Основные школы и направления современной социологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уже в начале 20 века начинает проявляться специфика национальных школ социологии связанная с особенностями их формирования. Во Франции социология отделяется от истори­ко-философских традиций, в Германии от философско-экономических традиций в Италии социология формируется на основе политических наук, в Великобритании - управленческих Американский этап (30-50 годы 20 века) знаменуются созданием академической социологии' ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опи­рающейся на фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и полное признание социологии, она превращается в равноправную университетскую дисциплину, наряду с экономикой, ис­торией и т.д.

 Социологи приглашаются в качестве советников консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социологических программ национального и меж­дународного уровня. Появляется статус социального работника, который занимается пре­имущественно прикладной деятельностью и исследует взаимоотношения в социальных группах различного порядка. Социальные аспекты работают в различных учреждениях, за­нимаясь координацией деятельности и усовершенствованием принципов административного управления персонала. Современная западная социология - это сложное и противоречивое образование, которое представлено множеством различных школ и течений. Наиболее рас­пространенной в настоящее время является систематизация современной социологии в соот­ветствии с четырьмя основными подходами к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Исходит из приоритета общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивает свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая стоит над индивидами. Логика рассуждений при обосновании такой позиции следующая: целое не сводится к сумме его частей, индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет начало в социологии Спенсера, Конта, Дюркгейма. Из современных течений к ним относятся школа структурно-функционального анализа Толкана Парсонса и теория конфликтов или конфликтология Л. Козер, Ральф Дарендорф.

2. Смещает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов, невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Этот подход связан с именем немецкого социолога М.Вебера, а из современных направлений сюда относят символический интеракционизм, Г.Блюмер, феноменологию и этнометодологию.

3. Он сосредотачивается на изучении самого механизма взаимодействия общества и ин­дивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается П. Сорокин, а одной из современных концепций - теория действия или теория обмена Дж. Хоменса.

4. Марксистский подход - по типу объяснений социальных явлений он схож с первым подходом, однако, принципиальное отличие состоит в том, что в марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение общества, в то время как первые три традиции рассматривают социологию скорее как рекомендательную.

 

Структурный функционализм

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как объ­единяющее название школы социологии, которую основал и возглавил Г.Парсонс и как ме­тод исследования, по которому изменение элемента системы должно рассматриваться в свя­зи с изменением всей системы.

Т. Парсонс и Р. Мертон — американские социологи, которые, отказавшись от натурали­стических и психологических подходов к изучению общества, стали использовать в изуче­нии общества достижения современных наук: математики, кибернетики, биохимии и др., и предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг к другу. Этими элементами могли быть индиви­ды, группы, коллективы, социальные общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные связи. Характер этих связей и отношений позволяет построить более или менее полную картину функционирования общества. Наиболее полно основы структурного функционализма сформулировал Парсонс.

 Он попытался найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеоб­щей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Парсонса - это категория равновесия. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социаль­ной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, то есть поддержанию равновесия. Он стремился обосновать центральную идею своего учения, идею социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие, консенсус. Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы.

Поэтому первой фазой анализа общества является выяснение этих проблем. Он выделяет четыре функциональные предпосылки, которые касаются любых социальных систем (будь то семья, национальное предприятие или государство).

1. Первое функциональное требование - адаптация, система должна уметь приспособиться к внешней среде. Адаптивная функция касается отношений между системой и ее средой. Чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить лю­дей необходимым минимумом материальных благ.

2. Второе функциональное требование – целедостижение, система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствия стремления системы к адаптации - это целе­направленная функция. Эта функция формулирование целей и мобилизации ресурсов для их достижения (целеполагание).

3. Третья функция - интеграция, чтобы достичь цели, система должна обладать достаточ­ным внутренним единством и упорядоченностью. Функция интеграции относится к коорди­нации частей социальной системы.

4. Четвертая функция - латентность, эта функция обеспечения внутренней стабильнос-ти, равновесия, самотождественности системы Латентность – это поддержание образца). Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться путем усвоения членами системы интер­национализации норм системы. То есть эта функция сохранения порядка. То есть именно со­хранение порядка и носит название латентности.

Эти четыре основные функции обычно называют системой AGIL, по первым четырем буквам английских названий перечисленных функций. Эти четыре функции соответствуют специальным институтам, составляющим подсистемы общества:

1. Подсистемой, имеющей целью приспособление общества к среде является экономика. Экономика - эта та часть общественной структуры, которая поставляет и распределяет материальные ресурсы, необходимые членам общества.

2. Достижением цели занимаются политические учреждения, которые выбирают целевые установки общества и побуждают членов общества работать на эти установки, то есть подсистемой функции целедостижения является политика.

3. Интеграцией занимаются институты, которые осуществляют социальный контроль и поддерживают общую культуру общества (право и культура). Главным институтом, посредством которого реализуется интеграция, является, прежде всего, право. С помощью правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует решать через правовую систему, избегая дезинтеграции целостности общества как системы.

4. Функцией поддержания порядка занимаются специализированные институты – это институты социализации (семья, школа, религия), которые согласовывают структуру личностных мотиваций с целями и ценностями общества. Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность и одновременно усваивает нормы данного общества. Латентность предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Выводы:

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменению. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для существования системы. Поэтому процесс социальных изменений можно представить как «подвижное равновесие». Процесс «подвижного равновесия» может затрагивать не только части или подсистемы обще­ства, но и все общество в целом.

 

Концепция Роберта Мертона

Другим важным представителем структурного функционализма является  американский социолог, Президент американской социологической ассоциации - Р. Мертон. Его основные труды: «Социологическая теория и социальная структура», «Социальная структура и ано­мия», «Социология науки».

Главную суть своего подхода Мертон выразил комплексным понятием - функциональность. Согласно этому понятию, взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обес­печивается специфическими функциями, которые могут многократно повторяться в кон­кретных объектах и фактах. Для наблюдения и изучения функций Мертон предложил специ­альную методику, которую он назвал «Теорией среднего радиуса действия». Он считает, что именно на среднем уровне, социология выполняет свою основную роль в обществе, так как социология оперируют теориями и понятиями среднего радиуса обхвата, которые, концен­трируют в себе реальные факторы управления социальными процессами.

Классическим примером социального анализа, построенного на «теории среднего радиу­са действия» стало рассмотрение им отклоняющегося поведения или аномии. Социальная аномия - особенное нравственно психологическое состояние, которое может быть как на уровне общественного, так и индивидуального сознания. Аномия характеризуется разложе­нием системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии - противоречие между господствующими в обществе нормами и целями культуры (стремление к богатству, к власти, к успеху), которые являются установками и мотивами личности и существующими социальными институтами, которые практически лишают большинство людей возможности реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступ­ности, а также потери жизненных целей, апатии, разочарования в жизни и т.д. Аномия - бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил.

Все виды социального поведения в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:

1. Конформизм.

2. Инновационность.

3. Ритуализм.

4. Ретризм (эскейтизм).

5. Бунт, мятеж.

Конформизм - приспособленческая модель адаптации. Она проявляется в том, что лич­ность разделяет цели данной культуры и общества и стремиться осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, то есть социальные цели и способы их достижения совпадают. Это лояльные, спокойные, законопослушные граждане.

Инновационность характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремиться их реализовать не обычными, не признанными и возможно даже не одобряемыми средствами. То есть принимаются социальные цели, но не способы их достижения. Эта мо­дель поведения распространена в новых стратах современного российского общества, кото­рые характеризуются «достигаемой» мобильностью, связанной с обогащением. Главный тезис, установка этой модели поведения - «цель оправдывает средства». Это рэкет, обман, подлог, уклонение от налогов и т.д.

Ритуализм как форма личностной адаптации проявляется, напротив, в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но, тем не менее, соблюдаются «правила игры» и человек ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах достижения цели. То есть социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения считаются непоколебимыми и священными. В России это обычно жизненные установки детей из слоя интеллигенции.

Ретризм - отрицание и цели и средств их достижения. Это отстранение, уход от социальной реальности в свой мир. Он характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам. Формами проявления этой модели являются наркомания, сектантство, бродяжничество. Предполагает обязательный уход личности от обыден­ной реальности повседневной жизни.

Мятеж, бунт - замена и первого и второго, то есть и целей и средств их достижения. Это такая форма адаптации, которая направлена на активное противостояние и опровержение существующих норм общества. Формами проявления этой модели является    политический терроризм, революционность, радикализм.

 

Теория социального обмена

Представитель Джорж Хоманс - американский социолог. Если во многих направлениях социологии общественные явления рассматриваются как социальные факторы, то американский социолог Дж. Хоманс подчеркивает важность психологии при объяснении социальных отношению Он определяет социальные действия как процесс обмена, участники которого  стремятся максимизировать выгоду (материальную и нематериальную) и минимизировать затраты.

 По его мнению, это положение распространено на все поведение людей. Он не отрицает существования социальной структуры, которую называет структурой обмена, но считает, что функциональный анализ и экономическая теория, которые достаточно хорошо описывают эти системы, не способны их объяснить, поскольку объяснение может быть основано только на принципах, руководящих психологией участников обмена. Такие принципы он находит в психологической теории необихевиоризма. Эта теория рассматривает человеческое поведение как «оперантное», то есть тождественное коллективному поведению животных и предпо­лагающее реакцию на такие регуляторы как взаимное подкрепление в процессе общения.

 У Хоманса социологические системы состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихевиоризме:

1. Положение успеха, которое состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие вознаграждается, тем чаще человек стремится производить это действие.

2. Положение стимула, которое описывает отношения между стимулом успешного дей­ствия и его повторением. Если какой либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, человек будет стремиться повторить и успешное действие.

3. Положение ценностей - согласно которому, чем более ценно для человека достижение определенного результата, тем больше он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.

4. Положение насыщения-голодания, в соответствии с которым, чем чаше в прошлом  личность получала особые вознаграждения, тем менее ценным будет для ней) повторение подобной награды, то есть развивается привыкание (насыщение) к награде, к вознаграждению.

5. Положение агрессии - одобрения, в соответствии с которым человек, не получивший вознаграждение, на которое рассчитывал или получивший наказание, которого не ожидал, стремиться продемонстрировать агрессивное поведение. И результаты такого поведения становятся для него более ценными, чем ожидаемая награда. Наоборот, если человек получил ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше того, на которое он рассчитывал, или же он не получил наказание, которое он предполагал, то он стремиться демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.

Этот набор из пяти положений, согласно Хомансу, объясняет поведение человека в любой ситуации. Он пытается применить эти положения при объяснении всех социальных процессов. Теория социального обмена Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного (жестко определенного) внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действий при этом заключена не в сознательном выборе людей, а в следовании правилам социального обмена. Та­ким образом, свобода человека оказывается лишь иллюзией выбора, подчиненного психоло­гическим правилам.

 

Конфликтология

В середине 20 века в современной социологии оформилась особое конфликтологическое направление, представители которого занимаются разработкой теории социального конфликта.

В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию, как помеху или угрозу социальной системе. Сторонники конфликтологического направления видят в конфликте естественную и прогнозировала составляющую в развитии общества.

У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Карл Мидлс. Представители: Ральф Дарендорф, Л. Козер, Чарльз Кули. Опираясь на идеи Маркса и Вебера, он утверждал, что любой макросоциологический анализ имеет значение лишь в том случае, если он касается проблемы борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

 Более четкие позиции в теории социального конфликта были разработаны в работах немецкого социолога, публициста и идеолога современного либерализма Р.Дарендорфа. В полемике с Т.Парсонсом, в частности с идеей равновесия социальной системы, он выдвинул в качестве центрального понятия социологии понятие конфликта как творческого начала об­щественной жизни и источника свободы в обществе.

 

Ральф Дарендорф

Он считал, что конфликт - важнейший элемент социального взаимодействия и каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты. В качестве основных функций соци­альных конфликтов можно отметить:

1. Интеграция социальной структуры.

2. Сохранение солидарности внутри групп.

3. Укрепление межличностных взаимоотношении.

4. Управление социальными изменениями

Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством (градация социального не­равенства может проводиться по самым различным параметрам, такими как престиж, доход, уровень образование и т.д.)

Социальное неравенство неизбежно ведет к конфликту. Все сложные общества основы­ваются на перераспределении власти. Люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти авторитета край­не ограничен поэтому члены любого общества борются за их перераспределение и картина «социального мира» представляет собой поле битвы множества социальных групп, борю­щихся друг с другом, возникающих и исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.

Он признавал, что функция власти состоит в поддержании целостности и сохранении со­гласованности ценностей и норм. Дарендорф придает наибольшее значение не интегративному аспекту, объединяющему общество, а деструктивному аспекту, который взывает кон­фликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.

Сам социальный конфликт непосредственно связан с интересом, поэтому чтобы понять природу конфликта, необходимо понять природу интереса. Содержание всякого конфликта связано с отношениями господства и подчинения, речь идет, прежде всего, о доступе к ре­сурсам, которые являются средствами достижения социальных целей и которыми располага­ет власть.

Сама власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают социальных конфликт неизбежным. Обладающие властью или влиянием заинтересованы в сохранении статус кво (Status Cvo). Не обладающие ими заинтересованы в их перерас-пределении и изменении сущест­вующего положения. Всякая социальная система сталкивается с фактом ограничения ресур­сов и имеет механизмы их распределения:

- экономическое распределение;

- властные отношения, чтобы предупредить любое нарушение системы экономического распределения;

- ценности, защищающие легитимность распределения власти;

- религиозные идеалы и верования, идеологические догмы, которые помогают соблюдать ценностные предписания.

В связи с этим конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а по­рядок  носит лишь черты «перемирия», являющегося следствием победы одной из сторон.

Способами разрешения социального конфликта не может быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, арбитража, посредничества и т.д.

Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа социальной структуры, степени ее открытости. Чем более жестким и закрытым является общество, тем меньше возможностей для социальной мобильности (как вертикальной, так и горизонталь­ной), тем меньше, следовательно, и вероятность конструктивного регулирования конфликта и тем выше потенциал социальной напряженности.

Сторонники конфликтологического направления в своих исследованиях раскрывают многочисленные причины и типологические истоки социальных конфликтов. Они    утвер­ждают, что в открытых демократических обществах, конфликт, который нацелен на сниже­ние антагонистического напряжения, выполняет функции стабилизации и интеграции  обще­ства. Благодаря терпимости в отношении социальных конфликтов, такое общество получает в свое распоряжение важный механизм социальной стабилизации.

Социальный конфликт - это своеобразный страхующий клапан общественной системы, по­зволяющий через реформы на новом уровне привести общество в соответствие с изменив­шимися условиями. Но подобный механизм регулирования конфликта не возможен при то­талитарном режиме, так как, подавляя конфликт, структуры власти тоталитарного режима блокирует предупреждающий сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катаст­рофы.

Таким образом, наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов фор­мой общества является демократическое, открытое и высокомобильное общество.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляет собой объект социологии?

2. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии?

3. Сформулируйте понятие предмета социологии.

4. Какова структура социологии?

5. Какое место занимает социология в системе наук?

6. Каковы функции социологии в обществе?

7. Какие методы использует наука об обществе?

8. Когда и как зародилась социология?

9. В чем сущность закона трех состояний О. Конта?

10. Что представляет собой закон классификации наук и как он сочетается с законом о трех состояниях?

11. Каковы основные положения материалистического направления в науке об обществе?

12. Назовите принципы позитивизма.

13. Каковы взгляды на общество Г. Спенсера?

14. Что такое социальный дарвинизм?

15. Назовите основные положения географического направления в позитивистской социологии.

16. Какова философская основа антипозитивизма?

17. В чем сущность «понимающей социологии»?

18. Что такое антропологическое направление в антипозитивистской   социологии?

19. В чем заключается психологический подход в социологии?

20. Перечислите направления психологического подхода и дайте характеристику каждому из них.

21. Назовите принципы неопозитивизма и его основных представителей.

22. Назовите основные этапы развития социологии в России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Учение Аристотеля об обществе.

2. Идеи социальной справедливости в раннем христи­анстве.

3. Воззрения на характер общественного устройства гума­нистов эпохи Возрождения.

4. Социальная доктрина О. Конта.

5. Социальная доктрина Г. Спенсера.

6. Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины.

7. Психологические школы в социологии.

8. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества.

9. Достоинства и недостатки марксистской социологии.

10. Проблемы социокультурной динамики в социологии П.Сорокина.

11. Характеристика позитивистско-натуралистических течений социологии (И. Кэри, Освальд, Ш. Воден, Г. Монтескье, Ж. Бокль, Гобино и др.).

12. Критическая социология Франкфуртской школы.

13. Ф Фрейдизм и неофрейдизм в социологии.

14. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).

15. Роль интеллигенции в возрождении России (по рабо­там С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавина).

16. Социология XX в.: эмпирия и теория.

17. Современный период развития социологии: ее парадигмы.

18. Перспективы социологической науки.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. ВеберМ. Избранные произведения. М., 1994.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

6. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социоло­гии XIX-XX вв. М., 1995.

7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.СПб., 1997.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод соци­ологии. М., 1991.

9. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск, 1997.

10. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1993.

11. Комаров М. С. Введение в социологию. М.,2004. Гл. 2.

12. Медушевский А.Н. История русской социологии: Учебное пособие. М., 1993.

13. Монсон П. Современная западная социология: теория, тради­ция, перспективы. СПб., 1992.

14. Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной со­циологии. М., 1995.

15. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 807.