Значительное место в формировании теоретико-методологических принципов социологических исследований, в обогащении современных знаний исторического развития принадлежит русской социологической мысли второй половины XIX начала XX вв.
История социологии России XIX—XX вв. — это часть общемировой социологической культуры. Социология того периода теоретически выражала в различной форме требования реформирования существующих в России порядков. Поэтому ее появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным явлением, поскольку именно в это время начались интенсивные процессы индустриализации и урбанизации, изменения структуры общества, в результате чего идеи и идеалы дореформенного времени потеряли свою актуальность.
Вызванная реальной обстановкой того времени востребованность научно-рационалистического объяснения социальных процессов в их связи с общественным целым, желание адекватного понимания проблем социальной жизни привели к развитию социологии в России в традициях позитивизма. Работы русских социологов-позитивистов получили признание и известность во всем мире.
Для русской социологической мысли характерен ряд специфических черт:
антропологизм, то есть интерес к человеческой жизни;
историчность — при построении отвлеченных общественных теорий она отталкивается от конкретной русской действительности, ее интересуют будущее предназначение Российского государства и его роль в мировом историческом процессе;
синтетичность при изучении общества как органичного целого;
противоречивость (противоборство между славянофилами и западниками);
тесная связь социальной теории с антикрепостническим движением и отечественными революционными традициями;
связь социологической теории с французским Просвещением и немецким романтизмом, широкое распространение в России в конце XIX и начале XX в. марксизма, его растущее влияние на социально-политическую жизнь общества.
Во второй половине XIX в. в России зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены, и в основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество и дружеские контакты. Можно лишь с определенными оговорками говорить об одной сложившейся субъективной школе и двух неоформленных, полуорганизованных школах М.М. Ковалевского и Л. И. Петражицкого.
Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление представляли идеологи географического детерминизма Л. И.Мечникова (1838—1888) и др., и органицизма А.И. Стронина (1826-1889) и П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903).
Представителями психологического направления были: Е.В. де Роберти (1843-1915), Н.И. Кареев (1850-1931), Н.М. Коркунов (1853-1904).
Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников — М.А. Бакунина (1814-1876), П.Н. Ткачева (1844 - 1886) и существующей в их рамках субъективной школы социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).
Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М. Ковалевского (1851-1916) и ортодоксальный марксизм Г.В. Плеханова (1856-1918).
Для всех направлений и теории социологической мысли России характерным было обращение:
к процессам общественного развития страны;
специфике социально-классовых отношений и генезису социальных институтов;
роли личности и народных масс в историческом развитии.
Так, сторонники народнической социологии, исследуя социально-психологические аспекты общественных отношений и закономерности их развития (теория подражания Н.Михайловского,теория космического существования и будущности человечества Н. Кибальчича и Н. Морозова), отстаивали идею самобытности русской социально-экономической и политической жизни.
К концу XIX — началу XX в. особенно выделяется позитивистское направление в русской социологической мысли, ярким представителем которого был Максим Максимович Ковалевский - один из ведущих русских социологов, историк, правовед и этнограф.
М.М. Ковалевский:
принадлежал к числу создателей сравнительно-исторического метода, разработанного в рамках исторической социологии;
попытался обосновать плюралистический подход к обществу, многофакторности социального развития;
полагал, что социология "является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками". Социология, отмечал он, — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития.
В социологической теории М.М. Ковалевского учитывалось действие совокупности биологических, психических и экономических факторов. С помощью принципа плюрализма он пытался преодолеть односторонность уже существующих направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.
Ученик и секретарь М.М. Ковалевского - П. Сорокин отмечал, что центральной социологической -проблемой была проблема факторов социальной жизни.
В центре социологической теории М.М. Ковалевского находится также учение о солидарности, с помощью которого ученый:
объяснил историческое движение человечества как постоянный рост солидарности;
строится концепция прогресса, при этом под социальным прогрессом подразумевается расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народами.
Поэтому основной задачей социологии, по мнению М.М. Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считая ее патологией.
М.М. Ковалевский также выдвинул идею эволюции, т. е. органической смены стадий общественного развития. Ученый считал, что, используя сравнительно-исторический метод через "параллельное изучение факторов и явлений общественной эволюции народов, можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни". С помощью этого метода он пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях. Его интересовали, главным образом, истоки и генезис основных социальных институтов. Предметом изучения и социологического осмысления были такие социальные институты, как род, семья, община, институт частной собственности и государство.
Начало марксистской традиции в русской социологической теории положил Г.В. Плеханов, разрабатывавший вслед за К. Марксом проблемы материалистического понимания истории, роли личности и народных масс в общественном развитии.
Труды В.И. Ленина ознаменовали особый этап в развитии отечественной социологии. Ленин впервые из видных теоретиков соединил теорию с практикой. Это был деятель, одержимый революцией: в этом его преимущество и недостаток. Ленин и сформировался вначале как революционер, а потом уже как теоретик. Он читал К. Маркса именно с позиций политика, нацеленного на революцию, что и стало основой для детальной подготовки и проведению социалистической революции. А все, что мешало этому, Ленин просто отметал. Подобная заданность объективно ограничивала теоретические воззрения и политическую практику Ленина.
Основные положения ленинизма:
марксизм — идеологическая и теоретическая основа революции;
новые явления (того времени) капиталистического развития России делают возможным и реальным подготовку и осуществление революции;
необходимо использовать традиции русской социальной мысли и революционного движения.
Ленинские идеи социальной философии, строительства нового общества, трансформированные в политику КПСС, определили дальнейшее развитие социологии в СССР, реальной практики общественной жизни в России.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 510.