Сущность социального проектирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» – брошенный вперед: а) это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; б) это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов и явлений.

Социальное проектирование включает в себя две стороны: как научно-теоретическая деятельность и как предметно-практическая деятельность. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование связано, прежде всего, с социологией, социальной философией, политологией, регионоведением. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов.

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным проектирование.

Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задаёт эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности – как отдельные личности, так и организации, социальные институты и т.п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объектом социального проектирования являются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность.

В проблемное поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

· средства и предметы труда, социальная технология, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.;

· человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, социальным статусом, ролями в системе отношений;

· различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.д.);

· разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

· элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.).

В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами. Она имеет различные сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру. Поэтому проектирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики. На всех уровнях проектирования важно выявить связи, закономерности, характерные для данного уровня, определить системообразующие факторы и учитывать их при проектировании.

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное проектирование использует специальные методики. Методики – это способы достижения цели. А построение социального проекта – это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

а) Методика матрицы идей – это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

б) Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.

в) Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

г) Методика мозгового штурма – это связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления.

д) Согласно методики синектики несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект – особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

В процессе проектирования выделяют следующие этапы:

1) Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития;

2) Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

3) Паспортизация объекта – это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т.п.

4) Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов её удовлетворения (планирование, программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

5) После определения целей, опираясь на них, следует установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, её материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов:

а) частные задачи не должны быть растворены в общих;

б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

6) Прогнозирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения и т.п.). Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. Выработка точных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным – проектирование. На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование – это один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования.

7) Конструкт – это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, – конструкт социальной системы.

8) Проект системы – на этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, имеющиеся в ней.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 276.