Социальная теория Эмиля Дюркгейма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Э. Дюркгейм - французский философ и социолог, один из основателей современной со­циологии, первый профессор социологии во Франции. Он являлся продолжателем позитиви­стской традиции в социологии. Основные труды: «Правила социального метода», «О разде­лении общественного труда», «Самоубийство». Именно он сформулировал принципы социо­логии, которые стали хрестоматийными, и используются социологами всего мира. К числу условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать социальную реальность, имеющую осо­бое, только ей одной присущее, качество. Элементами социальной реальности являются со­циальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и есть предметы изучения социологии.

Социальные факты - коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, религиозные верования и т.д. Т.е. это политические, правовые, моральные, религи­озные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, религиозные обряды, язык, де­нежную систему, которые функционируют независимо от него, т.е. существуют объективно. Считать их фактами, доступными объективному изучению, наряду с магнетизмом или грави­тацией, было по тем временам революционным шагом. Он считал, что социальный фактор существует объективно, независимо от индивида, точно так же как и природные закономер­ности. Таким образом, согласно Дюркгейму, существует два основных признака социальных факторов:

1. Их объективное существование.

2. Их принудительное воздействие на людей.

Тем самым он исходил из понимания человека как социального существа, развитие ко­торого происходит под определяющим воздействием на него социальных норм и предписа­ний.

Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (т.е. совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества). Соци­альная интеграция существует тогда, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия (отклонение). Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах, см. работу «Самоубийство»).

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Он считал главным в человеке то, что сплачивает людей и цементирует общество - это социальная солидарность. Он выделяет два типа социальной солидарности: механическую и органическую солидарность.

 Механиче­ская солидарность присуща традиционному архаическому обществу, основанному на нераз­витости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принад­лежит сам себе, а коллективное сознание почти полностью нивелирует индивидуальные осо­бенности, индивидуальное «я». «Я» - это только «мы». Индивиды мало отличаются друг от друга, они привержены одинаковым ценностям и нормам. Общество сплочено, потому что индивиды еще не дифференцированы и социальное принуждение выражается здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отступление от норм коллективного поведения.

Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии  индивидов. Если механическая солидарность предполагает по­глощение индивида коллективом, то органическая солидарность напротив предполагает раз­витие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм на­зывает органической, по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выпол­няет свою функцию и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда, индивид осознает свою зависимость от общества, которое раньше поддерживалось репрес­сивными мерами. Поэтому здесь наблюдается ослабление коллективных показаний за наруше­ние запретов и расширение зоны индивидуальной свободы индивида. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса. Органическая солидарность в развитом обществе обозна­чает взаимодополнение общества и личности, чем больше в обществе разнообразия, тем вы­ше его терпимость, шире базис демократии.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 521.