М. Вебер и его «понимающая» социология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М. Вебер жил в одно время с Дюркгеймом, являлся соотечественником К. Маркса. На его взгляды оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений, такие как Н. Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Ницше, К. Маркс, Г.Риккерт и др. Свои взгляды он изложил в таких работах, как: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии».

Его взгляды на развитие общества значительным образом отличались от взглядов Mapкса и Дюркгейма, которые отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса счи­тал экономические факторы и верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества считал культурные ценности. Движущей силой общества он считал не пролетариат, а интеллигенцию. Он считается основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия, применив ее принципы к исследованию экономической истории, политической власти, религии и права. С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякая деятельность людей является объектом изучения социологии, а только те социальные действия, которые осмыслены людьми с точки зрения цели средств их достижения и ориентированы на других людей! Если дейст­вия рассчитаны на ответную реакцию не со стороны людей, а со стороны машин или приро­ды, оно не считается социальным. Не является таковыми и подражательные действия.

 Социальные действия составляют систему их сознательного и осмысленного взаимодействия: Социальные действия обладают двумя чертами: осознанная мотивация и ориен­тация на других. Без первого нельзя говорить о нем как о действии, без второго называть его социальным. Именно социальные действия и образуют предмет понимания так называемой «понимающей» социологии. Главная идея социологии Вебера - это обоснование возможно­сти максимально рационального поведения человека, проявляющегося во всех сферах чело­веческих взаимоотношений. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание - это скорее метафора, нежели точное поня­тие. Когда мы говорим о капиталисте, короле, рабочем и т.д., то мы имеем в виду среднеста­тистического представителя данного слоя, но капиталиста или рабочего вообще не сущест­вует, это абстракция, введенная в науку для того, чтобы одним именем обозначить целые совокупности фактов, людей и явлений, иначе их можно назвать идеальными типами. Идеальный тип представляет собой искусственно логически сконструированное, позволяющее выделить основные черты исследуемого объекта. Идеальный тип - это идеально-типичная конструкция, которая выражает то, что характерно для многих общественных явлений и позволяет умозрительно сконструировать социальные явления таким образом, как если бы это социальное явление имело место в идеальных условиях. Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действия будут совершаться именно таким образом как в реальности протекает то или иное историческое событие. Гово­ря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную практику - это первый шаг ученого, второй и более главный шаг - поиск логики мотивов, которые мо­гут раскрыть содержание и социальные связи тех или иных явлений.

Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм - это взаимодополняющие части социального исследования. Статистика дополняет содержатель­ный анализ, а вместе они составляют ядро научного метода.

Ученому необходимо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает и выяс­нить, что руководило индивидом, какие цели он преследовал, и воссоздать цепочку реальных действий на этой основе.

По мнению Вебера, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснений со­циальных действий на основе внутренних мотивов его учеников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия выделив четыре его типа:

1. Целерациональное действие;

2. Ценностно-рациональное действие;

3. Традиционное действие;

4. Аффективное действие.

Целерациональным действием, считается только такое действие, которое имеет осознан­ную цель и мотивацию. Здесь субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответ­ствующие средства для ее достижения. Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в Бога, что данное дей­ствие имеет эстетическую, этническую, религиозную или какую-либо иную ценность (само­ценность, собственную ценность для данного субъекта). Это действие не должно быть ориентировано на успех и выгоду. Как правило оно бескорыстно. Ценностно-рациональное дейст­вие не считается последствиями и ориентируется на собственные убеждения субъекта и в данном случае человек выполняет„то, что от него требует долг, достоинство, религиозные принципы и т.д. У такого действия в сопоставлении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл и ориентация на других.

Традиционное действие – это действие, совершаемое автоматически в силу привычки, оно диктуется обычаями, правилами, верованиями, и осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием и осуществляется в состоянии аффекта. Здесь поступок определяется не системой ценностей, не целью, а эмоциями. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, мотива, смысла и ори­ентации на других, т.е. эти два типа действия лишены признаков социального действия. Вебер считал, что два последних действия не входят в предмет социологии, т.к. человек выпол­няет их либо автоматически, опираясь на традиции, либо бессознательно, подчиняясь чувст­ву аффекта.

Выводы:

Идеи Вебера составляют фундамент современной социологии. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в теорию методологии социологии, заложил основы отраслевых со­циологии (религии, труда и т. д.). Идеи Вебера и Дюркгейма являются наивысшим развитием социологии. Они не только создали самую сложную теорию общества, но и заложили мето­дологию всей современно социологии. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера - самым крупным теоретиком социальной науки.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 533.