 215.