Типы проектов по срокам их реализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для каждого социального проекта приходится определить временные рамки его реализации. Однако практика показывает, что в организационном отношении нет особой разницы, предполагается ли реализовать один проект за пять или шесть месяцев, а другой – за пять или шесть лет, разница проявится лишь при сопоставлении таких проектов между собой.

В мировой практике принято разделять проекты по срокам реализации на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные проекты

Обычно краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя. В социальной сфере потребность в ускорении сроков исполнения проекта может проявляться в чрезвычайных ситуациях (как было, например, при разворачивании пунктов психологической помощи населению после катастрофического землетрясения в Армении) и в некоторых других случаях, обычно все же не связанных с опережением конкурентов по внедрению нововведений.

Среднесрочные проекты

Обычно среднесрочные проекты осуществляются за 3—5 лет.

Практика среднесрочного проектирования мероприятий утвердилась в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, среднесрочное планирование своей работы ведет ЮНЕСКО. Распространенной стала практика создания среднесрочных программ, состоящих из множества проектов.

Долгосрочные проекты

Такие проекты осуществляются на протяжении. 10—15 лет. Это проекты, предусматривающие существенные социальные преобразования. Они сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. В то же время нельзя не видеть, что скорость научно-технических изменений (а значит — и социальных изменений, к которым они ведут) так велика, что сегодня вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне невозможно.

С учетом этого долгосрочные социальные проекты разделяются на последовательные этапы, ближайшие из которых разрабатываются конкретно, а отдаленные — в обобщенной форме, нередко лишь на концептуальном уровне.

Некоторые проекты, например, предусматривающие строительство социальных объектов, лучше поддаются планированию на всю долгосрочную перспективу. Строительный проект все же может быть доведен до конца на основе предварительного замысла даже при изменении внешних обстоятельств.

Псевдопроекты

Псевдопроект – видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Социальный феномен псевдопроектной деятельности вполне объясняется популярностью проектной формы. Мы выделим две разновидности псевдопроектов проекты-фикции и квазипроекты.

Проекты-фикции используют проектную форму как камуфляж. Это могут быть псевдопроекты по типу бендеровской конторы «Рога и копыта», когда фикция имеется уже на стадии замысла. Это могут бы и «потемкинские деревни», когда изображаются позитивные результаты проектов там, где они не были достигнуты. С проектами-фикциями приходится часто встречаться на конкурсах социальных проектов. Инициаторы проекта в этих случаях прежде всего заинтересованы в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или использовать на другие цели (тогда мы имеем дело с «Рогами и копытами»), или использовать на проект только частично, позже составив фиктивный отчет о расходовании средств и представив реализацию проекта на отдельных удавшихся объектах (тогда это – «потемкинские деревни»).

Квазипроектами называют такие, которые обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является. Форма проекта в этом случае позволяет сохранить инициаторам имеющееся положение под видом того, что это инновация. Квазипроект – это по сути «прожект Крутицкого», каким он описан драматургом А. Н. Островским (1823—1886) в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), но не демонстрирующий открыто ретроградной основы замысла. Следы «прожекта Крутицкого» можно обнаружить в некоторых программах социального и культурного развития территорий, в различных документах, связанных с проектированием социальной сферы.

Псевдопроекты отвлекают силы и ресурсы от реализации общественных интересов. Но есть у них и некоторое достоинство: они могут быть хорошим материалом для анализа в области социального проектирования.

8.6. Социальный проект: цели, задачи, основные требования к проекту

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуется последовательность событий, определенная логика

Проект — представляет собой описание конкретной ситуации, которая может быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приемлемая, конкретная и выполнимая форма для учреждения, организации.

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

· этапы и конкретные сроки их реализации;

· четкие и измеряемые задачи;

· конкретные и измеряемые результаты;

· планы и графики выполнения работ;

· конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.

5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 609.